Судья Матюшева Е.П. Дело № 92RS0002-01-2023-001102-28
(номер дела в суде первой Производство № 33а-2832/2023
инстанции 2а-1808/2023) Категория 062а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2023 г. г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Орловой С.В.,
судей – Исаева С.Н., Бояриновой Е.В.,
при секретаре – Пономаренко Ю.С.,
с участием представителя административного истца – Шалык А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заворотного И. П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного истца Заворотного И. П. – Шалык А. Н. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2023 г.,
заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,
установила:
Административный истец Заворотный И.П., действуя через своего представителя, обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее, в том числе – Департамент), в котором просит признать незаконным и отменить решение Департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, изложенное в письме от 22 февраля 2023 г. № ГУ-исх-1569/23, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Заворотного И.П. от 20 февраля 2023 г. № ГУ-4864/23 и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, поданную Заворотным И.П. вместе с указанным заявлением.
В обоснование иска указано, что Заворотный И.П., являясь ребенком войны, в соответствии с Законом города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», имея право на первоочередное отведение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, 20 февраля 2023 г. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе ул. Лесхозной, площадью 800 кв.м. Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 22 февраля 2022 г. № ГУ-исх-1569/23 истцу отказано в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку, согласно паспорта заявителя, он зарегистрирован на территории города Севастополя с 27 мая 2016 г., то есть после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С данным отказом административный истец не согласен, поскольку при обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги, истец приложил паспорт гражданина Украины, из которого следует, что он с 15 июля 1988 г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а с 27 мая 2016 г. – по иному адресу: <адрес>, где до настоящего времени проживает.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2023 г. в удовлетворении административного иска Заворотного И.П. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Заворотного И.П. – Шалык А.Н., считает обжалуемое решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении. Также указывает, что при получении паспорта гражданина Российской Федерации в 2016 году истец прописался по новому адресу, а не вновь зарегистрировался на территории города Севастополя. В нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Заворотный И.П. не проживал на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г. Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, предоставленное истцом решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 ноября 2015 г. по делу № 2-8803/2015, которым установлен факт постоянного проживания истца на территории города Севастополя, ссылаясь на то, что истец не лишен права повторно обратиться к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги, приложив вышеуказанное решение суда. Между тем, положения Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденного приказом Департамента от 7 декабря 2021 г. № 11-АР, не содержат прямого запрета на истребование от заявителя дополнительных документов, необходимых для надлежащего предоставления государственной услуги, однако ответчик дополнительные документы не запрашивал, межведомственные запросы не осуществлял, что свидетельствует о ненадлежащем предоставлении государственной услуги. Кроме того, суд первой инстанции в обжалуемом решении не дал оценки регистрации административного истца на территории города Севастополя с 1988 года, сведения о которой имеются в паспорте гражданина Украины.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель административного истца Заворотного И.П. – Шалык А.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует и установлено судом, что 18 февраля 2023 г. Заворотный И.П. через МФЦ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе ул. Лесхозной, площадью 800 кв.м, с целью дальнейшего его использования для индивидуального жилищного строительства, указав в качестве оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив к указанному заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копию паспорта гражданина Российской Федерации, а также копию паспорта гражданина Украины.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенным в письме от 22 февраля 2023 г. № ГУ-исх-1569/23, административному истцу отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги. В качестве оснований отказа, административный ответчик, ссылаясь на пункт 2.9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденного приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 декабря 2021 г. № 11-АР (далее, в том числе – Административный регламент), а также на статью 2 Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» указал, что действие указанного закона распространяется на лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, тогда как согласно копии паспорта заявителя, Заворотный И.П. зарегистрирован на территории города Севастополя с 27 мая 2016 г., то есть после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Считая, что данным отказом нарушено право административного истца на приобретение земельного участка в аренду, истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая судебный спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, ссылаясь на положения подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 2.9.1 Административного регламента, статьи 2 Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», пришел к выводу, что при обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги Заворотным И.П. не предоставлены документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка, так как согласно паспорту гражданина Российской Федерации Заворотный И.П. зарегистрирован на территории города Севастополя с 27 мая 2016 г.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его решение на соответствие требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает следующее.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В городе Севастополе отдельные вопросы предоставления гражданам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности, применительно к истцу регулирует Закон города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС), которым установлены правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта – города федерального значения Севастополя (статья 1).
Согласно статье 2 данного закона его положения распространяются на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 г.
Раздел IV Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС определяет меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Севастополя, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, к которым, в том числе относятся граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 г.) было менее 18 лет (дети войны) (пункт 3 статьи 17 Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС).
Пунктом 4 статьи 18 Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС установлено, что граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 г.) было менее 18 лет (дети войны), предоставляется, среди прочих мера социальной поддержки – первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Так в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, в том числе, если к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 декабря 2021 г. № 11-АР утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) уполномоченного органа, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении указанной государственной услуги.
Подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента установлено, что к перечню документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, среди прочего относятся документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Росреестра от 2 сентября 2020 г. № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
В частности, пунктом 39 Приложения к указанному приказу Росреестра от 2 сентября 2020 г. № П/0321, предусмотрено, что документом, подтверждающим право на приобретение земельного участка в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, является выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов является, в том числе отсутствие в предоставленном пакете документов одного или нескольких документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в подразделе 2.6 Административного регламента, и обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (подпункт 4 пункта 2.9.1 Административного регламента).
Таким образом, обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, лежит на заявителе.
Из заявления административного истца от 18 февраля 2023 г. усматривается, что при подаче заявления в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Заворотным И.П. приложены следующие документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации серии №№, выданного отделом УФМС России по <адрес> 10 мая 2016 г.; копия паспорта гражданина Украины, выданного Гагаринским РО УМВД Украины в г. Севастополе 31 августа 1999 г., а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Вместе с тем, из копии паспорта гражданина Российской Федерации серии №№, следует, что Заворотный И.П. зарегистрирован на территории города Севастополя с 27 мая 2016 г. по адресу: <адрес>, при этом документов, подтверждающих факт регистрации или постоянного проживания Заворотного И.П. на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов по состоянию (18 марта 2014 г.), представлено не было.
При таких обстоятельствах Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, действуя в пределах своих полномочий, правомерно отказал в предоставлении государственной услуги и возвратил заявление Заворотного И.П. и приложенные к нему документы на основании подраздела 2.9 Административного регламента, статьи Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. № 106-ЗС.
Доводы представителя административного истца, о том, что при обращении с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении государственной услуги Заворотный И.П. предоставил паспорт гражданина Украины со штампом о регистрации на территории города Севастополя с 1988 года, в дальнейшем Заворотный И.П. при получении паспорта гражданина Российской Федерации в 2016 году прописался по новому адресу на территории города Севастополя, однако суд первой инстанции указанным доводам не дал правовой оценки, основанием к отмене законного решения суда первой инстанции не являются, поскольку паспорт гражданина иностранного государства в исследуемых обстоятельствах не является документом, с достоверностью подтверждающим факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации Заворотного И.П. на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г.
Указанный факт может быть подтвержден, в том числе паспортом гражданина Российской Федерации со штампом о регистрации на указанную дату на территории города Севастополя, справкой с места жительства (регистрации) о проживании на территории города Севастополя, а также вступившим в законную силу решением суда об установлении факта проживания на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г., однако указанные документы не были приложены Заворотным И.П. к заявлению, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание предоставленное истцом в судебном заседании решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 ноября 2015 г. по делу № 2-8803/2015, которым установлен факт постоянного проживания Заворотного И.П. на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г.
Доводы апелляционной жалобы представителя административного истца о том, что положения Административного регламента не содержат прямого запрета на истребование от заявителя дополнительных документов, необходимых для надлежащего предоставления государственной услуги, однако ответчик дополнительные документы не запрашивал, межведомственные запросы не осуществлял, что свидетельствует о ненадлежащем предоставлении государственной услуги, являются несостоятельными и опровергаются положениями вышеприведенных нормативных правовых актов, в том числе подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, пунктом 2.6 Административного регламента, в силу которых обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, лежит на заявителе.
В данном случае Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотрел в порядке оказания государственной услуги заявление Заворотного И.П., исходя из приложенных Заворотным И.П., документов, в связи с чем нарушений порядка оказания государственной услуги судебной коллегией не установлено.
Кроме того, права Заворотного И.П., не выполнившего приведенные выше требования закона о предоставлении документов, необходимых для оказания государственной услуги, оспариваемым решением не нарушены, он не лишен права повторно обратиться за оказанием той же государственной услуги, представив документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, по существу они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения по основаниям, предусмотренным статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Заворотного И. П. – Шалык А. Н. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –