Дело: 1я инст. №2а-1871/19, 2я инст. №33а-3724/2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Блейз И.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Дубровой А.В.,
помощник судьи-докладчика Благовидов А.В.,
с участием:
административных истцов Исько Н.В., Ружицкого А.Г.,
представителя административных истцов Потанина С.И.,
представителей административных ответчиков Кабаковой В.А.,
Журавского К.В.,
представителя заинтересованного лица Алексеенко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Ружицкого Анатолия Георгиевича, Исько Николая Владимировича, Крышталь Юрия Николаевича, Пономаревой Оксаны Валерьевны к Правительству Севастополя, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту по имущественным отношениям Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованные лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений г. Севастополя» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения, отмене приказа, аннулировании записей, по апелляционным жалобам административных истцов Ружицкого Анатолия Георгиевича, Исько Николая Владимировича, Крышталь Юрия Николаевича, Пономаревой Оксаны Валерьевны на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11 июня 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Ружицкий А.Г., Исько Н.В., Крышталь Ю.Н. обратились в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском в котором просили признать незаконным и отменить распоряжение Правительства Севастополя №195-РП от 20.03.2015 года «О передаче имущества, находящегося в собственности г. Севастополя в федеральную собственность» и п. № приложения к нему – акта приема-передачи имущества в части передачи жилых домов <адрес> в г. Севастополе, признании незаконным и отмене приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и пункты №, № приложения в части передачи указанных выше домов в оперативное управление ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений МО РФ». ДД.ММ.ГГГГ Пономарева О.В. обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с аналогичным иском. Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные административные дела объединены в одно производство.
ДД.ММ.ГГГГ истцами дополнены исковые требования о признании незаконными и отмене приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и пункта №№ приложения к нему в части передачи жилых домов <адрес> в оперативное управление ФГКУ «КТУМО МО РФ», аннулировании записей в п.п. № приложения к выписке от ДД.ММ.ГГГГ к Реестру собственности Севастополя нежилых зданий № от ДД.ММ.ГГГГ в части передачи Департаментом недвижимого имущества МО РФ указанных жилых домов ФГКУ «КТУИО МО РФ», аннулировании записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названные жилые дома.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11 июня 2019 года в удовлетворении административных исков отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, административные истцы подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.
Указывают, что суд первой инстанции не принял во внимание, что решениями Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета Депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении к числу служебных жилых помещений» квартиры в жилых домах № и № Херсонесского маяка соответственно были отнесены к числу служебных жилых помещений войсковой части № Севастопольского гарнизона. В соответствии с Соглашениями между Российской Федерацией и Украиной по Черноморскому флоту о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ст. 1 Закона Украины «О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины» имущество и финансовые ресурсы предприятий, учреждений, организаций и других объектов союзного подчинения, расположенных на территории Украины, являются государственной собственностью Украины жилой фонд <адрес> являлся собственностью Украины, а затем в соответствии с п. 6 Решения внеочередной сессии Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ собственностью города Севастополя. Положениями Закона города Севастополя №56-ЗС от 07.08.2014 года «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя», Положения об учете имущества собственности города Севастополя и ведении реестра собственности города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что является государственным имуществом города Севастополя, порядок его учета в Реестре, а также процедура передачи недвижимого имущества, которая не может быть осуществлена без включения его в Реестр собственности города Севастополя, что исполнено не было. В соответствии с п. 3 Порядка передачи имущества решение о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности г. Севастополя, в федеральную собственность принимается Правительством Севастополя по результатам рассмотрения заявления федерального органа государственной власти в области обороны. Обязательным приложением к указанному заявлению является перечень имущества, подлежащего безвозмездной передаче. При этом согласно п. 4 названного Порядка передача имущества, не включенного в заявление Федерального органа государственной власти в федеральную собственность, не допускается. Указывают, что оспариваемое распоряжение Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ принято в нарушение положений гражданского законодательства, требований федеральных законов, Закона №46-ЗС, Закона №56-ЗС, Постановления №702, Порядка передачи имущества, поскольку жилые дома <адрес> в Реестре собственности жилых домов г. Севастополе не находились, регистрация прав на них на момент передачи произведена не была, сама передача была произведена без обращения уполномоченного на то органа. Кроме того, указывают, суд первой инстанции не учел, что истцами были предъявлены требования только в части передачи в федеральную собственность жилых домов, в которых они проживают.
Административные истцы Исько Н.В., Ружицкий А.Г. и представитель истцов в судебном заседании на удовлетворении апелляционных жалоб настаивали по изложенным в них доводам.
Представители административных ответчиков и заинтересованного лица против удовлетворения жалоб возражали, полагали решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что административные истцы проживают в квартирах, расположенных в домах <адрес> в г. Севастополе, что отметками о регистрации в паспортх, выписками из домовых книг квартиросъемщика и договорами найма служебного жилого помещения, заключенными с войсковой частью № (т. 1 л.д. 20, 23, 32, 150).
На основании Соглашения от 28 мая 1997 года, заключенного между Российской Федерацией и Украиной, о параметрах раздела Черноморского флота, объекты военного городка №№, расположенного на мысе <адрес> в г. Севастополе, были переданы Военно-Морским Силам Украины.
Пунктами 3, 6 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета №7156 от 17.03.2014 года «О статусе города-героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В силу требований ст.ст. 2, 12.1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в редакции от 21.07.2014 года, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
До 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», в редакции от 25.07.2014 года, установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.
Таким образом, недвижимое имущество военного городка №, в том числе жилые дома <адрес> являются собственностью города Севастополя.
Статьей 34 Устава города Севастополя от 14.04.2014 года № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014 года, установлено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Устава Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Частью 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом установленных настоящей статьей особенностей (в редакции на дату издания обжалованного распоряжения).
Частью 2 указанной статьи установлено, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется на основании заявления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также прилагаемых к нему документов.
В силу части 3 статьи 9 данного Закона отсутствие государственной регистрации прав города Севастополя на недвижимое имущество, подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность.
Постановлением Правительства Севастополя №483 от 14.11.2014 года утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, пунктом 3 которого установлено, что решение о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность в соответствии с настоящим Порядком принимается Правительством Севастополя по результатам рассмотрения заявления федерального органа государственной власти в области обороны.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений МО РФ обратился к Губернатору города Севастополя с заявлением исх. № (т. 1 л.д. 180-181), в котором просил для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передать в федеральную собственность недвижимое имущество указанное в перечне (т. 1 л.д. 182-191), в том числе военный городок № п. № перечня, и закрепить его на праве оперативного управления за ФКГУ «КТУИО» МО РФ.
Распоряжением Правительством Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 117) из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность безвозмездно передано недвижимое имущество. Согласно п. № акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к названному распоряжению в федеральную собственность, среди прочего передан военный городок №, расположенный в б. Казачья, мыс Херсонес (т. 1 л.д. 118 оборот).
Следовательно, Правительство Севастополя вопреки доводам жалобы действовало в рамках своих полномочий, предусмотренных законом и делегирование полномочий по распоряжению собственностью города Департаменту по имущественным и земельным отношениям не лишает его указанного правомочия.
Как следует из Выписки из Реестра собственности города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 120) и пунктов № и № приложения к нему – Акта прима-передачи недвижимого имущества военных городков от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 121-124), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передал, а ФГКУ «КТУИО» МО РФ принял, в том числе два жилых дома военного городка 292, расположенного на мысе Херсонес в г. Севастополе.
В силу требований ст. 3 Закона города Севастополя № 56-ЗС от 07.08.2014 года «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Анализ вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что передавая жилые дома <адрес> в федеральную собственность Правительство Севастополя. Департамент по имущественным и земельным отношениям действовали в полном соответствии со своими полномочиями, при этом при передаче недвижимого имущества нарушений Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов допущено не было. Иные требования иска так же верно оставлены без удовлетворения судом как являющиеся производными и не нарушающими прав истцов.
Надлежит также отметить, что спорные жилые помещения были выделены истцам и членам их семей как служебные в период нахождения в трудовых отношениях с воинской частью и статус служебного жилья они не утратили.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Заявителями не доказано нарушение их прав, в защиту которых подан настоящий иск. Отсутствие нарушенных прав или законных интересов принятием оспариваемых решений является основанием для отказа в удовлетворении требований.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. Однако материалы дела не содержат доказательств в обоснование доводов административных истцов о нарушении их прав и законных интересов.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи