ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-18/2022 от 11.08.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

1 инстанция № 33а-1357/2022

Судья Крипайтис Н.А.

Производство №2а-18/2022

УИД 60RS0005-01-2021-001489-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2022 года город Псков

Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда в составе: председательствующего судьи Панова И.М.,

судей Качнова Д.Ю., Малыгиной Г.В.,

при секретаре Мингуловой О.Н.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному иску Чипиленко Д.А. к Призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов, ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» о признании решения призывной комиссии незаконным,

по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» на решение Великолукского районного суда Псковской области от 18 января 2022 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Панова И.М., объяснения представителя Чипиленко Д.А. Лукьянова А.А., судебная коллегия

установила:

Чипиленко Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов, ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» о признании решения призывной комиссии незаконным.

В обоснование требований указал, что после получения среднего профессионального образования в июне 2021 года он поступил на первый курс для получения высшего образования по программе бакалавриата. Вместе с тем решением призывной комиссии от 01 октября 2021 года (протокол №1) в отношении него было принято решение о призыве на военную службу в Вооруженные Силы РФ.

Просит суд признать незаконным указанное выше решение призывной комиссии о призыве его на военную службу в ВС РФ в период обучения в высшем учебном заведении ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» и обязать административного ответчика предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу в ВС РФ на период обучения в высшем учебном заведении.

Административный истец Чипиленко Д.А., извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Его представитель по доверенности Лукьянов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, указав, что оспариваемое решение о призыве на военную службу нарушает право административного истца на получение высшего образования, полагает, что у Чипиленко Д.А. имеется право на представление отсрочки от призыва на военную службу на основании абзацев 6, 7 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Представитель административных ответчиков - Призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов, ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» Шуманова Е.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указывая на законность принятого решения и на отсутствие у Чипиленко Д.А. права на отсрочку от призыва на военную службу, поскольку согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу гражданин имеет один раз, за исключением случаев, предусмотренных законом. Возможность предоставления повторной отсрочки для получения высшего образования гражданам, которым первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, законом не предусмотрена. Отсрочкой от призыва на военную службу административный истец уже воспользовался.

Решением Великолукского районного суда Псковской области от 18 января 2022 года административный иск Чипиленко Д.А. удовлетворен. Решение призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов от 01 октября 2021 года (протокол №1) о призыве Чипиленко Д.А. на военную службу в Вооруженные Силы РФ в период обучения в высшем учебном заведении ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» признано незаконным; призывная комиссия города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов обязана предоставить Чипиленко Д.А. отсрочку от призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации на период обучения в высшем учебном заведении ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия».

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением судом норм материального права. Отмечается, что административный истец как выпускник колледжа уже воспользовался правом временного освобождения от службы в армии. Вторая отсрочка от призыва в ВС РФ после колледжа предоставляется гражданам призывного возраста, которые воспользовались льготой в школе, либо, обучаясь на бакалавра, решили далее повышать уровень своего образования. Дополнительная отсрочка после колледжа для поступления в ВУЗ законодательством не предусмотрена.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела,Чипиленко Д.А., 2001 года рождения, получив основное общее образование, в 2017 году поступил на очную форму обучения в ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» для освоения образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Решением Призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов от 17 декабря 2019 года Чипиленко Д.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2021 года на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Решением Призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов от 18 июня 2021 года Чипиленко Д.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01 октября 2021 года на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

25 июня 2021 года Чипиленко Д.А. выдан диплом о среднем профессиональном образовании по квалификации техник.

Приказом от 17 августа 2021 года -ст Чипиленко Д.А. зачислен в ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» на первый курс очной (дневной) формы обучения экономического факультета по основной профессиональной образовательной программе 09.03.03. «Прикладная информатика» со сроком окончания обучения в 2025 году.

Решением Призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов от 01 октября 2021 года Чипиленко Д.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б») и призван на военную службу.

Удовлетворяя заявленные требования о признании решения призывной комиссии о призыве на военную службу в ВС РФ незаконным, суд первой инстанции, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 22 мая 2018 года №19-П, пришел к выводу о том, что административный истец имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу, как обучающийся по программе бакалавриата, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.

Между тем судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации прохождение военной службы по призыву является основной формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 названного Закона).

Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в том числе в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункты «а» - «д» пункта 2).

Согласно абзацу третьему подпункта «а» пункта 2 статьи 24Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, реализуется по четырем уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 12 статьи 2, часть 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с абзацами седьмым и девятым подпункта «а» пункта 2 статьи 24Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам:

бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой);

магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).

Предусмотренная названным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым этого подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым поименованного подпункта (абзац тринадцатый подпункта «а» пункта 2 статьи24Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Из анализа указанных норм следует, что установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета. Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26 марта 2020 года №586-О.

Как следует из материалов дела, Чипиленко Д.А., получив среднее профессиональное образование, реализовал предусмотренное законом право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования; возможность предоставления повторной отсрочки вышеуказанными нормами федерального закона не предусмотрена.

Вопреки выводу суда первой инстанции, ссылка в обоснование вывода о незаконности решения призывной комиссии о призыве на военную службу на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 22 мая 2018 года №19-П, некорректна.

Названным постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 43 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2), положения абзацев второго, третьего идесятого подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая основания, условия и порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования, тем обстоятельством, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тех из них, кто освоил имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

Являвшиеся предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации законоположения к возникшим между сторонами по настоящему административному делу правоотношениям неприменимы.

В рамках настоящего административного спора административному истцу отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена не в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, а как лицу, получившему основное общее образование и избравшему дальнейшее обучение в профессиональной образовательной организации по образовательной программе среднего профессионального образования.

Вопреки позиции стороны административного истца, предоставленная Чипиленко Д.А. отсрочка от прохождения военной службы на период обучения пообразовательной программе среднего профессионального образования не может быть оценена как отсрочка на период обучения по образовательным программам среднего общего образования, дающая возможность получения отсрочки на время обучения в высшем учебном заведении.

В силу положений частей 4 и 5 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование является самостоятельным уровнем профессионального образования, а не этапом получения среднего общего образования для лиц, получивших основное общее образование и в последующем поступивших в соответствующее учебное заведение для получениясреднего профессионального образования.

Кроме того, абзац второй подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предусматривавший возможность предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 18 марта 2019 года № 39-ФЗ.

При таких данных вывод суда о незаконности оспариваемого решения является неверным, основан на неправильном толковании положений пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», следовательно, решение суда первой инстанции является незаконным.

Допущенное судом первой инстанции неправильное применение норм материального права в силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Великолукского районного суда Псковской области от 18 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Чипиленко Д.А. к Призывной комиссии города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов, ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» о признании решения призывной комиссии незаконным отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через Великолукский районный суд Псковской области в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное определение составлено 12 августа 2022 года.

Председательствующий:

.

И.М. Панов

Судьи:

.

Д.Ю. Качнов

.

Г.В. Малыгина

.

.