ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-179/20 от 10.02.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-406/2021

Судья Булгаков А.В. (номер дела в суде первой инстанции 2а-179/2020)

УИД 75RS0017-01-2020-000324-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Жилинского А.Г.

судей Пичуева В.В., Каверина С.А.

при секретаре Дружининой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 10 февраля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ононского района в интересах муниципального района «Ононский район» Миркутова А.В. к администрации муниципального района «Ононский район» о признании незаконным постановления Главы муниципального района «Ононский район» № 299 «О ликвидации юридического лица», возложении обязанности отменить данное постановление

по апелляционной жалобе Главы муниципального района «Ононский район» Бородиной О.А. на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия

установила:

20 августа 2020 года прокурор Ононского района Забайкальского края Миркутов А.В. в интересах муниципального района «Ононский район» обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района на основании обращения начальника Отдела культуры администрации муниципального района «Ононский район» Перевозчиковой С.А. о несогласии с постановлением главы муниципального района «Ононский район» № 299 «О ликвидации юридического лица» проведена проверка. В ходе проверки установлено, что 9 июня 2020 года постановлением Главы муниципального района «Ононский район» о ликвидации юридического лица – Отдела культуры администрации муниципального района «Ононский район» утвержден порядок ликвидации. Вынесение постановления о ликвидации юридического лица № 299 от 9 июня 2020 года главой муниципального района «Ононский район» основано на решении Совета муниципального района «Ононский район» № 27 от 27 марта 2017 года «Об утверждении структуры и схемы управления администрацией муниципального района «Ононский район», в редакции решении Совета муниципального района «Ононский район № 6 от 2 апреля 2019 года, № 9 от 22 мая 2020 года, который не дает Главе муниципального района «Ононский район» право принятия решения о ликвидации юридического лица – отдела культуры в целом, на Совете муниципального района «Ононский район» вопрос о ликвидации юридического лица – отдела культуры муниципального района «Ононский район», не рассматривался, решение о ликвидации статуса юридического лица, не принималось. Прокурор просил признать незаконным постановление главы муниципального района «Ононский район» № 299 «О ликвидации юридического лица», возложить на Главу муниципального района «Ононский район» обязанность отменить постановление № 299 «О ликвидации юридического лица» от 9 июня 2020 года ввиду его незаконности (л.д. 3-5).

Определением Ононского районного суда Забайкальского края от 14 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет муниципального района «Ононский район» (л.д. 128-129).

Решением Ононского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2020 года постановлено: административный иск прокурора Ононского района удовлетворить. Признать незаконным постановление главы муниципального района «Ононский район» № 299 от 9 июня 2020 года «О ликвидации юридического лица». Обязать главу муниципального района «Ононский район» отменить постановление № 299 «О ликвидации юридического лица» от 9 июня 2020 года ввиду его незаконности (л.д. 152-153).

В апелляционной жалобе Глава муниципального района «Ононский район» Бородина О.А. выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что истцом допущена подмена понятий «ликвидация отдела культуры» и ликвидация правового статуса «юридического лица» Отдела культуры администрации муниципального района «Ононский район», поскольку ликвидация производится для изменения правового статуса, а не ликвидации в целом. При этом администрация муниципального района «Ононский район» на основании п. 1.4 Положения «Об отделе культуры администрации муниципального района «Ононский район» является его учредителем и согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ уполномочен принимать решение о ликвидации юридического лица, кроме того, ответчик также обладает правом принятия данного решения в соответствии с п. 5 ст. 4.5 Положения «Об администрации муниципального района «Ононский район», утв. решением Совета муниципального района «Ононский район» от 15.11.2016 № 14. Подчеркивает, что в решении суда не отражено какой именно норме Устава противоречит решение Совета муниципального района «Ононский район» от 27 марта 2017 года № 26 «Об утверждении положения о структуре администрации муниципального района «Ононский район», поскольку основой вышеуказанного решения является модельный акт, разработанный администрацией Губернатора Забайкальского края, согласованный с прокуратурой Забайкальского края и размещенный на официальном портале Забайкальского края. Судом не дана оценка доказательства тому, что Глава администрации действовал в рамках исполнения пункта 6.9 поручения Губернатора Забайкальского края от 24.05.2018 № ПП-19-18 (л.д. 186-188).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица МКУ Отдел культуры администрации муниципального района «Ононский район» Томилин В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 203-206).

Административный ответчик администрация муниципального района «Ононский район», заинтересованное лицо Совет муниципального района «Ононский район», надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, представителей не направили, о причинах их неявки суду не сообщили.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Эповой Н.А., представителя заинтересованного лица МКУ Отдел культуры администрации муниципального района «Ононский район» Томилина В.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами административного дела и требованиями закона, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главы 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ) установлено, что глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Согласно статье 33 Устава муниципального района «Ононский район», принятого решением Совета муниципального района «Ононский район» № 22 от 15.09.2014 (далее - Устав), в систему муниципальных правовых актов муниципального района «Ононский район» входят: 1) Устав муниципального района «Ононский район, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) нормативные и иные акты Совета муниципального района «Ононский район»; 3) правовые акты Главы муниципального района «Ононский район»; 4) правовые акты администрации муниципального района «Ононский район»; 5) правовые акты контрольно-счетной палаты (л.д. 21-46).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Устава, Устав муниципального района «Ононский район» является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района «Ононский район». Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального района «Ононский район».

Решением Совета муниципального района «Ононский район» № 38 от 30.08.2017 утверждено Положение об отделе культуры администрации МР «Ононский район» (далее – Положение, Положение об Отделе культуры администрации МР «Ононский район»).

Согласно п.п. 1.2 и 1.3. Положения, Отдел культуры является структурным подразделением администрации МР «Ононский район», и юридическим лицом, имеющим штамп и круглую печать со своим наименованием, простые печати и штампы, бюджетную смету, лицевые счета в органах федерального казначейства, самостоятельный баланс.

Согласно ст. 25 Устава, Положение об администрации муниципального района «Ононский район» и структура администрации муниципального района «Ононский район», а также положения о структурных подразделениях, являющихся юридическими лицами, утверждаются Советом муниципального района «Ононский район» по представлению Главы муниципального района «Ононский район».

Решением Совета муниципального района «Ононский район» № 27 от 27.03.2017 (в редакции решении Совета муниципального района «Ононский район № 6 от 2.04.2019, № 9 от 22.05.2020) утверждена структура и схема управления администрацией муниципального района «Ононский район». В структуре администрации муниципального района «Ононский район», являющейся приложением № 1 к указанному решению, в качестве структурной единицы значится отдел культуры, как вид структурного подразделения или отраслевого функционального органа управления.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка на основании обращения Перевозчиковой С.А. о незаконности мер по ликвидации Отдела культуры администрации муниципального района «Ононский район» (л.д. 7-8).

В ходе проверки установлено, что 9.06.2020 Главой муниципального района «Ононский район» Бородиной О.А. принято постановление от 9.06.2020 № 299 о ликвидации юридического лица – Отдела культуры администрации муниципального района «Ононский район», назначена ликвидационная комиссия, утвержден порядок ликвидации (л.д. 13).

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что постановление о ликвидации юридического лица от 9.06.2020 № 299, принято Главой муниципального «Ононский район» Бородиной О.А. за рамками предоставленных ей полномочий.

Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Глава администрации МР «Ононский район» в соответствии с п. 5 ч. 4.5 Положения «Об администрации МР «Ононский район» представляет на утверждение Совета муниципального района порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; принимает решения об их создании, реорганизации и ликвидации, а также в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, как орган учредителя муниципального казенного учреждения, наделен правом принимать решение о ликвидации юридического лица – Отдела культуры администрации МР «Ононский район», судебная коллегия отклоняет.

Муниципальное казенное учреждение Отдел культуры администрации МР «Ононский район» зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица, учрежденного решением Совета муниципального «Ононский район» от 30.08.2017 № 38 (л.д. 97-98, 99-103).

В соответствии с п. 8.2. Положения об Отделе культуры администрации МР «Ононский район», реорганизация и ликвидация отдела культуры осуществляется решением Совета муниципального района «Ононский район».

Судом установлено, что на Совете муниципального района «Ононский район» вопрос о ликвидации юридического лица – Отдела культуры муниципального района «Ононский район» не рассматривался, решение о ликвидации юридического лица не принималось.

Вынесенное постановление о ликвидации юридического лица № 299 от 9.06.2020 Главой муниципального района «Ононский район» основано на решении Совета муниципального района «Ононский район» № 27 от 27.03.2017 «Об утверждении структуры и схемы управления администрацией МР «Ононский район» (в редакции решении Совета муниципального района «Ононский район № 6 от 2.04.2019, № 9 от 22.05.2020), однако данный правовой акт не дает право Главе муниципального района «Ононский район» принимать решение о ликвидации Муниципального казенного учреждения Отдел культуры администрации МР «Ононский район».

Ссылка жалобы на нарушение ч. 1 ст. 2 Закона Забайкальского края от 8.06.2009 № 192-ЗЗК «О реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае» при учреждении МКУ Отдел культуры администрации МР «Ононский район», не может повлечь отмену решения суда, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым по настоящему административному делу.

Судебная коллегия отмечает, что вопрос о соответствии решения Совета муниципального района «Ононский район» от 27.03.2017 № 26 «Об утверждении положения о структуре администрации муниципального района «Ононский район» Уставу МР «Ононский район» предметом административного иска прокурора не являлся. Вывод суда относительно указанного вопроса в мотивировочной части решения не привел к неправильному разрешению спорного правоотношения по существу заявленного требования.

Остальные доводы апелляционной жалобы, в том числе об исполнении Главой администрации пункта 6.9 поручения Губернатора Забайкальского края от 24.05.2018 № ПП-19-18, установленных судом обстоятельств дела и выводов суда не опровергают, не имеют правового значения для разрешения спора, являлись предметом оценки суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, для которой судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, оснований не усматривает.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ононского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи