В суде первой инстанции дело № 2а-190/2021
Дело № 33а-6874/2021
УИД 27RS0009-01-2021-000248-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 октября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Карбовского С.Р.,
судей: Федоренко Н.В., Савченко Е.А.,
при секретаре: Безуглой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 22 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 3 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., пояснения военного прокурора отдела военной прокуратуры ВВО ФИО1, представителей административных ответчиков ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО2, Минобороны России Ёргиной С.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России требований жилищно-коммунального законодательства при содержании и эксплуатации военного городка «Хурба-23зак.», расположенного в с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края. Результатами проверки установлено, что при содержании и эксплуатации военного городка «Хурба-23зак.» допускаются нарушения, а именно: на детских площадках возле домов №№ 3, 6, 11 и 12 по ул. Дорбровольского детские площадки не оборудованы инвентарем (малыми архитектурными формами), металлические конструкции не закреплены, что создаёт предпосылки к их падению, ударопоглощающее покрытие по всей зоне приземления с игрового оборудования отсутствует, конструкции игрового оборудования не исключают возможности застревания тела, частей тела или одежды ребёнка, элементы оборудования из древесины от биологических агентов в соответствии с ГОСТом 20022.0-93 и ГОСТом 20022.2-80 не предохраняются, горки для защиты детей от падений перилами и ограждениями не оборудованы, на металлических конструкциях имеются следы коррозии, выступающие элементы с острыми краями и болтовых соединений, подвесные качели нуждаются в ремонте, песочницы не имеют крыш. Контроль и техническое обслуживание оборудования административными ответчиками не производится, комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования не разработан, отсутствует вся эксплуатационная документация, на всех детских игровых площадках не размещены обязательные информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения управляющей организации о неисправности и поломке оборудования, неисправности оборудования, своевременно не устраняются, мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детских игровых площадки не проводятся, ремонт оборудования не поводится. Устранение перечисленных нарушений возможно путём проведения текущего и капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных жилых домов. Перечень работ по текущему и капитальному ремонту определён Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условий договора № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 26 сентября 2017 года работы по проведению текущего ремонта должно осуществлять ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России.
С учетом изменения административных исковых требований, принятых судом в порядке ст.46 КАС РФ, административный истец просил обязать Минобороны России в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести установку детских игровых, спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями Национального стандарта ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок», ГОСТ 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, в развитие которой Министерством регионального развития Российской Федерации разработаны Предложения по благоустройству придомовых территорий в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, которые утверждены письмом от 14 декабря 2010 года № 42053-ИБ/14 и с учётом нормативных параметров безопасности общей площадью не менее 850 м2 и не менее одной единицы каждого игрового и спортивного оборудования: для детей преддошкольного возраста – не менее 50 м2 с учётом расстояния до окон жилых домов и общественных зданий до границ детской площадки не менее 10 м оборудованием песочниц открытых и с крышами, домиками, горок, пирамид, шведских стенок, бумов, городков с пластиковыми спусками, переходов, физкультурных элементов, капель, балансиров, качалок на пружинках и каруселей; для детей дошкольного возраста – не менее 70 м2 с учётом расстояния до окон жилых домов и общественных зданий до границ детской площадки не менее 10 м оборудованием пирамид, шведских стенок, бумов, городков с пластиковыми спусками, переходов, физкультурных элементов, гимнастических стенок, физкультурных элементов, низких турников, мишеней для бросания мячей, кольцебросов, баскетбольных щитов и миниворот; для детей школьного возраста - не менее 100 м2 с учётом расстояния до окон жилых домов и общественных зданий до границ детской площадки не менее 20 м с оборудованием гимнастических стенок, разновысоких перекладин, тренажёров для выполнения силовых упражнений в висе, спортивных комплексов, физкультурных комплексов, городков с пластиковыми спусками, переходов, физкультурных элементов, игрового оборудования: теннисных столов, баскетбольных щитов, мишеней для бросания мячей, ворот, спортивных комплексов с возможностью выполнения физических упражнений, упражнений на координацию, совершенствование чувства равновесия, физкультурные комплексы, отдельно стоящие силовых тренажеров, турников, брусьев; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести внеплановый осмотр имеющихся игровых и детских площадок, расположенных возле домов №№ 1-12 по ул.Добровольского в п.Хурба по результатам которого составить акт технического состояния оборудования; разработать эксплуатационную документацию на имеющиеся игровые и спортивные площадки; разместить обязательные информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения управляющей организации о неисправности и поломке оборудования; выполнить покраску металлических конструкций детского оборудования; удаление следов коррозии с металлических конструкций детского оборудования; удаление выступающих элементов с острыми концами и кромками детского оборудования; удаление выступающих концов болтовых соединений качелей; закрепление каркаса качелей; ремонт крепления подвесных качелей; установку крыш песочниц; оборудовать детские игровые и спортивные площадки, расположенные возле домов №№ 1-12 по ул.Добровольского в п. Хурба, ударопоглащающим покрытием.
Определением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 21 мая 2021 года произведён переход рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 3 августа 2021 года административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично. Постановлено возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу <...>, ОГРН №, ИНН №, обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести внеплановый осмотр имеющихся игровых и детских площадок, расположенных возле домов №№ 1-12 по ул.Добровольского в п.Хурба Комсомольского района Хабаровского края, по результатам которого разработать эксплуатационную документацию (акт осмотра и проверки, график осмотров и т.п); составить акт технического состояния оборудования; разместить обязательные информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения управляющей организации о неисправности и поломке оборудования; выполнить покраску металлических конструкций детского оборудования; удаление следов коррозии с металлических конструкций детского оборудования; удаление выступающих элементов с острыми концами и кромками детского оборудования; удаление выступающих концов болтовых соединений качелей; закрепление каркаса качелей; ремонт крепления подвесных качелей; установку крыш песочниц; оборудовать ударопоглащающим покрытием детские игровые и спортивные площадки, расположенные возле домов №№ 1-12 по ул.Добровольского в п.Хурба.
В удовлетворении административных исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре о возложении на Минобороны России обязанности провести установку детских игровых, спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями Национального стандарта ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок», ГОСТ 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, в развитие которой Министерством регионального развития Российской Федерации разработаны Предложения по благоустройству придомовых территорий в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, утвержденных письмом от 14 декабря 2010 года № 42053-ИБ/14 отказано.
В апелляционной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и возложить обязанность произвести ремонт игровых и детских площадок на Минобороны России. Жалоба мотивирована тем, что указанные площадки не являются объектом эксплуатационно-технического содержания ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России, не внесено в раздел 1.1 паспорта военного городка «Технические характеристики здания военного городка «Хурба-23 зак.». Детские игровые площадки и спортивные площадки в схемах паспорта военного городка не указаны, а территория военного городка «Хурба-23 зак.» принята Учреждением на санитарное обслуживание. У учреждения в соответствие с актами приема-передачи МКД № 1-12, расположенных по адресу: <...> детские игровые и спортивные площадки в управление учреждения не принимались. Балансодержателем площадок является ФГКУ «ДальТУИО» Минобороны России. Обязанность по содержанию площадок должна лежать на собственнике имущества. Более того, спорные детские площадки установлены самовольно жителями МКД по ул. Добровольского с. Хурба с согласия командира войсковой части 77983 без ведома Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Техническое обслуживание осуществляет в/ч 77983. Средства на осуществление ремонта спорных детских площадок ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не выделялись, реализация проекта по благоустройству дворовой территории «Формирование комфортной городской среды» запланирована на 2020-2024 гг.
Согласно письменным возражениям военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре выводы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о том, что детские площадки не были переданы им в управление не соответствует действительности, поскольку в соответствие с жилищным законодательством детские площадки и спортивные площадки отнесены к элементам благоустройства и являются общим имуществом многоквартирных жилых домов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО2 апелляционную жалобу поддержал по приведенным в ней доводам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре военный прокурор отдела военной прокуратуры ВВО ФИО3 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Минобороны России Ёргина С.В. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверкой установлено, что на территории военного городка «Хурба-23зак», расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, с.Хурба, ненадлежащим образом содержатся придомовые территории - детские и спортивные площадки, а ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, принявшее на себя обязательства по управлению указанным жилым фондом военного городка «Хурба-23зак» в силу договора №3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 26 сентября 2017 года, не исполняет обязанности по благоустройству придомовых территорий в части детской спортивно-игровой инфраструктуры.
Согласно акта осмотра детских площадок военного городка «Хурба-23зак.» от 19 марта 2021 года, составленного старшим помощником военного прокурором Рудаковым А.Н. с участием начальника производственного участка № 2/2 ЖКС № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, с приложенными к нему фотографиями, следует, что детские игровые и спортивные площадки располагаются возле домов 3, 6, 11 и 12 по ул.Добровольского в с.Хурба не оборудованы достаточным количеством малых архитектурных форм, металлические конструкции инвентаря не закреплены, конструкции игрового оборудования не исключают возможности застревания тела, частей тела или одежды ребёнка, элементы оборудования из древесины от биологических агентов не предохраняются, горки для защиты детей от падений перилами и ограждениями не оборудованы, на металлических конструкциях имеются следы коррозии, выступающие элементы с острыми краями и болтовых соединений, подвесные качели нуждаются в ремонте, песочницы не имеют крыш. В нарушение требований ГОСТа контроль и техническое обслуживание оборудования детских площадок не производится, комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования не разработан, вся эксплуатационная документация отсутствует, на всех детских игровых площадках не размещены обязательные информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения управляющей организации о неисправности и поломке оборудования, неисправности оборудования, своевременно не устраняются, мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детских игровых площадки не проводятся, ремонт оборудования не поводится.
В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы директору филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер в указанной части не принято.
Согласно условиям Договора № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 26 сентября 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняло на себя обязательство, в том числе, по управлению жилищным фондом, выполнению работ, оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества Минобороны России, в число которого также входят жилые дома №№ 1-12 по ул.Добровольского в п.Хурба, закреплённые за ВС РФ.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции, правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Приказом Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).
Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (пункт 14 Устава).
30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 2025 в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, принимая судебный акт, сослался на положения ГК РФ, ЖК РФ, Положение о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155, Устав ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденный приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607 (в редакции приказа от 30 июля 2018 года N 2025), приказ Госкомархетектуры от 23 ноября 1988 года №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, установил, что детские спортивно-игровые площадки военного городка «Хурба-23зак», нуждаются в приведении в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", а управляющая организация ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, принявшая на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию военного городка «Хурба-23зак» и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, надлежащих мер к проведению ремонта и оборудованию детских спортивно-игровых площадок не принимает, в связи с чем нарушаются жилищные права нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований военного прокурора к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, принимая во внимание то обстоятельство, что факт имеющихся нарушений административными ответчиками не опровергнут.
Суд первой инстанции исходил из того, что в силу предписаний действующего законодательства содержание и ремонт жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации является предметом заботы созданного Минобороны России специализированного государственного учреждения (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), действующего в рамках договора от 26 сентября 2017 года. Суд первой инстанции исходил из Положения о филиале данного учреждения по Восточному военному округу, предусматривающего обязанности по обеспечению сохранности закрепленного за ним имущества и эффективное использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Положением.
При отказе в требованиях военного прокурора гарнизона о возложении на Минобороны России обязанности провести установку детских игровых, спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями Национального стандарта ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок», ГОСТ 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, в развитие которой Министерством регионального развития Российской Федерации разработаны Предложения по благоустройству придомовых территорий в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, утвержденных письмом от 14 декабря 2010 года № 42053-ИБ/14, суд первой инстанции указал, что тактико-техническое задание проведения работ по благоустройству территории военного городка «Хурба-23зак.» утверждено на период с 2020 по 2024 годы, тем самым требования прокурором заявлены преждевременно.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлено.
В соответствии с пунктами 55 - 60 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 86) текущий ремонт зданий проводится в соответствии планом, утверждаемым заместителем Министра обороны Российской Федерации в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно подпункту "ж" пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), предусмотрено, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
В соответствии с п. «Б» приложения №4 Правил №170 ремонт оборудования детских и спортивных площадок выполняется при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период.
Суд первой инстанции, установив, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не исполняет возложенные на него обязанности по содержанию элементов детской игровой площадки на придомовой территории обслуживаемых им домов, исковые требования военного прокурора удовлетворил в указанной части обоснованно.
Судебная коллегия полагает необходимым отменить, что письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 декабря 2010 года № 42053-ИБ/14 носит рекомендательный характер.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании договора управления жилищным фондом от 26 сентября 2017 года и Устава Учреждения, на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность, а не право, на выполнение текущего ремонта жилого фонда Минобороны России, в частности дворовой территории военного городка «Хурба-23зак».
При этом довод административного ответчика о том, что благоустройство придомовой территории не входит в круг обязанностей управляющей организации, поскольку дворовая территория не принималась учреждением на обслуживание, основаны на неверном понимании материальных норм права.
По смыслу положений ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (в редакции от 25 мая 2020 года) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Придомовой территорией является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Также сводом Правил СП 59.13330.2012 предусмотрено, что придомовая территория - это участок около многоквартирного дома, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома – детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и прочее.
Как правильно указано судом первой инстанции согласно приложению 7 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания, утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, в перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в том числе, включены работы по ремонту, укреплению, замене отдельных участков ограждений и оборудования детских игровых, спортивных и хозяйственных площадок, дворовых уборных, мусорных ящиков, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников и т.д.
В перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов, в том числе, включены работы по благоустройству дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев); оборудованию детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок (Приложение 9 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания).
При этом отсутствие у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России денежных средств на проведение благоустройство военного городка «Хурба-23зак» не освобождает его от исполнения указанной обязанности, поскольку в силу требований абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Минобороны России, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 года N 25, а также пункта 30 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение имеет право как на получение целевой субсидии, так и на использования собственных денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Все доводы жалобы, аналогичны позиции и доводам ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в суде первой инстанции, а его несогласие с оценкой суда первой инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Апелляционная жалоба также не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегии
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 3 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий:
Судьи: