ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1839/2022 от 28.09.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело № 2а-1839/2022

№ 33а-17554/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 28 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Куловой Г.Р.,

судей Каримовой Ф.М. и Салихова Х.А.,

при секретаре Ширшовой Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шамсиева Тагира Фаатовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан, Государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан Фаззаловой Гульнур Фанисовне о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества, по апелляционной жалобе представителя Шамсиева Т.Ф. – Каргаполова Д.М. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от

20 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя Шамсиева Т.Ф. – Каргаполова Д.М., поддержавшего жалобу, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по адрес о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом, указав, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, ... кв.м., категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства.

11 декабря 2019 года обратился в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства: жилое, степень готовности 10%, площадь застройки №... кв.м., возведенный на земельном участке.

14 сентября 2020 года отказывая в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект капитального строительства, административный ответчик указывает на то, что земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, граничит с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций и является самовольной постройкой.

Административный истец полагает, что земельный участок, на котором расположен спорный объект незавершенного строительства, находится в третьей, пятой, шестой подзонах, что в силу п. 3 ст. 46 Воздушного кодекса РФ запретов на размещение жилой постройки не имеется, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Зубовского сельсовета муниципального района адрес Республики Башкортостан, земельный участок, на котором расположенный спорный объект капительного строительства, относится к зоне «коллективные сады неопределенного юридического статуса» - территории, предназначенные для ведения садоводства вне границ населенных пунктов. В настоящий момент установлен вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположенный спорный объект незавершенного строительства: жилое, для ведения дачного хозяйства, и выводы административного ответчика о невозможности капитального строительства на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, не основаны на законе.

В административном исковом заявлении истец просил отменить решение Управления Росреестра по адрес от 14 сентября 2020 года об отказе в государственном учете и государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства, обязать Управление Росреестра по адрес зарегистрировать права собственности на объект незавершенного строительства: жилое, площадью застройки №... кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес, с/с Зубовский.

Определением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Акционерное общество «Международный аэропорт Уфа», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ТСН «Яшма».

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от

20 июня 2022 года постановлено: в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан, Государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан ФИО1 о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества – отказать.

Не согласившись с решением суда, представитель ФИО2ФИО8 в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение, указав, что земельный участок подпадает в 3, 4, 5 и 6 подзоны приаэродромной территории аэропорта «Уфа» и в силу статьи 47 Воздушного кодекса РФ и положений Приказа Росавиации №... запрета на строительство жилых домов нет. Установленная приаэродромная территория разрешает строительство жилых домов без согласования с органами Росавиации РФ и не требует получения дополнительных документов. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии дается указание о том, что отсутствие в утвержденных градостроительных регламентах указания на возможность осуществления строительства жилых домов в границах территориальных зон, в которых находятся садовые земельные участки, на которые распространяется действие Закона N 217-ФЗ, не является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности на жилые дома в указанных в частях 12-13 статьи 70 Закона № 218-ФЗ случаях. Пунктом 12 статьи 70 Федерального закона от дата.№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается, что до дата допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом первой инстанции установлено, что датаФИО2 обратился в Управление Росреестра по адрес о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта незавершенного строительства – жилое площадью застройки ... кв.м., расположенного по адресу: адрес, сельсовет Зубовский, на земельном участке площадью ... кв.м. с кадастровым номером №.... Государственным регистратором прав ФИО1

дата в соответствии с п.п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства: жилое, в обоснование указано то, что объект незавершенного строительства: жилое, расположен на земельном участке с кадастровым номером №... который, согласно имеющейся в Управлении информации, располагается вблизи (граничит) с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций, и согласование строительства объектов на приэродромной территории аэродрома гражданской авиации ... с Приволжским МТУ Росавиации действующим воздушным законодательством РФ не предусмотрено, что было подтверждено ответом Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на запрос регистратора.

Также разрешая требования, суд первой инстанции указал, что из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности следует, что согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, истцом был представлен технический план здания от дата.

Согласно представленным сведениям, указанным в Техническом плане и Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости расположен в пределах кадастрового квартала №.... При этом, согласно подпункту 5 пункта 43 Требований в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости. Основанием для приостановления явилось то, что заявленный на регистрацию жилой дом согласно техническому плану расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., относящийся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства».

Согласно информации, имеющейся в Управлении, земельный участок с кадастровым номером №..., располагается вблизи (граничит) с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций.

Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции до дата), приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата№...-р утвержден перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации с указанием федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесен аэродром совместного базирования.

Согласно Приказа Росавиации от дата№...-П, приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Уфа установлена в порядке, предусмотренном статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от дата № 135-ФЗ, расположение планируемого к размещению объекта строительства в границах приаэродромной территории учитывается уполномоченным органом при выдаче разрешения на строительство. Согласование строительства объектов, расположенных в приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Уфа с Приволжским МТУ Росавиации, действующим воздушным законодательством РФ не предусмотрено. В этой связи, государственным регистратором прав направлен запрос в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан с просьбой сообщить, возможно ли строительство (размещение) указанного объекта незавершенного строительства – жилое на земельном участке с кадастровым номером №....

Административным ответчиком рекомендовано ФИО2 в целях устранения причин приостановления представить письменное решение о согласовании строительства объекта недвижимости на указанном земельном участке с соответствующими организациями, либо представить иной правоустанавливающий документ, подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства. дата административным ответчиком рассмотрены имеющиеся документы и уведомлением сообщено заявителю о неустранении причины приостановления учетно-регистрационных действий, а именно, рекомендовано представить письменное решение о согласовании строительства объекта недвижимости на указанном земельном участке с соответствующими организациями, либо представить иной правоустанавливающий документ, подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из поступившего от Администрации муниципального района адрес РБ ответа на запрос от дата следует, что МТУ Росавиация в отношении аэродрома гражданской авиации установлена приаэродромная территория в соответствии с проектом, разработанным АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропрект».

Проект решения «Разработка проекта Решения об установлении приаэродромной территории АО «Международный аэропорт Уфа» разработан в рамках реализации Федерального закона №135-ФЗ от дата «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Согласно данному Проекту решения на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности. На приаэродромной территории аэродрома «Уфа» выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, на земельный участок, с кадастровым номером: №... расположен в третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой подзонах. Собственник земельного участка с кадастровым номером №... за выдачей уведомления о соответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в том числе в результате изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» и «Выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», не обращался.

В соответствии с генеральным планом сельского поселения Зубовский сельсовет МР адрес РБ, утвержденным Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет МР адрес РБ №... от дата земельный участок расположен на территории, предусмотренной для размещения пастбищ, пашни, а также в зонах действия ограничений: зона санитарного разрыва от аэропорта «Уфа», зона с особыми условиями использования территории – приаэродромная территория аэропорта «Уфа». адрес данная территория для ведения гражданами садоводства и дачного хозяйства не выделялась, размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на данной территории не предусмотрено.

Из сообщения Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан следует, что строительство объектов капитального строительства в границах испрашиваемой территории не представляется возможным. дата государственным регистратором прав ФИО1 было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении жилого дома.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о регистрации, в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. Согласно приказу Росавиации от дата№...-П установлена приаэродромная территория аэродрома Уфа. дата Росавиацией в Управление Росреестра РБ направлены документы по установлению приаэродромной территории аэродрома Уфа.

На основании ст. 3 Закона о регистрации, п. 1.1. Приказа Росреестра от дата № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», данные документы были перенаправлены в Филиал ФГБУ «ФКП» по адрес для внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Однако, ФГБУ «ФКП» документы по установлению приаэродромной территории возвращены на доработку, в настоящий момент в ЕГРН сведения о приаэродромной территории аэродрома Уфа не внесены.

Кроме того, в рамках дела № №... в Арбитражный суд Республики Башкортостан от Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района адрес РБ поступило заявление о принятии обеспечительных мер. Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан дата ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Росреестра по адрес совершать какие-либо регистрационные действия в отношении спорных земельных участков, удовлетворено. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от дата определение Арбитражного суда Республики Башкортостан дата о принятии обеспечительных мер оставлено без изменения.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Положениями пунктов 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу пунктов 1-5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено понятие зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Пунктом 58 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (далее - Правила), предусмотрено установление приаэродромной территории для каждого аэродрома. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций устанавливается зона с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона

№ 135-ФЗ, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с Росавиацией. Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.

Принимая во внимание наличие приказа об установлении приаэродромной территории аэродрома адрес, а также отсутствие у ФИО2 разрешительной документации на строительство жилого дома, суд пришел к правильному выводу, что у государственного регистратора прав отсутствовали правовые основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права административного истца в отношении жилого дома.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шамсиева Тагира Фаатовича - Каргаполова Д.М - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья ФИО7