ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1807/2021 от 19.05.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Лукьянова И.Б. Дело №...а-98/2022 (2а-1807/2021)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2022 года № 33а-2096/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Мещеряковой Н.В., Коничевой А.А.,

при секретаре Быстровой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению и.о. Вологодского транспортного прокуратура на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 17.01.2022 по административному исковому заявлению Вологодской транспортной прокуратуры к администрации Вологодского муниципального района Вологодской области, Комитету градостроительства и архитектуры Вологодской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., представителей Вологодского транспортного прокурора Филиппова И.В., администрации Вологодского муниципального района Батова А.А., Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области Лобановой Т.В., судебная коллегия

установила:

на территории Вологодского муниципального района располагается приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Вологда (АО «Вологодское авиационное предприятие»), утвержденная приказом Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации от 23.01.2020 № 13-П.

Вологодский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Вологодского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению внесения изменений, направленных на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Вологда в схему территориального планирования Вологодского муниципального района; обязать администрацию Вологодского муниципального района разработать и принять проект внесения изменений в схему территориального планирования Вологодского муниципального района с учетом приаэродромной территории аэродрома Вологда.

В обоснование указал, что материалы по установлению приаэродромной территории аэродрома Вологда поступили в администрацию Вологодского муниципального района 28.01.2020, однако до настоящего времени не обеспечено внесений изменений, направленных на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Вологда в схему территориального планирования Вологодского муниципального района.

Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 17.01.2022 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционном представлении и.о. Вологодского транспортного прокурора Ивойлов П.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Указывает, что отражение в Правилах землепользования и застройки сельских поселений Вологодского муниципального района приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Вологда не означает, что данная зона с особыми условиями использования территорий не должна быть внесена в документы территориального планирования Вологодского муниципального района. Разработка проекта изменений относится к компетенции администрации Вологодского муниципального района.

Представитель административного ответчика Вологодского транспортного прокурора Филиппов И.В. доводы апелляционного представления поддержал.

Представители администрации Вологодского муниципального района Батов А.А., Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области Лобанова Т.В. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, дополнительно пояснили, что на территории Вологодского муниципального района образуется Вологодский муниципальный округ, основным документом территориального планирования которого является Генеральный план.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

В статье 47 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с указанным Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (абзац 2 пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В соответствии со статьей 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях и (или) в границах сельских поселений, в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки; 4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (пункт 1 части 2 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что к схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт «д» части 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (часть 1 статьи 20 ГрК РФ).

Решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 14.12.2010 №255 утверждена Схема территориального планирования Вологодского муниципального района, включающая: 1.1. Положение о территориальном планировании Вологодского муниципального района (приложение 1). 1.2. Картографический материал (приложение 2): схему существующих границ поселений, входящих в состав Вологодского муниципального района; схему границ территорий объектов культурного наследия (проектный план); схему зон с особыми условиями использования территорий; схему транспортной инфраструктуры; схему размещения объектов капитального строительства местного значения (инженерная инфраструктура); схему размещения объектов капитального строительства местного значения (объекты обслуживания).Как следует из материалов дела, приаэродромная территория аэродрома Вологда в схеме территориального планирования Вологодского муниципального района не отражена.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», устанавливая правовые последствия принятия решения об установлении приаэродромной территории, определил нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые подлежат приведению в соответствии с принятым решением.

Так, в силу предписаний, содержащихся в статье 3 названного Федерального закона, ранее утвержденные правила землепользования и застройки поселения не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации. Срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствии с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.

Во исполнение данных предписаний в Правилах землепользования и застройки Майского сельского поселения, Кубенского сельского поселения, сельского поселения Подлесное, Прилукского сельского поселения, Семенковского сельского поселения, сельского поселения Сосновское, Спасского сельского поселения приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Вологда отражена в качестве зоны с особыми условиями использования территорий, установлен особый правовой режим использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

Сведения о зоне с особыми условиями использования приаэродромной территории в установленном законом порядке включены ЕГРН - учетный номер 35.00.2.95, реестровый номер 35:00-6.266, тип зоны – иная зона с особыми условиями использования территории, вид объекта - приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Вологда.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил и того, что необходимая для удовлетворения административного иска совокупность условий в настоящем деле отсутствует.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.

В силу статьи части 1 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района, а не администрацией Вологодского муниципального района.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», определяющий порядок принятия решения об установлении приаэродромной территории и его правовые последствия, не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по внесению изменений в схему территориального планирования муниципального района.

Не возлагают подобную обязанность и положения градостроительного законодательства, регулирующие порядок внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования (статьи 9, 20, 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Такая обязанность действует только в отношении Правил землепользования и застройки, которые в течение 6 месяцев должны быть приведены в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории (статья 3 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ, часть 8 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, нормативных правовых актов, которые бы возлагали обязанность на администрацию Вологодского муниципального района принимать меры по внесению изменений в схему территориального планирования Вологодского муниципального района при принятии решения об установлении приаэродромной территории, административным истцом не приведено, в силу этого признаков противоправности действий ответчика не установлено.

Кроме того, административный истец обязан подтвердить, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения (пункт 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обосновывая необходимость обращения в суд, Вологодский транспортный прокурор указал, что невнесение изменений в схему территориального планирования Вологодского муниципального района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в части законного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, осуществления экономической и иной деятельности в границах приаэродромной территории аэродрома Вологда.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствие отображения приаэродромной территории аэродрома Вологда на схеме территориального планирования Вологодского муниципального района, каким-либо образом нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Схема территориального планирования представляет собой стратегический документ, определяющий базовые направления пространственного развития местности, при этом документом, непосредственно определяющим виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, являются Правила землепользования и застройки, в состав которых входят градостроительные регламенты (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что сведения о границах приаэродромной территории аэродрома Вологда включены в Правила землепользования и застройки всех сельских поселений Вологодского муниципального района, находятся в открытом доступе в ЕГРН, то и использование земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости осуществляется с учетом приаэродромной территории аэродрома Вологда и вытекающих из этого ограничений.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, административным истцом не представлено.

Таким образом, разрешая поданное исковое заявление, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционное представление не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда Вологодской области от 17.01.2022 оставить без изменения, апелляционное представление и.о Вологодского транспортного прокуратура – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: