Судья Карпова Л.В. № 2а-1879/2021
Докладчик Певина Е.А. № 33а-2125/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 16 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.,
судей Толстик Н.В., Кузовковой И.С.
при секретаре Шевцовой К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Джафарова Камиля Николаевича на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 29 октября 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Джафарова Камиля Николаевича к Участковой избирательной комиссии №1330, Избирательной комиссии города Бердска Новосибирской области о признании незаконными протоколов участковой избирательной комиссии, признании недействительными итогов голосования.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения административного истца Джафарова К.Н., представителей административных ответчиков Черновой В.И., Фокиной Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Джафаров К.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить протокол по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва, протокол № 1 и протокол № 2 от 20.09.2021 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва участковой избирательной комиссии № 1330, итоги на данном избирательном участке признать недействительными.
В обоснование своих исковых требований указал, что решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 от 28 июля 2021 года № 2/2 он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.
20.09.2021 г. при проведении выборов депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва административным ответчиком в 08:06 в помещении УИК № 1330 по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина, 13 был изготовлен итоговый протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва. Указанный протокол, составленный административным ответчиком, нарушает его избирательные права.
17.09.2021 года по окончании дня голосования после 20:00 бюллетени из урны для голосования были упакованы в сейф-пакет № непредусмотренного и неустановленного в соответствии с действующим законодательством образца.
В соответствии с п. 3.5 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 N 13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» в отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, что было выполнено присутствующими членами УИК с правом совещательного голоса и наблюдателями. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Однако по устному заявлению члена УИК с правом совещательного голоса Д.А.С. ей было отказано в выдаче заверенной копии данного акта.
На момент ознакомления данный акт содержал следующие данные о количестве избирателей, получивших избирательные бюллетени: по выборам по Федеральному избирательному округу ГД ФС РФ - 199; по выборам по одномандатному избирательному округу № 137 ГД ФС РФ - 199; по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва - 200. После окончания работы УИК № 1330 списки не были убраны в специальный сейф для хранения, а после того, как все члены УИК удалились, председатель и секретарь УИК №1330 начали работать со списками и беспрепятственно могли вносить в них записи об избирателях, получивших бюллетени для голосования.
18.09.2021 около 07:30 наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса председатель Ч.В.И. ознакомила с решением УИК № 1330 от 18.09.2021 г. №, на заседание которого, никого из наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса, в нарушение ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, не пригласили.
Данным решением члены УИК №1330 с правом решающего голоса признали акт от 17.09.2021 о голосовании с использованием стационарного ящика и сейф-пакета недействительным; в нарушение требований постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 N 13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд», внесли итоговые данные в 3 акта; внесли итоговые данные по числу проголосовавших избирателей на 17.09.2021 в измененные акты и приобщили их к акту, находящемуся в сейф-пакете от 17.09.2021, вследствие чего итоговый данные изменились следующим образом: по выборам по Федеральному избирательному округу ГД ФС РФ - 212; по выборам по одномандатному избирательному округу № 137 ГД ФС РФ - 212; по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва - 198.
По данному факту 18.09.2021 им как Уполномоченным представителем Избирательного объединения Новосибирское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» была направлена жалоба председателю избирательной комиссии Новосибирской области, которая 19.09.2021 была направлена для рассмотрения по существу в территориальную избирательную комиссию города Бердска Новосибирской области, которая 19.09.2021 приняла решение № 25/160 об удовлетворении жалобы и отмене решения УИК № 1330 от 18.09.2021 № 14/61.
В ночь с 19 на 20 сентября 2021 года во время процедуры подсчета голосов, после вскрытия сейф-пакета № действительно было выявлено большее количество бюллетеней, чем в акте от 17.09.2021. Им как кандидатом было предложено признать данные бюллетени из указанного сейф-пакета недействительными, членом территориальной избирательной комиссии города Бердска Л.Г.П. предложено провести сверку бюллетеней из сейф-пакета по спискам избирателей согласно п. 4.5 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 N 13/103-8, но председателем УИК №1330 Ч.В.И. было предложено для голосования признать данные бюллетени действительными, как того требует п. 4.6 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 N 13/103-8.
Также при вскрытии еще одного сейф-пакета с идентификационным №, который согласно приложенному акту содержал исключительно бюллетени по выборам в Государственную Думу РФ, по которым проголосовало 218 человек, были обнаружены также бюллетени по выборам в Совет депутатов города Бердска в количестве 215 штук. Согласно п. 4.6 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 № 13/103-8 данные бюллетени должны быть признаны недействительными, однако членами УИК №1330 не было принято такое решение. В итоге все бюллетени были пересчитаны в общей массе.
После процедуры подсчета голосов участковая избирательная комиссия № 1330, в нарушение требований ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 85 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не провела итоговое заседание, не рассмотрела поступившие жалобы в день голосования, не утвердила общим решением итоговые протоколы по прошедшим выборам в Государственную Думу ФС РФ и Совет депутатов города Бердска. В итоговых протоколах №1 и №2 не указано количество поданных жалоб, в итоговом протоколе по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва указано неверное число поданных жалоб – 3 вместо поданных 4-х.
В нарушение требований ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 85 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», требований постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2021 г. N 13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд», председателем и членами избирательной комиссии с правом решающего голоса были подсчитаны недействительные бюллетени. Итоги подводились при наличии грубых и существенных нарушений действующего законодательства.
Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 29.10.2021 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С указанным решением суда не согласился административный истец ФИО1, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в новом составе.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции нарушает его права, предусмотренные статьями 45, 154, 14 КАС РФ, статьями 46-52, 118, 120, 123 Конституции РФ, статьями 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
ФИО1 полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушены нормы процессуального права.
Автор жалобы указывает, что им в предварительном судебном заседании было заявлено ходатайство о приобщении видеоматериалов на CD-диске, однако судом было предложено заявить данное ходатайство позже, поскольку стадия ходатайств закончилась. В основном судебном заседании административный истец не смог присутствовать, а суд первой инстанции, зная о необходимости совершения процессуальных действий со стороны административного истца, принял решение проводить судебное заседание в его отсутствие. Факт оставления ходатайства без рассмотрения в решении суда не указан, в связи с чем апеллянт полагает, что судом грубо нарушены положения статьи 45 и 154 КАС РФ.
Также грубо нарушены положения статей 45, 154, 14 КАС РФ, выразившееся в том, что суд разрешил ходатайство административного ответчика о привлечении третьего лица ФИО2, о котором административному истцу ничего известно не было, тем самым лишив автора жалобы законного права возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, согласно п.8 ст. 45 КАС РФ.
Кроме того, указано, что при вынесении решения суд ссылается на положения пунктов 3.9, 3.10, 4.3 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 №13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд», однако обстоятельства о сохранности и целостности сейф-пакетов и наличия на них индивидуальных серийных номеров административным истцом не оспаривалось, административным истцом оспаривались акты, поскольку данные актов не соответствовали находящимся в сейф-пакетах бюллетеням.
Автор жалобы полагает, что суд неверно трактует изложенные им доводы в части его жалобы в избирательную комиссию Новосибирской области, которая была удовлетворена решением ТИК города Бердска №25/160, так как он не заявлял о том, что ТИК города Бердска в указанном решении признала бюллетени из сейф-пакета недействительными, на основании чего считает, что данный вывод суда является надуманным и не основан на реальности.
Суд посчитал, что довод административного истца о том, что не проводилось итоговое заседание УИК №1330 является надуманным, при этом не проверил все обстоятельства.
В третьем пункте решения суд утверждает, что бюллетени, находившиеся в сейф-пакете № полностью соответствуют количеству проголосовавших избирателей, но в то же время суд признает, что акт, подтверждающий количество проголосовавших не имел информацию о количестве проголосовавших избирателей. При этом суд ссылается на п. 4.10 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 №13/103/8, требования которого членами УИК №1330 не выполнены.
ФИО1 обращает внимание, что в решении суда сделан вывод, что 19.09.2021 бюллетени из сейф-пакета № соответствуют количеству бюллетеней после исправления допущенных неточностей, в то время как решение ТИК города Бердска №25/160 от 19.09.2021 данные исправления признает нарушением действующего постановления ЦИК РФ №13/103/8 и отменила решение УИК.
На апелляционную жалобу поданы возражения Избирательной комиссией города Бердска и Участковой избирательной комиссией №1330.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Частями 2, 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как следует из обстоятельств дела решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 от 28 июля 2021 года № 2/2 ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.
Согласно административному исковому заявлению административный истец просит признать незаконным и отменить протокол по выборам депутатов Совета депутатов г. Бердска пятого созыва, протокол № 1 и № 2 от 20.09.2021 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва участковой избирательной комиссии № 1330, итоги голосования на данном избирательном участке признать недействительными.
Поскольку ФИО1 не являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в суд с административным иском обратился от собственного имени, при этом, наличие у него статуса уполномоченного представителя политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (л.д.23) не наделяет его полномочиями на обращение в суд с требованием о признании недействительными итогов голосования по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, то судом первой инстанции административному истцу было обосновано отказано в удовлетворении требований о признании незаконными протоколов № 1 и № 2 от 20.09.2021 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае, в частности:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва № 463 от 21.06.2021 назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19.09.2021.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01.07.2021 № 13/103-8 утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд (далее Положение), согласно п.1.1. которого, Положение применяется при проведении на территории Российской Федерации голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), назначенных на 19 сентября 2021 года, в соответствии со статьей 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), статьей 80.1 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ).
Согласно п. 1.3 Положения, голосование 17, 18 и 19 сентября 2021 года проводится с использованием формы голосования – голосование в помещении для голосования. Время голосования с 08.00 до 20.00 по местному времени (п. 1.5 Положения).
В соответствии с пунктами 3.3., 3.4., 3.5., 3.6., 3.8, 3.11 Положения 17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет.
Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается.
Сейф-пакет представляет собой средство (непрозрачный пакет из полиэтилена), предназначенное (предназначенный) для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее (имеющий) индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия.
Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования.
В отношении каждого сейф-пакета составляется акт который хранится вместе с сейф-пакетом.
Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования.
При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие (выезжавшие) при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования.
Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей.
Избирательные бюллетени из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования перемещаются в сейф-пакет (сейф-пакеты) 17 и 18 сентября 2021 года незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования.
Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) (пункты 3.5 - 3.10 Положения), с составлением акта (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2), который хранится вместе с сейф-пакетом.
Из представленной административным ответчиком суду апелляционной инстанции ведомости передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям для голосования на выборах депутатов Совета депутатов города Бердск пятого созыва следует, что 17.09.2021 членам избирательной комиссии с правом решающего голоса было выдано 438 бюллетеней, количество неиспользованных составило 240 бюллетеней, соответственно, было использовано 198 бюллетеней. 18.09.2021 было выдано – 359 бюллетеней, количество неиспользованных – 143 бюллетеня, использовано 216 бюллетеней.
Из акта о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета выборы в Государственную Думу и Совет депутатов следует, что члены участковой избирательной комиссии № 1330 составили акт о том, что 17.09.2021 в помещении участковой избирательной комиссии присутствующим был предоставлен пустой стационарный ящик для голосования № 1, который затем был опечатан и использован при проведении голосования в помещении для голосования.
Количество избирателей, получивших избирательные бюллетени – 199 – ФО, 199- одномандатные; 200 – Бердск.
По завершении голосования с использованием стационарного ящика для голосования № 1 избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет №, который запечатан (л.д.10).
Решением УИК избирательного участка № 1330 от 18.09.2021 № 14/61 акт от 17.09.2021 о голосовании с использованием стационарного ящика и сейф-пакета признан недействительным. В связи с неудобством внесения данных при совмещенных выборах в один документ решено вносить итоговые данные в 3 акта, отдельно по каждому виду выборов. Внести итоговые данные по числу проголосовавших избирателей на 17.09.2021 в измененные акты и приобщить их к акту, находящемуся в сейф-пакете от 17.09.2021 (л.д.12).
С учетом указанного решения УИК избирательного участка № 1330 составлен акт о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета, из которого следует, что 17.09.2021 количество избирателей, получивших избирательные бюллетени составило 198, по завершении голосования избирательные бюллетени помещены в сейф-пакет № (л.д.160).
Решением территориальной избирательной комиссии от 19.09.2021 № 25/160 принятым по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 решение УИК избирательного участка № 1330 от 18.09.2021 № 14/61 отменено. Указанным решением территориальной избирательной комиссии в действия председателя УИК № 1330 Ч.В.И. установлено нарушение требований Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд в части обеспечения сохранности избирательных бюллетеней. Однако ТИК пришла к выводу, что данное нарушение не являются достаточным основанием для признания всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными (л.д.18).
Таким образом, в связи с имеющимися противоречиями в актах о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета (л.д. 10, 160) в части количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, с учетом решения ТИК от 19.09.2021, из анализа имеющихся в деле письменных доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что число использованных 17.09.2021 бюллетеней по выборам депутатов в Совет депутатов г. Бердска составило 198, что подтверждается ведомостью передачи избирательных бюллетеней членам избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 4.2., 4.4., 4.5., 4.6 Положения при осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования и помещенных в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 3.3 Положения.
Число извлеченных из сейф-пакета избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 3.5 Положения.
Доводы административного истца в той части, что во время подсчета голосов из сейфа-пакета № было извлечено большее количество бюллетеней, чем было указано в акте от 17.09.2021, обосновано не были приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, административным истцом суду представлены не были. Имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, данное обстоятельство не подтверждают.
Из акта о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета (выборы в Государственную Думу) следует, что количество избирателей, получивших избирательные бюллетени составило 218. По завершении голосования с использованием стационарного ящика избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет №. При подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № составило 649.
Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что в данный сейф-пакет были помещены все бюллетени из стационарного ящика для голосования за 18.09.2021, а не только бюллетени по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
Указанные пояснения административных ответчиков подтверждаются ведомостями передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии за 18.09.2021.
Так, согласно данным ведомостям, 18.09.2021 членам избирательной комиссии с правом решающего голоса было выдано 922 бюллетеня для голосования по выборам депутатов в Государственную Думу РФ, количество неиспользованных составило 488 бюллетеней, соответственно, было использовано 434 бюллетеня. По выборам в Совет депутатов г. Бердска было выдано – 359 бюллетеней, количество неиспользованных – 143 бюллетеня, использовано 216 бюллетеней. Всего было выдано избирателям 650 бюллетеней, что на 1 бюллетень больше, чем находилось сейф-пакете №.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что УИК № 1330 не проводилось итоговое заседание опровергаются представленными в материалы дела протоколами участковой избирательной комиссии № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Новосибирская область – Искитимский одномандатный избирательный округ № 137; № 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу; об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 3 (л.д. 154-156) в которых содержатся подписи членов избирательной комиссии, в протоколе об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 3 указано количество поданных и рассмотренных жалоб. Доводы административного истца в той части, что количество указанных жалоб указано не верно, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Учитывая данные обстоятельства судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что доводы административного истца о том, что при голосовании на выборах депутатов Совета депутатов г. Бердска пятого созыва были допущены нарушения, повлиявшие на результат голосования, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, являются несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае: 1) рассмотрения административного дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) необеспечения права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика; 4) принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле; 5) если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело; 6) отсутствия в деле протокола судебного заседания, нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания;
Данные нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела допущены не были.
Согласно ч.1 ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.
Как следует из обстоятельств дела административный истец был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела на 29.10.2021 на 09.00 часов (л.д.64).
Таким образом, в силу положений ч.1 ст. 150 КАС РФ у суда отсутствовали основания для отложения рассмотрения дела.
Согласно ч.2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Как следует из материалов дела, ФИО1 не уведомлял суд о причинах своей неявки в судебное заседание, об отложении рассмотрения дела не просил.
При данных обстоятельствах основания полагать, что судом первой инстанции были нарушены процессуальные права административного истца у судебной коллегии отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 29 октября 2021 года ставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи