ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1835/19 от 15.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Стародуб П.И. Дело № 33а-2528/2020

(№ 2а-1835/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 15 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Крым, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым, Министерству внутренних дел по Республике Крым, Отделу по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, о признании незаконным бездействия, признании незаконными решений и их отмене, возложении обязанности совершить определённые действия

по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, Министерства внутренних дел по Республике Крым ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором с учётом уточнений просил:

- признать неправомерными и отменить изложенные в письме Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым от 14 марта 2019 г. № 2.7-20/95398 «О направлении ответа на обращение» требования, в соответствии с которыми Инспекция не может осуществить постановку ФИО1 на учёт в связи с отсутствием в виде на жительство иностранного гражданина, серии , выданного 22 декабря 2014 г. ФМС (код подразделения 935), отметки о регистрации гражданина по месту жительства (пребывания);

- признать неправомерным и отменить решение Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым от 18 апреля 2019 г. № 07-20/00503-35 «О результатах рассмотрения жалобы», которым на основании статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба ФИО1 от 25 марта 2019 г. б/н (вх. Управления от 29 марта 2019 г. № 00435зг);

- возложить на Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Крым обязанность рассмотреть заявление ФИО1 в течение тридцати дней;

- признать неправомерными действия (бездействия) отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии, выразившиеся в неисполнении обязанности, установленной пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации сообщить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Крым в течение тридцати дней о факте регистрации ФИО1 на основании части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 25 декабря 2018 г.), сохранившего за собой гражданство Украины по адресу, указанному в паспорте гражданина Украины серии ;

- возложить на Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым обязанность в течение тридцати дней сообщить в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Крым о факте регистрации ФИО1 на основании части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 25 декабря 2018 г.), сохранившего за собой гражданство Украины по адресу, указанному в паспорте гражданина Украины серии .

Требования мотивированы тем, что ФИО1, являясь лицом, постоянно проживающим на территории Республики Крым, в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», заявил о своем желании сохранить гражданство Украины, в результате чего, за ним закреплен статус лица, постоянно проживающего на территории Республики Крым, имеющего гражданство Украины. 6 июня 2014 г. Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Крым было издано служебное письмо «О выдаче видов на жительство», адресованное подразделениям на местах, в котором, ссылаясь на положение части 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального конституционного закона, предлагается осуществлять выдачу видов на жительство лицам, заявившим о желании сохранить имеющееся у них иное гражданство. 22 декабря 2014 г. Феодосийским отделением Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Крым ФИО1 выдан вид на жительство серии , сроком действия до 22 декабря 2019 г., без отметки о его регистрации по месту жительства. При этом в служебном письме указывалось на необходимость осуществления переноса сведений о месте проживания лиц, указанных в паспортах граждан Украины в вид на жительство. 1 марта 2019 г., с целью постановки на налоговый учёт и получения соответствующего свидетельства, ФИО1 обратился с заявлением на имя начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым, с приложением к заявлению: паспорта гражданина Украины, выданного на его имя и регистрацией по месту жительства по адресу: <...>; адресной справки от 20 декабря 2018 г. о его регистрации по указанному выше адресу; вид на жительство, выданный на имя истца без отметки о регистрации по месту жительства (пребывания); паспорт для выезда за границу гражданина Украины с нотариально заверенным переводом на русский язык. 19 марта 2019 г. из Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым поступил ответ на обращение ФИО1 от 14 марта 2019 г. № 2.7- 20/05398, в котором сообщалось о невозможности его постановки на налоговый учёт, как иностранного гражданина, ввиду отсутствия отметки о регистрации по месту жительства в виде на жительство иностранного гражданина. Не согласившись с указанным ответом, 25 марта 2019 г. ФИО1 обжаловал его в порядке подчиненности в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым. 23 апреля 2019 г. из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым поступило решение от 18 апреля 2019 г. № 07-20/00503-35 «О результатах рассмотрения жалобы», которым жалоба ФИО1 была оставлена без удовлетворения, ввиду отсутствия в виде на жительство иностранного гражданина отметки о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, не поступлении в налоговый орган сведений о регистрации по месту жительства из органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, а также несоответствием формы поданного заявления о постановке на налоговый учёт в налоговый орган, требованиям, установленным пунктом 16 Особенностей приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 октября 2010 г. №129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями». По мнению административного истца, он, как лицо, постоянно проживающее на территории Республики Крым, был зарегистрирован в налоговом органе Украины, что подтверждается соответствующей справкой от 5 июля 1999 г., из чего следует, что сведения об административном истце и о наличии у него налогового номера по состоянию на 18 марта 2014 г. у налогового органа имелись, в связи с чем, на основании пункта 10 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», налоговый орган на основе имеющихся сведений был обязан обеспечить его постановку на налоговый учёт. Также, по мнению административного истца, отдел по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии проявил бездействие, выраженное в неисполнении требований пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно не сообщил в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым сведения о факте регистрации ФИО1 по месту жительства, которым является адрес: <адрес>, с целью его постановки на налоговый учёт, о регистрации которого отделу по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии было известно, что установлено справками о его регистрации по месту жительства, а также апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 5 мая 2016 г. по делу , которым были признаны незаконными требования, изложенные в письменном ответе Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым № МС- 14/7044 от 12 августа 2015 г.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым указал, что ФИО1 имеет статус иностранного гражданина, что подтверждается копией паспорта гражданина Украины, видом на жительство, выданным ему как иностранному гражданину в подтверждение права проживания на территории Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Для постановки иностранного гражданина на учёт в налоговом органе по месту жительства необходимо выполнение требований, установленных Особенностями учета в налоговых органах физических лиц-иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, разработанные в соответствии со статьями 83 - 85 НК РФ. Вместе с тем, в виде на жительство иностранного гражданина ФИО1 отсутствует отметка о регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Заявление административного истца о постановке на учёт в налоговом органе, составленное в произвольной форме, не соответствует Приложению № 6 к Приказу ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@, а документы, представленные с заявлением, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 16 Особенностей.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Министерства внутренних дел по Республике Крым указал, что у административного истца в виде на жительства отсутствует отметка о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, в связи с чем в налоговые органы сведения о регистрации ФИО1 не направлялись.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым указал, что сведения о регистрации ФИО1 по месту жительства (месту пребывания) на территории Российской Федерации из органов, осуществляющих регистрацию физических лиц в порядке пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации в Инспекцию не поступали. Заявление административного истца о постановке на учёт в налоговом органе, составленное в произвольной форме, не соответствует Приложению № 6 к Приказу ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@, а документы, представленные с заявлением, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 16 Особенностей.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым, Министерство внутренних дел по Республике Крым, отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, отдел по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2019 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично.

Признать незаконным бездействие отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии по неисполнению требований пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, выраженное в несообщении в десятидневный срок в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым сведений о регистрации ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>

На отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, с учётом установленных судом обстоятельств, возложена обязанность осуществить действия, направленные на исполнение требований пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, с рассмотрением вопроса о сообщении в десятидневный срок в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым сведений о регистрации ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>.

На отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить суду, а также ФИО1 сведения об исполнении решения по административному делу.

В удовлетворении остальной части требований – отказано.

С отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии в пользу ФИО1 взыскано 300,00 руб. в счёт уплаты государственной пошлины.

В апелляционной жалобе, поданной представителем отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в нарушение требований статей 59, 61, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции в обжалуемом решении не дал оценку ни одному из доводов и доказательств, представленных административным ответчиком в судебном процессе. Согласно ответу отдел по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии от 13 декабря 2019 г. № 53/21-49205, ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес> 13 июля 2002 г. как гражданин Украины на основании соответствующего паспорта серии . Таким образом, административный истец, как гражданин Украины, проживающий на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, регистрации по месту жительства не имеет. Вышеуказанная квартира числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республика Крым. Договор социального найма жилого помещения со ФИО1 в рамках Административного регламента не заключался. Документы, подтверждающие право пользования административным истцом указанной квартирой в администрации г. Феодосии, отсутствуют. На основании решения исполкома Феодосийского городского совета народных депутатов трудящихся от 29 июня 1977 г. № 208-е, квартира по <адрес> была предоставлена ФИО3, работающей дворником ДУ-I на состав семьи 3 человека на основании ордера общего образца. На основании ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР, ордер являлся правоустанавливающим документом на жилое помещение. В настоящее время таким правоустанавливающим документом является договор социального найма, который у ФИО1 отсутствует. Данная правовая норма имела юридическую силу до принятия Жилищного законодательства (2005 год). У административного истца отсутствует отметка в виде не жительство о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, в связи с чем в налоговые органы сведения о регистрации ФИО1 Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым автоматически не выгружались в базу данных ППО «Территория».

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указал, что в апелляционной жалобе административный ответчик просит принять решение о правах и обязанностях лица, не привлечённого к участию в административном деле.

В судебном заседании представитель Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, Министерства внутренних дел по Республике Крым по доверенностям от 10 января 2020 г. № 2 и от 27 сентября 2019 г. № 156 ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

От Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещённого надлежащим образом.

Заслушав пояснения административных ответчиков, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Украины, что подтверждается соответствующим паспортом гражданина Украины серии , выданным 12 июля 2002 г. Феодосийским ГО ГУ МВД Украины в Крыму. С 4 июня 1982 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

ФИО1 в течение одного месяца заявил о своем желании сохранить имеющееся у него гражданство и остался проживать на территории Республики Крым, являясь гражданином Украины, автоматически приобрел статус иностранного гражданина, что подтверждается материалами по выдаче вида на жительство в Российской Федерации гражданина Украины ФИО1

22 декабря 2014 г. ФИО1 выдан вид на жительство серии , сроком действия до 22 декабря 2019 г. без отметки о его регистрации по месту жительства.

12 августа 2015 г. за исх. № МС-14/7044 начальником Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым ФИО1 дан письменный ответ по вопросу переноса его регистрации по месту жительства: <адрес> из паспорта гражданина Украины в вид на жительство иностранного гражданина, в котором был разъяснён порядок подачи заявления иностранного гражданина о регистрации по месту жительства.

Не согласившись с указанным ответом, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 5 мая 2016 г. требования, изложенные в письменном ответе Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым № МС-14/7044 от 12 августа 2015 г. признаны неправомерными, и на Управление Федеральной миграционной службы по Республике Крым возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 в течение тридцати дней.

Вышеуказанным вступившим в законную силу судебным актом установлено, что сведения о наличии регистрации по месту проживания ФИО1 имелись в Управлении Федеральной миграционной службы по Республике Крым и в указанном случае, орган миграционного учёта самостоятельно был вправе запросить указанные документы в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления.

Во исполнение названного апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым, 6 июня 2016 г. ФИО1 в адрес Феодосийского отделения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым подано заявление, в котором административный истец просил перенести штамп регистрации с указанным в нём адресом: <адрес> с паспорта гражданина Украины в вид на жительство иностранного гражданина. Одновременно к заявлению были приложены копия апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 5 мая 2016 г., копия письма Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым № МС-14/7044 от 12 августа 2015 г., копия вида на жительство, копия паспорта гражданина Украины, копия паспорта гражданина Украины для выезда за границу.

27 июня 2016 г. отделом Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым и г. Севастополю в г. Феодосия направлен запрос в сектор по учёту и распределению жилой площади администрации г. Феодосии Республики Крым о предоставлении информации о наличии у ФИО1 права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Письмом заведующей сектором по учету и распределению жилой площади Администрации г. Феодосии ФИО4 от 12 июля 2016 г. дан ответ, в котором указано, что администрация г. Феодосии Республики Крым не заключала с гражданином ФИО1 договора социального найма жилого помещения на квартиру по <адрес>.

12 июля 2016 г. врио начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым и г. Севастополю в г. Феодосия Манзенко М.В. за исх. № МС-014/5908 ФИО1 дан ответ об отсутствии у последнего права пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу.

1 марта 2019 г., с целью постановки на налоговый учет и получения соответствующего свидетельства, ФИО1 обратился в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым с соответствующим заявлением, приложив к нему: копии паспорта гражданина Украины, выданного на его имя; копией адресной справки; копии вида на жительство; копии паспорта для выезда за границу гражданина Украины с нотариально заверенным переводом на русский язык, копии служебного письма от 6 июня 2014 г. № МС-13/73 Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым.

Письмом Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым «О направлении ответа на обращение» от 14 марта 2019 года исх. № 2.7-20/05398, ФИО1 сообщено о невозможности его постановки на налоговый учёт, ввиду отсутствия отметки о регистрации по месту жительства в виде на жительство иностранного гражданина.

25 марта 2019 г. ФИО1 обжаловал ответ в порядке подчиненности в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым.

18 апреля 2019 г. Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым принято решение по результатам рассмотрения жалобы № 07-20/00503-35, которым жалоба ФИО1 была оставлена без удовлетворения, ввиду того, что заявление о постановке на налоговый учет составлено в произвольной форме и не соответствует Приложению № 6 к Приказу ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ (форма «2-2-Учет), а в виде на жительство иностранного гражданина отсутствует отметка о регистрации по месту жительства. Сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) ФИО1 на территории Российской Федерации в налоговый орган из органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации не поступали, при этом обязанности налогового органа по затребованию такой информации действующим законодательством не предусмотрено.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в суд.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что поскольку ФИО3 совместно с членом своей семьи - ФИО1 вселилась в спорное жилое помещение, согласно действующего на тот период времени законодательства, на основании специального ордера, решение исполкома является действующим и не отменено, требований со стороны собственника жилого помещения - администрации г. Феодосии Республики Крым к ФИО1 о выселении из жилого помещения не предъявлялись, административный истец, являясь членом семьи съёмщика, пользуется всеми правами и несёт все обязанности, которые вытекают из договора найма служебного жилого помещения. А поэтому в силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» у ФИО5 имеется право пользования указанным жилым помещением, без ограничения срока его действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации. При этом, о регистрации гражданина ФИО1 органу миграционного учета было доподлинно известно.

Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 г. (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

Согласно части 1 статьи 4 вышеназванного Федерального конституционного закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 2 вышеуказанного Федерального закона, вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

В соответствии с частями 1, 11 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им вида на жительство подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства (при отсутствии места жительства - по месту пребывания).

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства) регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 14 поименованного Федерального закона, постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения (часть 1 статьи 16 Федерального закона).

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу пункта 7 части 2 статьи 12 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учёта осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Из материалов административного дела следует, что согласно адресной справке отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии от 20 декабря 2018 г., ФИО1, 31 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 13 июля 2002 г.

Согласно письму администрации г. Феодосии Республики Крым от 28 августа 2019 г. № 2-40/19342/1, квартира по <адрес> числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО6. Договор социального найма жилого помещения со ФИО1 на квартиру жилого дома по <адрес> в рамках Административного регламента «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения» не заключался. Документы, подтверждающие право пользования ФИО1 указанной квартирой в администрации г. Феодосии отсутствуют.

На основании решения исполкома Феодосийского городского Совета народных депутатов трудящихся от 29 июня 1977 г. № 208-е «О предоставлении служебных квартир», квартира по <адрес> была предоставлена ФИО3, работавшей дворником ДУ-I на состав семьи 3 человека. Указанным решением отделу по учёту и распределению жилой площади поручено выдать на заселяемые квартиры ордера особого образца.

Согласно ответу администрации г. Феодосии Республики Крым от 29 ноября 2019 г., указанное решение в части предоставления служебного жилого помещения ФИО3 не отменено и является действующим (л.д. 14-16, т. 2).

На основании лицевого счёта и карточки поквартирного учёта, имеются сведения о регистрации в указанной квартире ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (наниматель) с 4 октября 1977 г. по 16 марта 2005 г. (выбыла в связи со смертью); ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) с 4 июня 1982 г.

Согласно статье 122 Жилищного кодекса УССР от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единым основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение.

Из вышеуказанных обстоятельств следует, что поскольку ФИО3 совместно с членом своей семьи – сыном ФИО1 вселилась в спорное жилое помещение, согласно действующего на тот момент законодательства, на основании специального ордера, решение исполкома является действующим и не отменено, требований со стороны собственника жилого помещения - администрации г. Феодосии Республики Крым к ФИО1 о выселении из жилого помещения не предъявлялись, административный истец, являясь членом семьи съёмщика, пользуется всеми правами и несёт все обязанности, которые вытекают из договора найма служебного жилого помещения.

Таким образом, в силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» у ФИО5 имеется право пользования указанным жилым помещением, без ограничения срока его действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ФИО1 договора социального найма, в связи с чем у него не возникло право пользования вышеуказанным жилым помещением, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по г. Феодосии о предоставлении договора социального найма, заключенного между администрацией г. Феодосии Республики Крым и ФИО1 не соответствует требованиям законодательства, действующего на момент возникновения спорных отношений и являются незаконным.

При этом, о регистрации ФИО1 органу миграционного учёта ранее было известно, что подтверждается в т.ч. апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 5 мая 2016 г.

С момента выдачи ФИО1 вида на жительство без отметки о его регистрации по месту жительства до рассмотрения настоящего административного дела в суде первой инстанции, никаких мер административного воздействия, со стороны территориального органа миграции, к ФИО1 не принималось.

В силу пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27 декабря 2018 г.) органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Вышеуказанные действия органом миграционного учёта выполнены не были.

В то же время, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований о признании неправомерными и подлежащими отмене ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым от 14 марта 2019 г. № 2.7-20/05398 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 18 апреля 2019 г. №07-20/00503-35, а также возложении обязанности на УФНС России по Республике Крым рассмотреть заявление истца о постановке на налоговый учёт в течение 30 дней.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 27 декабря 2018 г.), особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Минфина Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями» утверждены Особенности учета в налоговых органах физических лиц-иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, разработанные в соответствии со статьями 83 - 85 НК РФ (далее - Особенности).

Согласно пункту 1 Особенностей, иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, либо получившие статус адвоката в Российской Федерации, иностранные граждане, которым принадлежат недвижимое имущество и (или) транспортные средства, а также иностранные граждане, которым выданы свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах.

В целях учета иностранных граждан в налоговых органах место проживания иностранного гражданина в Российской Федерации приравнивается к его месту жительства в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Особенностей, иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (далее - заявление о постановке на учет) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма утверждена приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@ (приложение 6) (ред. от 12.09.2016).

При подаче в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) заявления о постановке на учёт, одновременно с указанным заявлением налоговый орган представляются документы, указанные в пунктах 16 - 20 Особенностей, а именно: 1) заявление о постановке на учет; 2) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации; 3) вид на жительство иностранного гражданина с отметкой о регистрации поместу жительства в Российской Федерации.

Поскольку ФИО1, являющимся иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым было подано заявление неустановленной вышеуказанным приказом ФНС России формы, без отметки в виде на жительство иностранного гражданина о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, у налогового органа отсутствовали основания для его постановки на налоговый учёт и выдачи свидетельства о постановке на учёт. Также судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований в части возложения на Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым обязанности сообщить в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым сведения о факте регистрации ФИО1, поскольку такая обязанность, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, возложена на территориальные подразделения Министерства внутренних дел и такие сведения направляются в налоговые органы по месту нахождения лица.

Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции также пришёл к правильному выводу о том, что восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет возложение на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, являющийся юридическим лицом, структурным подразделением которого является отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, обязанности совершить действия, направленные на рассмотрение вопроса о сообщении в десятидневный срок в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым сведений о регистрации иностранного гражданина ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>, а также в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу с принятием по нему решения по существу.

Доводы Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский