ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1828/2022 от 21.10.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6839/2022

в суде первой инстанции дело № 2а-1828/2022

УИД 27RS0006-01-2022-001936-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Карбовского С.Р.,

судей: Чуешковой В.В., Зыковой М.В.,

при секретаре: Пациора Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Дегтяренко Е.Г. к администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления администрации Корфовского городского поселения № 65 от 22.03.2022г., возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе административного истца Дегтяренко Е.Г. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 июля 2022 года,

заслушав доклад судьи Зыковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дегтяренко Е.Г. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что с мая 2016 г. она является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных на территории СНТ «Виктория» в районе 14 км автотрассы Хабаровск- Владивосток. В марте 2022 г. она обратилась в администрацию Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района с заявлением об установлении фактического и юридического адреса своего жилого дома и дачного участка с присвоением им названия улицы (Звёздная), предоставив при этом выписку из Протокола № 4/2019 общего собрания членов садового некоммерческого товарищества «Виктория» от 29 сентября 2019 г. Постановлением № 65 от 22.03.2022 г. «О присвоении адреса объекту адресации» местонахождение ее участка указано как 18 километр, что не соответствует действительности и предоставленным ею документам, а именно, выписки из ЕГРН, Свидетельства о постановке на учёт юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, выписки из ЕГРЮЛ от 21 июня 2022г., Постановления № 85 от 23.03.2021 г. С решением администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края она не согласна, так как оно существенно нарушает и ущемляет ее гражданские и конституционные права и законные интересы, ближайшим населенным пунктом, расположенным в непосредственной близости от ее земельного участка и расположенного на нём дома, согласно Государственного каталога географических названий Российской Федерации за номером 0188052, является село Сосновка Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Просит суд признать незаконным и отменить Постановление администрации Корфовского городского поселения № 65 от 22.03.2022 г. «О присвоении адреса объекту адресации». Обязать администрацию Корфовского городского поселения присвоить объекту адресации зданию с кадастровым номером , расположенному на земельном участке площадью 1170 кв.м, с кадастровым номером , адрес: Российская Федерация, Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, городское поселение Корфовское, село Сосновка, территория СНТ Виктория, улица Звёздная, дом 2; обязать Администрацию Корфовского городского поселения присвоить объекту адресации земельному участку площадью 1170 кв.м, с кадастровым номером , адрес: <адрес>.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 июля 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований Дегтяренко Е.Г. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, неверным распределением бремени доказывания между сторонами.

Возражения на апелляционную жалобу в суд не поступали.

В судебное заседании суда апелляционной инстанции административный истец, административный ответчик не явились, уведомлены, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в соответствие со ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Дегтяренко Е.Г. является собственником жилого дома с кадастровым номером , и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу<адрес>

В марте 2022 г. Дегтяренко Е.Г. обратилась в администрацию Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением об установлении фактического и юридического адреса жилого дома и дачного участка с присвоением им названия улицы (Звёздная).

Постановлением администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 65 от 22.03.2022 г. «О присвоении адреса объекту адресации», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Присвоение (изменение) адресов объектам недвижимого имущества, расположенных на территории Корфовского городского поселения», утверждённого постановлением администрации Корфовского городского поселения — Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 26.07.2013 № 89, в целях упорядочения адресного хозяйства, постановлено:

- Присвоить объекту адресации зданию с кадастровым номером , расположенному на земельном участке площадью 1170 кв.м, с кадастровым номером , адрес: <адрес>.

- Присвоить объекту адресации земельному участку площадью 1170 кв.м., с кадастровым номером адрес: <адрес>.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Дегтяренко Е.Г. обратилась в суд, сославшись на нарушение ее прав, как собственника.

Разрешая заявленные исковые требования, отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 65 от 22.03.2022 г. незаконным, и, как следствие, удовлетворения требований административного истца.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку учитывая обстоятельства дела, примененные нормы материального права, оспариваемое решение, принятое административным ответчиком соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно основным понятиям, приведенным в пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; под объектом адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Законом N 443-ФЗ предусмотрено, что ведение адресного реестра и эксплуатация адресной системы осуществляются на принципах единства правил присвоения адресов, обеспечения полноты и открытости содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах (статья 3).

Согласно подпункту "а" пункта 3 вышеуказанных Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства.

В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации, с использованием федеральной информационной адресной системы.

Согласно пункту 7 Правил, присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в п. п. 27 и 29 Правил.

По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.

Согласно пункту 20 Правил, присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

В силу пункта 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48).

В силу частей 3 и 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи) и вносятся в уведомительном порядке в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Из представленных административным ответчиком в порядке ст.ст. 62,84,226 КАС РФ письменных доказательств следует, что в состав Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края входит 6 населенных пунктов: рабочий поселок «Корфовский», поселки «Хехцир», «18 километр», «24 километр», «Чирки», и село «Сосновка».(л.д.96-97)

Как следует из информации администрации Корфовского городского поселения от 16.05.2022 г. № 5-6-ЗП, в связи с тем, что большинство СНТ на территории Корфовского городского поселения расположены близ населенного пункта «Посёлок 18 километр», для всех Садовых некоммерческих товариществ решено использовать в адресе наименование данного населенного пункта.(л.д.9)

В ФИАС внесены сведения о месте расположения СНТ «Виктория»: Хабаровский край, муниципальный район Хабаровский, городское поселение Корфовское, поселок 18 километр, территория СНТ «Виктория». (л.д.84-86).

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда о том, что у органа местного самоуправления имелись законные основания для принятия оспариваемого постановления от 22.03.2022 г. за № 65 соответствуют изложенным выше нормам материального права.

При этом судебная коллегия отмечает, что оспариваемое постановление не нарушает прав административного истца, поскольку не прекращает ее вещных и жилищных прав на принадлежащие ей объекты недвижимости, не влечет недействительности правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, а, напротив, приводит адресацию принадлежащих ей объектов в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценил собранные по административному делу доказательства, а поэтому - постановил законное решение.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для дела либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Дегтяренко Е.Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий

Судьи: