Дело № 2а-187/2023, 33а-3097/2023
УИД 68RS0026-01-2023-000235-17
Судья Осокина С.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2023 г. г. Тамбов
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Епифановой С.А.,
судей: Симоновой Т.А., Яковлевой М.В.,
при секретаре Кузнецовой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурылёвой Н.А. к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области о признании незаконным и отмене уведомления №1 от 20 апреля 2023 г., возложении обязанности,
по апелляционной жалобе главы администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области на решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 2 июня 2023 года,
заслушав доклад судьи Симоновой Т.А., судебная коллегия,
установила:
Мурылёва Н.А. обратилась в суд с административным иском с учетом его уточнения к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области (далее администрация) о признании незаконным и отмене уведомления администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 20 апреля 2023 года № №1, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование исковых требований административный истец указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером (далее к/н) ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Мурыли, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. 11 августа 2022 года она обратилась в администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом) на данном земельном участке.
22 августа 2022 года администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области выдала ей уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.
После завершения строительства жилого дома 14 апреля 2023 года она обратилась к административному ответчику с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на своем земельном участке с к/н ***, расположенным по адресу: Тамбовская область, Токаревский район д.Мурыли, приложив к уведомлению все необходимые документы: выписку из ЕГРН на земельный участок, технический план построенного здания.
20.04.2023 года административный ответчик вынес уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В качестве единственного основания для вынесения уведомления указано отсутствие деревни Мурыли в Правилах землепользования и застройки Токаревского поселкового округа и Генеральном плане Токаревского поселкового округа, также имеется ссылка на п.1 ч.19 ст.55 ГрК РФ.
Не согласившись с доводами администрации, административный истец обратилась в суд, указывая, что в 2021-2022 года в ходе судебных разбирательств были установлены некоторые обстоятельства, касающиеся деревни Мурыли. Администрация препятствовала ей осуществлять строительство в д.Мурыли, на собственном земельном участке с к/н *** путем вынесения уведомления о несоответствии параметров строительства, однако данные действия администрации решениями судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 13.09.2021; Второго Кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2021, Токаревского районного суда Тамбовской области от 20.12.2021 признаны судами незаконными, и были возложены обязанности на администрацию выдать уведомление о соответствии параметров строительства. Только по итогу вышеуказанных судебных разбирательств администрация в 2022 году выдала ей уведомление о соответствии строительства. Также решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 24.08.2022 г. действия администрации по не внесению д.Мурыли Токаревского района в Закон Тамбовской области №72-З, Правила землепользования и застройки, Генеральный план признаны незаконными, и администрацию обязали исправить допущенную ошибку.
Административный истец указывает, что оспариваемое уведомление не содержит сведений о несоответствии каких-либо параметров построенного дома установленным нормам. Более того, устранение препятствий после строительства, согласно текста уведомления, зависит не от нее, а от ответчика. Таким образом, Мурылеву Н.А. лишают права на жилье, установленного п.1 ст.40 Конституции РФ.
Административный истец просила признать уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 20 апреля 2023 года № 1, вынесенное администрацией Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области – незаконным и отменить его и обязать администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области выдать ей уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельном участке с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, деревня Мурыли не позднее пяти рабочих дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 2 июня 2023 года административное исковое заявление Мурылёвой Н.А. удовлетворено. Признано незаконным и отменено уведомление администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 20 апреля 2023 года № 1. Возложена обязанность на администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области выдать Мурылёвой Н.А. уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельном участке с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, деревня Мурыли не позднее пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе глава администрации Токаревского поселкового округа Н.С. Федотов не согласился с вынесенным решением. Указывает, что требования Градостроительного законодательства при выдаче уведомления соблюдены, выдать уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельном участке с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, деревня Мурыли не представляется возможным, поскольку при выдаче такого документа необходимо присвоить строению адрес, что не представляется возможным осуществить ввиду отсутствия населенного пункта д. Мурыли в документах территориального планирования муниципального образования. Подчеркивает, что административный регламент предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Просит решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 2 июня 2023 года отменить.
Мурылева Н.А. возражает против доводов апелляционной жалобы. Считает, что устранение обстоятельств, которые, по мнению администрации, препятствуют выдаче уведомления, зависит не от неё, а от администрации. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области по доверенности Рузаеву Ю.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Мурылева И.Ю., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1 ст.218 КАС РФ).
Как установлено судом и это следует из материалов дела, Мурылевой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 4024 кв.м., расположенный по адресу: Тамбовская область, р-н Токаревский, д.Мурыли, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
С целью осуществления планируемого строительства 11 августа 2022 года Мурылёва Н.А. направила в администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области уведомление о планируемом строительстве жилого дома.
При этом, в уведомлении заявителем указаны сведения об адресе земельного участка, кадастровый номер, вид разрешенного использования земельного участка, приложены соответствующие документы.
22.08.2022 административному истцу Мурылевой Н.А. администрацией Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области за №5 было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с к/н ***
После завершения строительства жилого дома административный истец Мурылева Н.А. 14.04.2023 подала в администрацию уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указав обязательные графы для заполнения, в том числе сведения о земельном участке с к/н ***, адрес земельного участка Тамбовская область Токаревский район д.Мурыли.
По результатам рассмотрения уведомления Мурылёвой Н.А. уведомлением №1 от 20.04.2023 года администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области указала на несоответствие жилого дома, расположенного на земельном участке с к/н *** с адресом Тамбовская область Токаревский район д.Мурыли, требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям: в Правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории муниципального образования Токаревский поселковый округ Токаревского района Тамбовской области отсутствует населенный пункт – д.Мурыли Токаревского района Тамбовской области. Земельный участок с к/н *** расположен вне границ населенных пунктов.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя административные исковые требования административного истца, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого уведомления требованиям пункта 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и нарушения прав, законных интересов административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении и толковании норм материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку судов по правилам статьи 84 КАС РФ.
В силу пункта 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Перечень оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности приведен в части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Давая оценку оспариваемому уведомлению, суд первой указал, что основанием для его выдачи послужило отсутствие в Правилах землепользования и застройки и Генеральном плане сведений о границах населенного пункта - деревни Мурыли. Вместе с тем, какие конкретно параметры объекта индивидуального строительства не соответствуют требованиям, установленным Правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, в оспариваемом уведомлении не приведено.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что согласно выписке из ЕГРН, земельный участок, принадлежащий Мурылёвой Н.А. имеет кадастровый номер: ***, площадь 4024 кв.м. и расположен по адресу: Тамбовская область, р-н Токаревский д.Мурыли, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно также фрагменту карты Градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, вышеуказанный земельный участок находится в границах Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области.
Материалами дела подтверждается и это не оспаривается административным ответчиком, что границы территории деревни Мурыли ошибочно не включены в вышеуказанные Правила землепользования и застройки и Генеральный план, что также установлено и решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 24.08.2022г., вступившим в законную силу 4.10.2022 года.
Само по себе отсутствие границ населенного пункта в вышеуказанных документах, не является основанием для выдачи уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, со ссылкой на пункт 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемое уведомление препятствует Мурылевой Н.А. реализовать свои права как собственника земельного участка.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика Рузаевой Ю.А. в суде апелляционной инстанции, иных оснований, свидетельствующих о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, помимо отсутствия в Правилах землепользования и застройки и Генеральном плане сведений о границах населенного пункта - деревни Мурыли, не имеется.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их не соответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (пункт 1 части 2 статьи 218, часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела установлена, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца не имелось.
Судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, вопреки доводам апелляционной жалобы верно распределил бремя доказывания между сторонами, принял законное и обоснованное решение; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют, оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Несогласие апеллянта с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Согласно статье 227 КАС РФ, содержащей в части 3 требования к резолютивной части решения об удовлетворении административного искового заявления, установлено, что суд указывает на обязанность принятия решения по конкретному вопросу, совершение определенного действия либо на устранение иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в том случае, если в этом имеется необходимость.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.
С учетом того, что каких-либо иных оснований, свидетельствующих о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, помимо отсутствия в Правилах землепользования и застройки и Генеральном плане сведений о границах населенного пункта - деревни Мурыли, не имеется, судом первой инстанции выбран надлежащий способ восстановления нарушенного права путем возложения на административного ответчика обязанности выдать Мурылёвой Н.А. уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, с указанием адреса: д.Мурыли Токаревского района Тамбовской области, не позднее пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 2 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Токаревский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: