ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1886/20 от 22.10.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО3

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-1886/2020 Дело №33а-7671/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Запорожец Валерия Анатольевича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления незаконным, с участием заинтересованных лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, прокуратуры города Ялты,

по апелляционной жалобе представителя административного истца Запорожец В.А. – ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения административного истца Запорожец В.А., представителя административного истца ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Запорожец В.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и недействительным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка».

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: Республика <адрес> Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку была установлена категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка. Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по строительству многоквартирного дома в количестве надземных этажей. В соответствии с указанным постановлением разработана проектная документация, зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ, истцом перечислен взнос на развитие инфраструктуры города Ялта. На сегодняшний день объем фактически выполненных работ по строительству многоквартирного дома составляет 85-90%. Однако оспариваемым постановлением Администрация города Ялта Республики Крым отменила ранее принятое решение об установлении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, со ссылкой на нарушение нормы статьи 4 Федерального закона №191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации». Истец указывает на то, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, поскольку строительство жилого дома практически завершено, а отмена установленного вида разрешенного использования земельного участка приведет к невозможности сдачи его в эксплуатацию.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Запорожец В.А. удовлетворено. Признано незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка»; взыскано с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Запорожец В.А. расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым – без удовлетворения.

Кассационным определением Судебной коллегии Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба представителя Администрации города Ялта Республики Крым удовлетворена, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению Запорожец В.А. к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления - отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Запорожец В.А. отказано.

Не согласившись с указанным решением представитель административного истца Запорожец В.А. - ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой она просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе представитель административного истца указывает, что Генеральный план курортного района «Большая Ялта» утвержден постановлением Совета министров АРК от ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия законодательства Украины, суду первой инстанции следовало дать оценку возможной застройки в данной зоне, исходя из норм и определений земельного законодательства Украины.

Также судом первой инстанции не дана оценка информации, изложенной в письме Департамента архитектуры и градостроительства города Ялта Республики Крым, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок находится на территории коммунальных предприятий, хоззонах оздоровительных учреждений, при этом изготавливаемые выкопировки могут давать искаженное положение земельных участков на основе Генерального плана относительно реального местоположения земельного участка.

Кроме того, представитель в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что согласно Генерального плана от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в общественно-деловой зоне. Оспариваемое постановление нарушает права истца, поскольку ранее принятые постановления администрации привели к возникновению прав и обязанностей, связанных с возведением жилого дома, на сегодняшний день готовность объекта к эксплуатации составляет 100%.

В судебном заседании административный истец Запорожец В.А., его представитель ФИО2 просили апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, представив также возражения на письменные пояснения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, доводы которых поддержали в полном объеме.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, предоставив пояснения, в соответствии с которыми указывает на то, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав административного истца, его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Запорожец В.А. является собственником земельного участка <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности истца на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанный в реестре вид разрешенного использования земельного участка: «для строительства гаражей», «для индивидуальной жилой застройки».

ДД.ММ.ГГГГ Запорожец В.А. обратился к главе Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением об установлении принадлежащему ему земельному участку категории земли - «земли населённых пунктов» и вид разрешённого использования - «среднеэтажная жилая застройка».

Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка» земельному участку истца установлена категория земель - «земли населённых пунктов», с видом разрешённого использования - «среднеэтажная жилая застройка (код 2.5)».

ДД.ММ.ГГГГ указанные сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждены градостроительные условия и ограничения застройки принадлежащего истцу земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома. На основании данного постановления ФИО9» изготовило проектную документацию на объект строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ по объекту «строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>». Согласно ведомости объёмов работ, изготовленной ФИО8» ДД.ММ.ГГГГ, объем фактически выполненных работ по строительству указанного дома составляет 85-90%.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации города Ялта Республики Крым поступил протест прокурора города Ялта Республики Крым на постановление Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка». В протесте указано, что в ходе проверки, проведенной в отношении Администрации города Ялта Республики Крым, были установлены нарушения требований Земельного кодекса Российской Федерации и Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. Согласно действующей градостроительной документации - генеральному плана курортного района «Большая Ялта», утвержденному постановлением Совета министров АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположен на территории коммунальных предприятий, хозяйственной зоны оздоровительных учреждений. Таким образом, решение об установлении данному земельному участку вида разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка» противоречит градостроительной документации.

Оспариваемым постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка» отменено в связи с несоблюдением нормы статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым действовал генеральный план курортного района «Большая Ялта», утверждённый постановлением Совета министров АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ. А поскольку зона, в которой находится земельный участок - производственная зона – территория коммунальных предприятий, хоззона оздоровительных учреждений, не предусматривает использование земельного участка под застройку среднеэтажными жилыми домами, а испрашиваемый истцом вид разрешенного использования земельного участка не соответствует зонированию территории, у Администрации города Ялта Республики Крым отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Кроме того, судом указано, что в настоящее время действует Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденный решением Ялтинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные решением Ялтинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Генеральному плану земельный участок истца находится в функциональной зоне туристического центра, а согласно Правилам землепользования и застройки - в зоне городского центра В соответствии со статьями 36, 42 Правил землепользования и застройки зона?городского центра предназначена для обеспечения правовых условий формирования территории с размещением объектов капитального строительства, ориентированных на обслуживание туристов и иной предпринимательской деятельности. Максимальное количество этажей - 4. Возведение в данной зоне объектов среднеэтажной жилой застройки градостроительными регламентами не предусмотрено.

Таким образом, отмена оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ не приведет к восстановлению положения, существовавшего до его вынесения, ввиду принятия в отношении земельного участка истца градостроительного регламента, не допускающего среднеэтажную жилую застройку.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель в границах поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно пункта 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года №739-0-0, положение части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся, на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

В силу вышеизложенного, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (пункт 1 настоящей статьи).

Правилами землепользований и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8, 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской федерации).

В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 указанной статьи).

В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено региональными нормативными правовыми актами Республики Крым.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38- ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции на момент принятия оспариваемого постановления (далее – Закона Республики Крым №38-ЗРК) разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Крым №38-ЗРК предусмотрено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу, в том числе, жилой и общественной застройки – землями населенных пунктов.

Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым. Совет министров Республики Крым вправе установить случаи, когда перевод или отнесение земельных участков к определенной категории осуществляется органами местного самоуправления (часть 2 настоящей статьи).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Крым №38-ЗРК решение об установлении или изменении разрешенного использования является основанием для изменения категории земель в государственном кадастре недвижимости в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования

Пунктом 1 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение), утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливаются особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую.

Пунктами 3, 4 Положения предусмотрено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.

В силу пункта 5 Положения изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов. Таким образом, обязательным условием изменения вида разрешенного использования земельного участка, является соответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка документации по планировке территории и правилам землепользования и застройки.

До принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым №38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (далее - Таблица). В случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы. В случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 года с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы (пункты 6, 7, 8 Положения в редакции 10 июня 2015 года).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции на момент вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категории земель является обязательным.

В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку на момент принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ Правила землепользования и застройки не были утверждены, то при рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования орган местного самоуправления должен был исходить из действующей документации по планировке территории. Одним из документов территориального планирования, обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, является Генеральный план городских округов (часть 3 статьи 9 и пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На момент вынесения постановления Администрации <адрес> Республики Крым -п на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым действовал генеральный план курортного района «Большая Ялта», утверждённый постановлением Совета министров АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, выкопировке из генерального плана, принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером расположен в производственной зоне территории коммунальных предприятий, хоззоны оздоровительных учреждений.

Исходя из норм частей 7 и 8 статьи 35 Градостроительного кодекса российской Федерации данная зона не предусматривает использование земельного участка под застройку среднеэтажными жилыми домами. В связи с чем суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что испрашиваемый истцом вид разрешенного использования земельного участка (среднеэтажная жилая застройка) не соответствует зонированию территории, предусмотренному генеральным планом курортного района «Большая Ялта». На основании вышеизложенного у Администрации города Ялта Республики Крым отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, что также подтверждается протестом прокурора города Ялта от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод истца о том, что на земельном участке уже возведен объект строительства, не может быть принят судебной коллегией, поскольку это не влияет на законность отмененного постановления от ДД.ММ.ГГГГ

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. Выводы, изложенные в обжалуемых истцом судебном акте, соответствует фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела и нашедшим свое подтверждение в рамках апелляционного производства по делу.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции.

Доводы жалобы представителя административного истца являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств.

Поскольку судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального права и процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Запорожец Валерия Анатольевича – ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в соответствующий суд кассационной инстанции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: Н.Р. Мостовенко

Е.Г. Павловский