ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-178/2023 от 18.07.2023 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сергеев А.А.

УИД 16RS0004-01-2023-000217-15

в суде первой инстанции дело № 2а-178/2023

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-12115/2023

Учёт № 024а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2023 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Шарифуллина В.Р., Гильфанова Б.К.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Вандер Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шарифуллина В.Р. дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2023 года, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Алексеевского района Республики Татарстан удовлетворить.

Обязать ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница», Алексеевский районный исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу на территории и в зданиях ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница», расположенных в <адрес>

1. оборудовать вход в каждое здание ручным металлодетектором;

2. установить дополнительные видеокамеры (наружные, внутренние) в количестве, обеспечивающем возможность обзора каждого здания центральной районной больницы с четырёх сторон, с записью событий не менее 30 суток и организовать постоянный их контроль;

3. заключить договор на специализированную сторожевую охрану;

4. на входе в стационар необходимо установить турникет;

5. установить ограждение по всему периметру центральной районной больницы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Дворянского И.Н., высказавшегося против доводов апелляционной жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

прокурор Алексеевского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к государственному автономному учреждению здравоохранения (далее – ГАУЗ) «Алексеевская центральная районная больница», Алексеевскому районному исполнительному комитету Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан об оспаривании бездействия, выразившегося в неустранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Тюлячинского района Республики Татарстан проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница».

По итогам обследования и категорирования ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» присвоена вторая категория опасности, таким образом при совершении противоправных посягательств на данный объект возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью большого количества людей.

Установлено, что организация имеет в своем составе поликлинику для взрослых, педиатрическую и стоматологическую поликлиники, диагностический корпус, лечебный корпус (стационар), родильное отделение, патологоанатомическое, административное здание, гараж, детскую молочную кухню, хозяйственный корпус.

При общей протяженности периметра территории ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» 776 метров, ограждение имеется только на участке протяженностью 450 метров.

Металлодетекторы в зданиях отсутствуют. В целях антитеррористической защищённости необходимо: оборудовать вход в каждое здание ручным металлодетектором; установить дополнительные видеокамеры (наружные, внутренние) в количестве, обеспечивающем возможность обзора каждого здания учреждения с четырёх сторон, с записью событий не менее 30 суток и организовать постоянный их контроль; заключить договор на специализированную сторожевую охрану; на входе в стационар необходимо установить турникет; установить ограждение по всему периметру учреждения.

Несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму по мнению административного истца может способствовать возможным террористическим актам, наступлению тяжких последствий их совершения, что является недопустимым.

Также Прокурором Алексеевского района указывается что в октябре 2022 года в связи с выявленными нарушениями в адрес главного врача ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» было вынесено представление об устранении нарушений антитеррористического законодательства. Однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Прокурор Алексеевского района Республики Татарстан просил признать незаконным бездействие ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и возложить на ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» обязанность обеспечить безопасные условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а именно: оборудовать вход в каждое здание ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» ручным металлодетектором; установить дополнительные видеокамеры (наружные и внутренние) в количестве, обеспечивающем возможность обзора всех зданий центральной районной больницы с четырех сторон с записью событий не менее 30 суток и организовать постоянный контроль; заключить договор на охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников лицензированных охранных организаций; на входе в стационар установить турникет; установить ограждения по всему периметру (территории) ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница»; возложить на исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан и на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность финансирования выполнения указанных требований.

Решением Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2023 года требования удовлетворены, решение суда принято в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 28 апреля 2023 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно определил имеющие значение для дела обстоятельства. Указывается, что судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии со статьей 103 Устава муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» Республики Татарстан исполнительный комитет района может выступать в качестве учредителя лишь муниципальных учреждений, а ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» с декабря 2011 года является государственным учреждением. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 13 декабря 2011 года № 1655 «Об утверждении Устава ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» учредителем учреждения является Министерство здравоохранения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Административный истец Прокурор Алексеевского района Республики Татарстан извещен, обеспечил явку своего представителя.

Административный ответчик исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан в суд не явился.

Заинтересованное лицо ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения Республики Татарстан извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В соответствии частью 1 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон «О противодействии терроризму») к одному из основных принципов противодействия терроризму относит приоритет мер предупреждения терроризма, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Согласно пункту 15 вышеуказанного Постановления антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: а) определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); б) оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; в) обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); г) организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории); д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); е) своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ); ж) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории); з) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму; и) своевременное выявление и немедленное доведение информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории); к) разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении; л) обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; м) проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений); н) своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации; о) разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений (пункт 16).

Из материалов дела видно, что прокуратурой Алексеевского района Республики Татарстан проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница».

30 марта 2023 года составлен акт проверки ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» (л.д. 5).

Проверкой установлено, что согласно Уставу ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» осуществляет лечебную деятельность.

Учредителем МАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» являлся исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, однако с 2011 года единственным учредителем данной медицинской организации является Министерство здравоохранения Республики Татарстан, в связи с чем организационно-правовая форма поменялась на государственное автономное учреждение здравоохранения (л.д.7-8).

Организация имеет в своём составе поликлинику для взрослых, педиатрическую и стоматологическую поликлиники, диагностический корпус, лечебный корпус (стационар), родильное отделение, патологоанатомическое, административное здание, гараж, детскую молочную кухню, хозяйственный корпус.

Медицинская организация располагается в одно и двухэтажных зданиях. Стационар на 96 круглосуточных и 39 коек дневного пребывания. В учреждении 342 сотрудника, автотранспортных средств в организации – 25 единиц. Каждое здание имеет один общедоступный вход в здание и запасные выходы. Территория организации огорожена декоративным металлическим забором (протяженностью 450 п.м. и высотой до 2.2 м.). Имеются проездные ворота, оборудованные автоматическим шлагбаумом. Наружное освещение осуществляется при помощи уличных настенных фонарей в количестве 8 штук. Общая площадь охраняемой территории – 25909 кв.м. Инженерные заграждения: высота забора до 2,2 м. имеется 1 организованный вход (КПП) для проезда машин, оборудованный шлагбаумом, 1 въезд для хозяйственных целей, оборудованный шлагбаумом, 2 шлагбаума постоянно запертые навесными замками, 4 входа для работников и посетителей. Общая протяжённость периметра территории ЦРБ составляет 776 м., при этом имеется ограждение только на участке протяженностью 450 м.

Из инженерно-технических средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации имеется: громкая связь, кнопка вызова полиции. Объект оборудован системой видеонаблюдения и видеорегистрации. Видеоизображение в олнайн-режиме выводится на монитор и в кабинете главного врача. Количество видеокамер – 16 шт. Металлодетекторов нет. Средства оповещения: громкая связь, телефоны городские, внутренние, сотовые. Имеется система оповещения людей о пожаре. На КПП имеется кнопка тревожно-вызывной сигнализации. Сигнал тревоги выводится на пульт ОВО по Алексеевскому району. Всего в наличии имеется три кнопки. На посту отделения медицинской помощи имеется телефон с автоматическим определением номера звонившего абонента.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства: 1) необходимо оборудовать вход в каждое помещение ручным металлодетектором 2) необходимо установить дополнительные видеокамеры (наружные, внутренние) в количестве, обеспечивающем возможность обзора всех зданий больницы с четырех сторон, с записью событий не менее 30 суток и организовать постоянный контроль 3) заключить договор на лицензированную сторожевую охрану 4) на входе в стационар установить турникет 5) установить ограждения по всему периметру больницы.

11 октября 2022 года №02-08-02/499-22-2-920006 прокурором района в адрес главного врача ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» Вильданова И.Х. вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 14).

На момент проведения проверки соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности выявленные нарушения федерального законодательства устранены не были.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие, выразившиеся в необеспечении надлежащей защитой медицинского учреждения, препятствует реализации требований законодательства, существенно нарушает права работников, указав, что перечисленные нарушения создают реальную угрозу их жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуаций. В этой связи суд пришел к выводу о доказанности доводов административного истца, на которые он ссылался в обоснование заявленных требований, и наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определяет противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Статьей 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (часть 3).

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частями 4 и 4.1 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации (часть 5).

Решение суда отвечает указанным положениям закона и правовым положениям.

Как следует из материалов дела, в медицинском учреждении выявлены нарушения пунктов требований, предусматривающих мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко второй категории опасности.

Данное обстоятельство подтверждается актом проверки ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» проведенного межведомственной комиссией 30 марта 2023 года (л.д. 5-6).

Выявленные нарушения, выразившиеся в необеспечении надлежащей защитой медицинского учреждения, действительно, создают реальную угрозу жизни и здоровью работников медицинского учреждения, а также лиц, находящихся на лечении в стационарах, что с учетом полномочий административного ответчика является основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Вместе с тем, принимая решение в части возложения обязанности на ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница», Алексеевский районный исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу на территории и в зданиях ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница», расположенных в <адрес>: оборудовать вход в каждое здание ручным металлодетектором; установить дополнительные видеокамеры (наружные, внутренние) в количестве, обеспечивающем возможность обзора каждого здания ЦРБ с четырёх сторон, с записью событий не менее 30 суток и организовать постоянный их контроль; заключить договор на специализированную сторожевую охрану; на входе в стационар установить турникет; установить ограждение по всему периметру больницы обязанности суд первой инстанции не учел, что в силу принципа разделения властей, суд не может подменять органы исполнительной власти и принимать решения, относящиеся к компетенции органов исполнительной власти.

Решения суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Положениями статьи 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусматривается, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4).

Пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района в частности отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 г. N 1052 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан (далее - Положение).

В силу подпункта 1.1 статьи 1 вышеприведенного Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан, указами и распоряжениями Раиса Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, а также настоящим Положением.

Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Республике Татарстан в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 18 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (подпункт 1.3 пункта статьи 1 Положения).

Согласно подпункту 1.6 пункта 1 Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в пределах ассигнований, выделенных на эти цели, в том числе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций для осуществления полномочий, переданных Республике Татарстан.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, а также в соответствии с пунктом 1.5 Устава ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница учредителем учреждения является Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

В силу части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в указанной части и об избрании такого способа восстановления нарушенного права административного истца, как возложение обязанности на ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения, с последующем сообщением об исполнении решения по настоящему делу прокурору и суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2023 года по данному административному делу частично изменить.

Признать незаконным бездействие ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» и Министерства здравоохранения Республики Татарстан в части невыполнения мероприятий по защите объектов ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» от террористической угрозы.

Возложить обязанность на ГАУЗ «Алексеевская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения Республики Татарстан сообщить об исполнении решения суда по настоящему делу административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и прокурору.

Несообщение об исполнении решения суда влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Наложение судебного штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о принятии указанных мер.

Решение суда в части возложения на исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан обязанности -оборудовать вход в каждое здание ручным металлодетектором; установить дополнительные видеокамеры (наружные, внутренние) в количестве, обеспечивающем возможность обзора каждого здания центральной районной больницы с четырёх сторон, с записью событий не менее 30 суток и организовать постоянный их контроль; заключить договор на специализированную сторожевую охрану; на входе в стационар необходимо установить турникет; установить ограждение по всему периметру центральной районной больницы - отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора к исполнительному комитету Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

В остальной части решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2023 года по данному административному делу – оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия; кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 31 июля 2023 года.