Судья Фасхутдинов Р.Р. УИД 16RS0025-01-2021-003994-52 в суде первой инстанции дело №2а-1835/2021
в суде апелляционной инстанции дело № 33а-5017/2022
Учет № 024а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2022 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Куляпина Д.Н.,
судей Моисеевой Н.Н., Давлетшиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нурмухаметовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Давлетшиной А.Ф. административное дело по апелляционной жалобе Сахабутдиновой Алины Шаукатовны на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Сахабутдиновой Алины Шаукатовны к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и председателю Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханову Ильназу Ринатовичу о признании незаконными действий председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханова Ильназа Ринатовича по вынесению распоряжения № 108 от 5 октября 2021 года и признании незаконным распоряжения Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № 108 от 5 октября 2021 года оставить без удовлетворения».
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Петровой О.С., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда - отмене, судебная коллегия
установила:
Сахабутдинова А.Ш. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано, что Сахабутдинова А.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером .... в отношении которого председателем Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетхановым И.Р. вынесено распоряжение № 108 от 5 октября 2021 года о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства.
Между тем, внеплановая проверка может проводиться лишь в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, кем Давлетханова И.Р. не является, в связи с чем Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не вправе проводить проверку земельных участков, принадлежащих физическим лицам.
На основании изложенного административный истец просила суд признать незаконными действия председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханова И.Р. по вынесению распоряжения № 108 от 5 октября 2021 года и признать незаконным распоряжение Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан №108 от 5 октября 2021 года.
28 декабря 2021 года судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Сахабутдиновой А.Ш. ставится вопрос об отмене решения суда от 28 декабря 2021 года по мотиву его незаконности и необоснованности, судом неправильно применены нормы материального права, не выяснены имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, поскольку внеплановая проверка земельных участков, принадлежащих физическим лицам незаконна, муниципальный земельный контроль в полномочия ответной стороны в силу Положения о Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 25 ноября 2020 года не входит, плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года, при этом проверка в отношении Сахабутдиновой А.Ш. проводилась в 2020 году, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены надлежащим образом.
Административный истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя в судебное заседание.
Административный ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела видно, что административному истцу Сахабутдиновой А.Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 15-20).
Согласно акту обследования земельного участка №108 от 27 сентября 2021 года председателем Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетхановым И.Р. проведено обследование указанного земельного участка, в ходе которого установлено, что земельный участок зарос сорной травой, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не производятся.
На основании представления от 30 сентября 2021 года о выявленных в ходе обследования земельного участка нарушений 5 октября 2021 года председателем Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетхановым И.Р. вынесено распоряжение № 108 от о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером .....
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из законности действий ответной стороны по вынесению распоряжения № 108 от 5 октября 2021 года, поскольку органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории Пестречинского района Республики Татарстан является Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, при этом земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу, не используется в соответствии с его целевым назначением, что ведет к негативному воздействию на него, а также к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными в силу следующего.
В соответствии с абзацем вторым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа отнесено к числу вопросов местного значения городского округа.
Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи; предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (пункты 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение и конкретизации положений статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации на территории Республики Татарстан в юридически значимый период действовал Закон Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗРТ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан» (окончание действия документа - 02.11.2021г. Документ утратил силу в связи с принятием Закона РТ от 03.11.2021 № 82-ЗРТ, вступающего в силу со дня официального опубликования), согласно положениям статьи 3 которого муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Татарстан при использовании ими объектов земельных отношений ( оспариваемое распоряжение вынесено 05.10.2021 г.).
Так, внеплановая проверка проводится в случае поступления в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 5 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗРТ).
В силу статьи 4 Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года №83-ЗРТ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан» проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля в отношении граждан проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки.
В распоряжении (приказе) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки указываются: 1) наименование органа муниципального земельного контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) фамилия, имя, отчество гражданина, в отношении которого проводится проверка; 4) идентификационные признаки земельного участка (адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка, его кадастровый номер, категория земель, в состав которых входит земельный участок), который является объектом проверки (далее - проверяемый земельный участок); 5) правовые основания проведения проверки; 6) вид проверки (плановая или внеплановая) и форма ее проведения (документарная или выездная); 7) перечень документов, необходимых для представления гражданином; 8) даты начала и окончания проведения проверки.
Постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 10 апреля 2017 года №507 утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Пестречинского муниципального района (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента председатель Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района является главным муниципальным земельным инспектором. Должностные лица, специалисты Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района, в должностные обязанности которых входит осуществление муниципального земельного контроля, являются муниципальными земельными инспекторами.
Муниципальные земельные инспектора на территории муниципального образования осуществляют контроль в том числе за использованием земельных участков по их целевому назначению (пункт 1.7).
Объектами муниципального земельного контроля являются все земельные участки, расположенные в границах Пестречинского муниципального района (пункт 1.8).
Муниципальные земельные инспектора при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право проводить плановые, внеплановые, документарные, выездные проверки (пункт 1.9).
В силу пункта 2.9 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Решение суда соответствует приведенному законодательному регулированию.
Как следует из материалов дела, земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения и принадлежащий на праве собственности административному истцу, не используется в соответствии с его целевым назначением, что ведет к негативному воздействию на него, а также к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде, что подтверждается актом обследования земельного участка №108 от 27 сентября 2021 года (л.д. 21).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханова И.Р. по вынесению распоряжения № 108 от 5 октября 2021 года соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗРТ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан», постановлению Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 9 февраля 2012 года № 191 «Об утверждении административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Пестречинского муниципального района», в соответствии с которым органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории Пестречинского района Республики Татарстан является Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеплановая проверка к гражданам – собственникам земельных участков неприменима, плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года, муниципальный земельный контроль в полномочия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района не входит отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании законоположений, регулирующих спорные правоотношения, в частности, положений действовавшего на момент вынесения спорного распоряжения Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗРТ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан», а также Административного регламента.
Ссылка представителя административного истца на незаконность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска ввиду признания Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗРТ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан» утратившим силу на момент вынесения решения не может повлечь отмену судебного акта, поскольку данный нормативный акт являлся действующим в период принятия административным ответчиком распоряжения №108 от 5 октября 2021 года и правомерно положен в основу решения суда первой инстанции.
Более того, как следовало из пояснений представителя административного истца и материалами дела подтверждается, что административный истец к ответственности не привлекалась, предписаний об устранении допущенных нарушений не выносилось, соответственно вынесенное административным ответчиком оспариваемое распоряжение не повлекло правовых последствий, позволяющих сделать вывод о нарушении прав административного истца.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов ответной стороны, изложенных при рассмотрении дела судом первой инстанции и получивших соответствующую оценку в решении суда, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает, и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда отвечает указанным положениям закона, судом дана надлежащая оценка доказательствам на предмет их относимости и допустимости по рассматриваемому делу, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сахабутдиновой Алины Шаукатовны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 апреля 2022 года.
Определение07.04.2022