ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1847/19 от 03.03.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

№ 2а-1847/2019

№ 33а-2017/2020

Судья Цепелёва О.В.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 03 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рытиковой Т.А.

судей Кошелевой А.П., Быковой В.Б.,

при секретаре Париновой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Осипкина Дмитрия Владимировича на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Осипкина Дмитрия Владимировича к Главному управлению Минюста России по Москве о признании незаконным бездействия.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения Осипкина Д.В. изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на жалобу представителя административного ответчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Осипкин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Минюста России по Москве, в котором, с учетом уточнения требований, просил:

- признать незаконным бездействие Главного управления Минюста России по Москве, выражающееся в непринятии решения о государственной регистрации изменений в сведения о Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» (ОГРН ИНН ), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма № Р 14001), поступившего 17 июня 2019 г. в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве по электронной почте, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Осипкина Дмитрия Владимировича, и протокола №1 Внеочередного Съезда Межрегиональной общественной организации «Движения содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» от 05.05.2019;

- внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» (ОГРН ИНН ), не связанные с изменением в уставных документах, в части изменения сведений о физическом лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица на основании Протокола № 1 от 05.05.2019 внеочередного Съезда Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» и заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р 14001, а именно:

- прекратить полномочия Вдовенко Анастасии Сергеевны (ИНН ) как физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Межрегиональной общественной организации «движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона»;

- возложить полномочия на Осипкина Дмитрия Владимировича (ИНН: , дата рождения <данные изъяты> г., место рождения <данные изъяты>, должность президент, вид документа <данные изъяты>, серия и номер документа <данные изъяты>, дата выдачи: <данные изъяты> кем выдан отделом УФМС России по Новосибирской области в Советском районе г. Новосибирска, код подразделения 540-010, адрес места жительства: <данные изъяты> контактный телефон <данные изъяты> e-mail <данные изъяты>). как на физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона».

Обязать Главное управление Минюста России по Москве выполнить предусмотренные законодательством действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» (ОГРН , ИНН

В обоснование исковых требований указано, что 05 мая 2019 г. решением Внеочередного Съезда Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» Осипкин Д.В. был избран единоличным исполнительным органом - президентом указанной организации со сроком полномочий с 05.05.2019 по 04.05.2023 (протокол № 1 от 05.05.2019).

Согласно требованиям статьи 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона «О некоммерческих организациях» для внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, необходимо представить:

- заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма Р14001);

- решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающие в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменении в ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктом 53 Административного регламента № 455 документы для государственной регистрации некоммерческой организации представляются в центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальный орган почтовым отправлением или в форме электронных документов с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с вышеуказанным, в центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации были направлены с использованием сети Интернет заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений о руководителей Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» по форме Р Г4001 и протокол № 1 от 05.05.2019 внеочередного съезда межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона». Оба документа заверены усиленной квалифицированной электронной подписью Осипкина Дмитрия Владимировича.

30.05.2019 по электронной почте на имя Осипкина Д.В. поступило уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» в связи с внесением изменений в сведения о ней (письмо Минюста России № И-67590/19 от 29.05.2019) по причине предоставления сведений в ненадлежащий регистрирующий орган.

В уведомлении было указано, что документы для государственной регистрации Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» в связи с внесением изменения в сведения о ней, содержащиеся в Едином государственном реестре лиц, должны быть представлены в территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации (Главное управление Минюста России по Москве). Также особо отмечается, что свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае направления документов на государственную регистрацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

17 июня 2019 г. в адрес Главного управления Минюста России по Москве с использованием сети Интернет по электронной почте были направлены:

- протокол № 1 Внеочередного Съезда Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» от 05.05.2019, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью Осипкина Д.В.;

- заявление о внесении изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № 14001, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью Осипкина Д.В.;

- сопроводительное письмо № 20190617 от 17.06.2019 на имя и.о. начальника Главного управления Минюста России по Москве Юсупова Р.Р., подписанное усиленной квалифицированной подписью Осипкина Д.В.;

- копия письма Минюста России № И-67590/19 от 29.05.2019.

05 июля 2019 г. на имя Президента МРОО «Самооборона» Осипкина Д.В. по электронной почте поступило письмо Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве № 77/03-27954 от 02.07.2019 за подписью заместителя начальника Мезенцевой М.А., в котором описывается порядок предоставления сведений на регистрацию, но ничего не говорится об уже представленных на регистрацию документах, об осуществлении регистрации либо отказе в регистрации.

Согласно п. 82 Административного регламента, срок принятия решения о государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации не должен превышать 29 дней с даты поступления документов на государственную регистрацию, для политической партии (её регионального отделения) - 21 дня, для иной некоммерческой организации - 13 рабочих дней.

Из этого административный истец делает вывод, что Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве было обязано принять решение о регистрации изменений или об отказе в регистрации изменений в срок до 02.07.2019.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.07.2019 изменения в сведения об МРОО «Самооборона» в ЕГРЮЛ не внесены.

Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве допускает незаконное бездействие, выражающееся в неосуществлении государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином - государственном реестре юридических лиц в отношении Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» и лично Осипкина Д.В., как избранного единоличного исполнительного органа, чем препятствует Осипкину Д.В. вступлению в должность руководителя юридического лица и образованию единоличного исполнительного органа в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 -ФЗ «Об общественных объединениях».

Кроме того указывает, что в соответствии с п. 20 Административного регламента конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

- государственная регистрация некоммерческой организации (принятие решения о государственной регистрации; направление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации документов в соответствующий регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц; получение документов из регистрирующего органа; внесение сведений о некоммерческой организации в ведомственный реестр; формирование и выдача документов заявителю);

- прекращение исполнения государственной услуги по инициативе заявителя.

В соответствии со ст. 48 Административного регламента исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации некоммерческой организации (за исключением общественного объединения и религиозной организации):

- в случае, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, государственная регистрация некоммерческой организации может быть приостановлена однократно на срок, не превышающий трех месяцев.

Однако письмо от 02.07.2019 № 77/03-27954 Главного управления Минюста России по Москве носит информативный характер и не содержит никакого решения: ни о государственной регистрации, ни о приостановлении государственной регистрации.

Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

С указанным решением суда не согласился Осипкин Д.В. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Советского районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2019 года и принятии нового об удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что суд сделал вывод о предоставлении документов для государственной услуги, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, как о единственно возможном способе подачи документов. Однако пунктом 67 Административного регламента № 455 определено, что заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных услуг.

Документы на внесение изменений в ЕГРЮЛ были представлены административным истцом и получены административным ответчиком в полном объеме в соответствии с Административным регламентом № 455.

Письмо административного ответчика от 02.07.2019 не содержит никакого из предусмотренных пунктами 20 и 48 Административного регламента решений, такого решения не принято и по состоянию на 25.12.2019. Таким образом, ответчик бездействует, что выражается в неосуществлении им государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения представителя административного ответчика.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, подписанные усиленной квалифицированной подписью Осипкина Д.В. документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице - Межрегиональной общественной организации «Движение содействия общественной и личной безопасности «Самооборона» (ОГРН ИНН ), поступили в Главное управление по электронной почте 17.06.2019.

02 июля 2019 Главным управлением Минюста по Москве истцу дан ответ о том, что его материалы от 17.06.2019 рассмотрены и по результатам рассмотрения административному истцу разъяснен порядок предоставления документов, установленный пунктами 36,41,53 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ; указано, что необходимо подготовить документы с учетом рекомендаций Главного управления и требований, установленных законодательством РФ и представить (направить) материалы в Главное управление для последующего внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении Межрегиональной общественной организации. Представленные документы буту рассмотрены в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Порядок предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Согласно пункту 1 Административного регламента он устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

На основании пункта 36 Административного регламента для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно п.66 Административного регламента юридическим фактом - основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение центральным аппаратом Минюста России или его территориальным органом документов, представленных заявителем для государственной регистрации некоммерческой организации.

В силу п.67 Административного регламента заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно п.67.1 Административного регламента формирование заявления заявителем может осуществляться посредством заполнения электронной формы заявления на Едином портале государственных и муниципальных услуг без необходимости дополнительной подачи заявления в какой-либо иной форме.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещаются образцы заполнения электронной формы заявления.

В силу п.п.70.1, 71.1. Административного регламента при получении заявления в электронной форме в автоматическом режиме осуществляется форматно-логический контроль заявления, а также заявителю сообщается присвоенный заявлению в электронной форме уникальный номер, по которому в соответствующем разделе Единого портала государственных и муниципальных услуг заявителю будет представлена информация о ходе исполнения указанного заявления.

После принятия заявления его статус в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг обновляется до статуса "Принято".

На основании п.71.2 Административного регламента при предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю направляется:

уведомление о приеме и регистрации заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

уведомление о начале процедуры предоставления государственной услуги;

уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату государственной услуги;

уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

уведомление о возможности получить результат предоставления государственной услуги;

уведомление о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.

На основании п.п.77,79,82 Административного регламента срок принятия решения о государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации не должен превышать 29 дней с даты поступления документов на государственную регистрацию, для политической партии (ее регионального отделения) - 21 дня, для иной некоммерческой организации - 13 рабочих дней.

По результатам рассмотрения документов уполномоченный специалист готовит заключение и проект распоряжения Минюста России (территориального органа): о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации; о продлении срока рассмотрения заявления о государственной регистрации религиозной организации; о государственной регистрации некоммерческой организации; об оставлении заявления о государственной регистрации религиозной организации без рассмотрения; об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.

Юридическим фактом - основанием для принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации; о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации; о продлении срока рассмотрения представленных для государственной регистрации религиозной организации документов; об оставлении заявления о государственной регистрации религиозной организации без рассмотрения; об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - является заключение о результатах рассмотрения.

В соответствии с положениями ст. 21.1 Федерального закона от 27.07.201 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 852 утверждены Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

Данные Правила не представляют возможности обращения заявителя за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством направления их на электронную почту государственного органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (функций).

Согласно ст. 7 указанного Положения, для предоставления (выполнения) в электронной форме государственных и муниципальных услуг (административных процедур (действий), документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, а также услуг учреждений (организаций) с использованием Единого портала обеспечивается возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги, документов (сведений), необходимых для получения услуги.

Из приведенных норм права и представленных в дело доказательств следует, что направление административному истцу уведомления от 02.07.2019 о результатах рассмотрения представленных документов предусмотрено п. 71.2 Административного регламента, при этом такое уведомление, вопреки доводам апеллянта, не является решением, предусмотренным пунктом 79 Административного регламента, и не должно содержать в себе подобного решения. Уведомление носит информационный характер. На дату уведомления от 02.07.2019 предусмотренный п.77 Административного регламента срок для принятия решения о государственной регистрации, еще не истек.

Кроме того, в иске заявлены требования о признании незаконным такого бездействия ответчика, которое выразилось в непринятии им решения о государственной регистрации изменений в сведения об общественной организации.

На основании ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Незаконного бездействия, выраженного в непринятии решения о государственной регистрации изменений в сведения об общественной организации, как о том заявлено в административном иске и на что апеллянтом указано в жалобе, ответчиком не допущено, поскольку административному истцу в установленном законом порядке было направлено уведомление о результатах рассмотрения поданных документов с разъяснением действующего порядка подачи документов и предложением о повторной подаче документов с соблюдением требований законодательства. При этом, обязанности по принятию единственного решения - о государственной регистрации заявленных Осипкиным Д.В. изменений, на ответчика законом не возложено. Согласно приведенным положениям Административного регламента, ответчик по результатам рассмотрения поданных документов вправе принять любое из предусмотренных пунктом 79 Административного регламента решений.

Также, согласно положениям ч.3 ст. 227 КАС РФ, суд не вправе обязать административного ответчика принять конкретное решение, как просит истец, о государственной регистрации изменений в сведения об организации, поскольку не вправе подменять компетенцию соответствующего государственного органа в принятии решения по вопросу, входящему в его полномочия и, тем самым, исполнять его функции.

Направлением административному истцу уведомления от 02.07.2019 его права и законные интересы не нарушены, препятствия для реализации прав не созданы, поскольку разъяснен порядок подачи документов, соответствующий приведенным выше требованиям закона, который истцом был не соблюден, и предложено представить документы в установленном законом порядке.

Доводы апеллянта о соблюдении им установленного законом порядка подачи заявления и приложенных к нему документов основаны на неверном понимании им норм права, без учета приведенных выше положений Федерального закона от 27.07.201 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 852, а также Положения «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861.

Государственный услуги в электронной форме предоставляются с использованием Единого портала государственных услуг, соответственно и документы в электронной форме для получения таких услуг должны быть поданы через указанный Портал, а не непосредственно на сайт государственного органа.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку документы от административного истца поступили в Главное управление по электронной почте, а не в форме электронного документа через Портал государственных услуг, как это предусмотрено законом, при этом на ответчика законом не возложена обязанность принять по заявлению истца конкретное решение о государственной регистрации изменений в сведения об организации, о чем заявлено истцом в иске, Главным управлением нарушений требований федерального законодательства и незаконного бездействия не допущено.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, потому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Новосибирска от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осипкина Д.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи