Судья Абраменко С.В. Дело № 33а-32689/2020
№ 2а-1887/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«15» декабря 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Золотова Д.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Иваненко Е.С.,
при ведении протокола
помощником судьи Поцепуновой М.Н.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Князевой В.С., Корниенко К.Г., Залегаевой М.Н., Ахматовой Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В. и других к главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействия незаконным по апелляционной жалобе Ефимовой Ю.В. и ее представителя по доверенности Кузнецова Д.А. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 12 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Князева В.С., Корниенко К.Г., Залегаева М.Н., Ахматова Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В. и другие обратились в суд с административным исковым заявлением к главе администрации (губернатору) Краснодарского рая <ФИО>19 департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействий незаконными.
В обоснование заявленных требований указали, что в период с 2013 года по 2016 год застройщик ООО «Анапский проект» осуществлял строительство многоквартирного жилого дома по адресу<Адрес...>, на основании разрешения на строительство № <...> от 06 ноября 2013 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 года застройщик ООО «Анапский проект» признан несостоятельным (банкротом).
В рамках дела о банкротстве Арбитражным судом Краснодарского края сформирован реестр требований кредиторов, в результате чего, требования о передаче квартир по каждому участнику строительства были признаны законными и обоснованными.
Собранием кредиторов ООО «Анапский проект» 20 сентября 2018 года утвержден план внешнего управления, согласно которому завершение строительства и введение в эксплуатацию проблемного объекта по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 79, необходимо осуществить с привлечением инвестора.
Согласно акту экспертизы от 12 июля 2018 года общая стоимость работ по завершению строительства многоквартирного дома составляет <...> рублей.
Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших граждан участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и внесения изменений в некоторые законодательные акты» от 04 мая 2018 года № 3792-KЗ, которым предусмотрено обеспечение прав пострадавших участников строительства на квартиры путем передачи в собственность пострадавшим участникам строительства квартир в проблемном объекте, завершенном строительством и введенном в эксплуатацию, осуществляется инвестором, к которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке перешли права и обязанности застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного участка, на котором расположен данный проблемный объект, или который стал приобретателем имущества и обязательств застройщика проблемного объекта в соответствии с нормами Федерального закона № 127-ФЗ.
Уполномоченным органом, который принимает меры по поиску инвестора, является структурное подразделение администрации Краснодарского края - департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, включил недостроенный многоквартирный жилой дом по адресу: г. <Адрес...> в реестр проблемных объектов.
Однако, в период с 2018 года и до настоящего времени административными ответчиками поиск и представление инвестора ООО «Анапский проект» осуществлен не был. Данный факт свидетельствует о бездействии со стороны органов государственной власти Краснодарского края в решении проблемы обманутых дольщиков, в связи с чем, административные истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 12 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Князевой В.С., Корниенко К.Г., Залегаевой М.Н., Ахматовой Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В. и других к главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействия незаконным отказано.
С указанным решением суда не согласились Ефимова Ю.В. и ее представитель по доверенности Кузнецов Д.А., и подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права.
При этом, заявители жалобы указали, что на главу администрации (губернатора) Краснодарского края возложены обязанности поиску и предоставлению инвестора для завершения строительства многоквартирных домов.
Также в жалобе указано на то, что установленный трех месячный срок для обращения в суд административными истцами не пропущен.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Краснодарского края по доверенности Дорофеев Д.М. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по доверенности Фролова Т.И. просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ефимова Ю.В. и ее представитель по доверенности Кузнецов Д.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель администрации Краснодарского края по доверенности Евсеенко В.Е., представитель департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по доверенности Фролова Т.И. возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ефимову Ю.В. и ее представителя по доверенности Кузнецова Д.А., представителя администрации Краснодарского края по доверенности Евсеенко В.Е., представителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по доверенности Фролову Т.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО «Анапский проект» являлся застройщиком и осуществлял строительство многоквартирного жилого дома по <Адрес...> (литер 1 и литер 2) на основании разрешения на строительство № <...> от 06 ноября 2013 года.
Строительство многоквартирного жилого дома осуществлялось с привлечением денежных средств граждан, на основании заключаемых договоров долевого участия в строительстве. Срок исполнения обязательств по договорам долевого участия переносился на 31 января 2016 года (литер 1), на 31 января 2017 года (литер 2).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 года по делу № <...>Анапский проект» признано несостоятельным. Утвержден конкурсным управляющим ООО «Анапский проект» арбитражный управляющий Кравченко М.М.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-28195/2016 от 20 июня 2018 года прекращена процедура конкурсного производства в отношении ООО «Анапский проект» и введена процедура - внешнее управление на срок 18 месяцев. Внешним управляющим ООО «Анапский проект» утвержден Кравченко М.М.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № 32-28195/2016 от 15 июня 2020 года продлен срок внешнего управления, ассмотрение итогов назначено на 14 декабря 2020 года.
В рамках дела о банкротстве был сформирован реестр требований кредиторов.
Собранием кредиторов ООО «Анапский проект» 20 сентября 2018 года утвержден план внешнего управления, согласно которому завершение строительства и введение в эксплуатацию проблемного объекта по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Парковая, 79, необходимо осуществлять с привлечением инвестора.
По мнению административных истцов, инвестор ООО «Славянский дом» готов реализовать масштабный инвестиционный проект и завершить строительство вышеуказанного жилого многоквартирного комплекса при условии предоставления части земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:30, по адресу: г. Анапа, район ул. Мирная и Объездная.
В соответствии со ст. 168 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Федеральный закон № 127-Фз) к отношениям, связанным с банкротством застройщика применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие банкротство должников- юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Из п. 1 ст. 201,15-1 Федерального закона № 127-ФЗ следует, что при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который будет являться приобретателем. В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга, обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, К обязательствам застройщика, которые могут быть переданы приобретателю в соответствии с настоящей статьей, относятся обязательства перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства, за исключением требований участников строительства по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций (далее - обязательства застройщика). Приобретателем может быть Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации на основании принятого Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, которые приняты по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» и Федеральным законом от 30 декабря 2004 года№ 214 -ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В случае если Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации принято решение о нецелесообразности такого финансирования, либо решение Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации не было получено конкурсным управляющим в течение шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства, приобретателем может быть также юридическое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к застройщику в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ « Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 6 ст. 201.15-1 Федерального закона № 127-ФЗ лицо, имеющее намерение стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства (далее - лицо, имеющее намерение стать приобретателем), которым в том числе является Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации, направляет заявление о таком намерении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) и в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Заявление о намерении направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 201.15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Меры поддержки пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края предусматривают, что инвестор их обеспечивает посредством:
1) передачи в собственность пострадавшим участникам строительства квартир в проблемном объекте, завершенном строительством и введенном в эксплуатацию;
2) передачи в собственность пострадавшим участникам строительства квартир в ином многоквартирном доме;
3) выплаты пострадавшим участникам строительства денежной компенсации.
Для того чтобы стать инвестором нужно пройти процедуру признания критериев реализации инвестиционного проекта масштабным. Данная процедура регламентирована постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года № 522.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Славянский дом» с соответствующим заявлением в департамент не обращалось.
Нормы Закона Краснодарского края от 04 мая 2018 года № 3792-КЗ «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края», Закона Краснодарского края от 04 марта 2015 года № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения», постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08 июня 2015 года № 522 «Об утверждении Порядка принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения критериям, установленным Законом Краснодарского края от 04 марта 2015 года № 23-КЗ, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков. Которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» не содержат положений, обязывающих административных ответчиков заключать соглашения с комитетом кредиторов застройщика, арбитражным управляющим застройщика, инвестором.
Система исполнительных органов государственной власти Краснодарского края установлена Законом Краснодарского края от 21 октября 2015 года № 3255-K3 «О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края».
В соответствии со ст. 41 Устава Краснодарского края глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края, компетенция которого определена федеральным законодательством, Уставом Краснодарского края, а также закона края. В тоже время действующим законодательством на главу администрации (губернатора) Краснодарского края не возложены обязанности по поиску и предоставлению инвестора для завершения строительства многоквартирных домов.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 Положения о департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 года № 1245, департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства; на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилигцно- строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.
В соответствии с ч. 18 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующих деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домом и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно ч. 5 ст. 2 Закона Краснодарского края от 04 марта 2015 года № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначении», уполномоченный орган принимает меры по поиску инвестора с момента включения проблемного объекта в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный часть 1(1) статьи 23(1) Федерального закона № 214-ФЗ.
В силу ст. 7 Закона Краснодарского края от 04 мая 2018 года № 3792-K3 «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края» инвестору, в случае если его расходы (затраты), необходимые на исполнение обязательств по обеспечению прав пострадавших участников строительства на квартиры, а также на переход в установленном законодательством Российской Федерации порядке прав и обязанностей застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного(ых) участка (ов), на котором(ых) расположен данный проблемный объект, либо на приобретение имущества ( в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика проблемного объекта в соответствии с нормами Федерального закона № 127 -ФЗ, больше рыночной стоимости жилых и не жилых помещений в проблемном объекте, свободных от прав граждан, заключивших договоры участия в долевом строительстве с застройщиком, определенной на дату государственной регистрации перехода к инвестору прав и обязанностей застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного(ых) участка(ов), на котором(ых) расположен данный проблемный объект, либо на дату государственной регистрации перехода к инвестору прав на земельный(е) участок(ки), на котором(ых) расположен данный проблемный объект, с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, предоставляется право на заключение договора аренды иного земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта, соответствующего критериям, установленным пунктами «ж», «з» ст. 1 Закона № 3123-KЗ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что переход прав и обязанностей от застройщика к инвестору в рамках процедуры банкротства, не осуществлен.
Также из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:30, по адресу Краснодарский край, г. Анапа, в границах квартала ул. Мирная - ул. Объездная - Супсехское шоссе, используется ГБУПО КК «Анапский сельскохозяйственный техникум» на праве постоянного (бессрочного) пользования (регистрационная запись № 23-23-26/095/2007/-238 от 16 октября 2007 года).
Согласно пп.2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Судебной коллегией усматривается, что не предоставление земельного участка по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, в границах квартала ул. Мирная - ул. Объездная - Супсехское Щцоссе, потенциальному инвестору «Славянский дом» не имеет причинно-следственной связи с тем, что проблемный объект не имеет инвестиционной привлекательности, уполномоченным органом принято иное решение по защите прав и интересов дольщиков ООО «Анапский проект», а именно, посредством работы Фонда.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона № 218-ФЗ в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства, в том числе, финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, для строительства которых привлекались денежные средства участников строительства, к Фонду, в порядке, установленном статьями 201.15-1, 201.15-2, 201.15-2-1 и 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», переходят имущество застройщика, включая права на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, объекты инфраструктуры, земельные участка (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов инфраструктуру, указанных в пункте 5 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в том числе, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию объектов строительства, и обязательства перед участниками - строительства. Указанные в настоящей части мероприятия осуществляются Фондом за счет своего имущества, в том числе, за счет денежных средств, перечисленных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. Фонд при передаче ему обязательств перед участниками строительства в порядке, установленном статьями 201.15-1 и 201-15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Не несет ответственность, в том числе, предусмотренную частью 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, за допущенные застройщиком, признанным банкротом, нарушения предусмотренного договоров срока передачи участнику строительства жилого помещения, машино-места, нежилого помещения и обязана передать участнику строительства такие объекты недвижимости не позднее трех со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 ст. 201.15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Согласно ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ в соответствии с указанными в части 1 настоящей статьи целями, имущество Фонда в целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства может использоваться:
1) на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры, в том числе мероприятий, связанных с содержанием жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов недвижимости и до государственной регистрации права собственности участников строительства на указанные помещения и машино-места;
2) на перечисление денежных средств застройщику в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», погашение требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте строительства, строительство которых завершено, или передачи Фонду или Фонду Субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;
2.1) на финансирование мероприятий, связанных с соблюдением условий и требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности Банкротстве)»;
3) на погашение расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 59, пунктом 3.2 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
4) на финансирование деятельности и мероприятий, осуществляемых Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 13.3 настоящего Федерального закона;
5) на выплату возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
6) на иные мероприятия, связанные с указанными в части 1 настоящей статьи целями, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что с 2017 по 2020 года департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края принято решение о поиске инвестора для завершения строительства, однако, в 2020 году было принято решение об обращении с ходатайством в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства, о возможности восстановления прав граждан - участников долевого строительства объекта ЖК «Анапский проект» (г. <Адрес...>
При этом, из ответа от 16 июня 2020 года № 69-04-5018/20 департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в адрес представителя административных истцов по настоящему делу Кузнецова Д.А. следует, что между администрацией Краснодарского края и Фондом 12 марта 2020 года подписано дополнительное соглашение и дополнительно включено 23 объекта, в том числе, многоквартирный жилой дом по адресу: г<Адрес...>, застройщиком которого является ООО «Анапский проект».
В рамках проводимых мероприятий Наблюдательным советом Федерального фонда будет определен дальнейший порядок восстановления прав граждан - участников долевого строительства.
Фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства, если размер предельной суммы выплат меньше, либо равен размеру денежных средств, необходимых для завершения строительства, определенному в установленном порядке, и денежных средств, необходимых для погашения требований кредиторов, за вычетом рыночной стоимости жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, в отношении которых отсутствуют требования участников строительства.
В отношении объекта ООО «Анапский проект» Фондом будут инициированы мероприятия по определению рыночной стоимости 1 кв.м, равнозначных жилых помещений, инструментальному обследованию и строительно-технической экспертизе для определения степени готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, размера денежных средств и периодов времени, необходимых для завершения строительства объектов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Князевой В.С., Корниенко К.Г., Залегаевой М.Н., Ахматовой Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В. и других к главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействия незаконным.
Кроме того, судом первой инстанции правильно указано, что административными истцами пропущен процессуальный срок для обращения в суд по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 9 п. 1, 2 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление: соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как следует из материалов дела, административным истцам стало известно о нарушении их прав в 2018 году, однако, административный иск подан в Анапский городской суд 17 июня 2020 года, то есть за пределами трехмесячного срока для обращения в суд.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможностью восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в |суд является основанием для отказа в удовлетворений административного иска.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Князевой В.С., Корниенко К.Г., Залегаевой М.Н., Ахматовой Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В. и других к главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда об отказе в удовлетворении требований Залегаевой М.Н., Ахматовой Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В. и других к главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействия незаконным следует признать законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Ссылка в жалобе Ефимовой Ю.В. и ее представителя по доверенности Кузнецова Д.А. о том, что на главу администрации (губернатора) Краснодарского края возложена обязанность по поиску и предоставлению инвестора для завершения строительства многоквартирных домов направлена на иное, неправильно толкование норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы на обращение в суд с административным исковым заявлением в пределах процессуального срока опровергаются представленными материалами дела.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефимовой Ю.В. и ее представителя по доверенности Кузнецова Д.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.С. Иваненко
Судья Д.В. Золотов
Судья А.С. Кривцов