ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1945/2022 от 26.10.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6982/2022

В суде первой инстанции дело № 2а-1945/2022

УИД 27RS0001-01-2022-001383-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Карбовского С.Р.

судей: Чуешковой В.В., Зыковой М.В.,

при секретаре Пациора Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска к Правительству Хабаровского края, администрации г. Хабаровск, Управлению ветеринарии Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

по апелляционному представлению прокурора города Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2022 года,

Заслушав доклад судьи Зыковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Хабаровска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором ( с учетом уточненных требований) просит признать незаконным бездействие Правительства Хабаровского края по финансированию администрации г. Хабаровска в целях организации на территории г. Хабаровска приюта для безнадзорных животных; обязать Правительство Хабаровского края выделить из бюджета Хабаровского края бюджету городского округа «Город Хабаровск» финансирование на проведение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и строительство приюта для животных без владельцев на территории г. Хабаровска в срок до 31.12.2022; обязать администрацию г. Хабаровска в течение одного года со дня предоставления финансирования из бюджета Хабаровского края бюджету городского округа «Город Хабаровск» осуществить строительство приюта для животных без владельцев на территории г. Хабаровска.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства при отлове и содержании домашних животных без владельцев установлено, что ответчиками вопросы, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются ненадлежащим образом, в нарушение требований законодательства на территории города до настоящего времени приют для безнадзорных животных, в том числе проявляющих немотивированную агрессию, не создан. Вследствие указанного бездействия на территории города распространены случаи нахождения в общественных местах собак, являющихся источником повышенной опасности без присмотра. Далее, административный истец сослался на недостаточное финансирование субъектом муниципалитета для решения вопроса об исполнении возложенных обязанностей, указав, что содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается. С учетом запрета отстрела безнадзорных животных, недостаточности финансирования из краевого бюджета на их отлов и содержание, не соответствия имеющихся помещений (вольеров), в которых помещены животные, требованиям законодательства, прокурор полагает необходимым функционирование приюта в целях надлежащего решения вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Определением суда от 27.04.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление ветеринарии Правительства Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Хабаровска отказано.

В апелляционном представлении прокурор г. Хабаровска просит решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2022 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объёме. В обоснование представления указано, что решение является незаконным и необоснованным вследствие нарушения норм материального права, прокурор сослался на доводы администрации г. Хабаровска поддержавшей вопрос о строительстве приюта, при наличии соответствующего краевого финансирования, также прокурор сослался на то, что созданные третьими лицами условия содержания животных без владельцев, по мнению прокурора, не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем, полагает, что Правительство края обязано включить в проект краевого бюджета на очередной финансовый период соответствующие затраты.

В письменных возражениях Правительство Хабаровского края, не соглашаясь с доводами апелляционного представления, подтверждая свои доводы, обстоятельствами ранее изложенными в отзыве на исковое заявление, и выводами суда первой инстанции, просит решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2022 г. оставить без изменения, в удовлетворении апелляционного представления прокурору отказать.

В письменном отзыве администрации г. Хабаровска на апелляционное представление прокурора г. Хабаровска обосновывается позиция административного ответчика, в которой последний поддерживает доводы прокурора.

В письменном отзыве административный ответчик Управление ветеринарии Правительства Хабаровского края просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы апелляционного представления без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Криковцова Е.Г. доводы апелляционного представления поддержала в полном объёме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО1 поддержал возражения, поданные на апелляционную жалобу, просил отказать в удовлетворении апелляционного представления.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Хабаровска ФИО2 поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционное представление.

Административный ответчик-Управление ветеринарии Правительства Хабаровского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ч. 6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрела дело при указанной явке.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле являются стороны, взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа, заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.

В силу части 1 статьи 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации установлено положением части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Действуя в пределах указанных полномочий, административный истец обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнения) с требованиями о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края по финансированию администрации г. Хабаровска в целях организации на территории г. Хабаровска приюта для безнадзорных животных; возложении обязанности на Правительство Хабаровского края выделить из бюджета Хабаровского края бюджету городского округа «Город Хабаровск» финансирование на проведение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и строительство приюта для животных без владельцев на территории г. Хабаровска в срок до 31.12.2022; возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска в течение одного года со дня предоставления финансирования из бюджета Хабаровского края бюджету городского округа «Город Хабаровск» осуществить строительство приюта для животных без владельцев на территории г. Хабаровска.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 декабря 2048 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ), Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), Закона Хабаровского края от 23.11.2011 № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее – Закон Хабаровского края от 23.11.2011 № 146), постановления Правительства Хабаровского края от 29.02.2012 № 38-пр «О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», оценив предоставленные доказательства с учетом требований ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в связи с тем, что Законом Хабаровского края от 23.11.2011 N 146 органам местного самоуправления в порядке части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ полномочия органов государственной власти Хабаровского края по созданию приютов для животных без владельцев не передавались, оснований для признания действия (бездействий) незаконными судом не установлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении права.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ регламентированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в том числе, право создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).

В силу части 3 данной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяются Законом Хабаровского края от 23.11.2011 N 146.

Частью 2 статьи 1 Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 146 определено, что реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований края, указанных в статье 2 настоящего закона, путем организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу положений ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ могут быть образованы следующие виды приютов: государственные, муниципальные и частные, но вместе с тем этот закон не требует, чтобы в каждом субъекте Федерации в обязательном порядке создавались все три вида приютов.

Обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий установлены в части 2 статьи 4 Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 146, а именно: использовать переданные для осуществления государственных полномочий материальные и финансовые средства по целевому назначению; самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, в том числе определить органы и должностных лиц органов местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий; представлять в уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края (далее - контрольный орган) отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств, полученных на эти цели; предоставлять в соответствии с запросами органов государственной власти края информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий; исполнять письменные предписания органов государственной власти края по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственных полномочий; в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить неиспользованные материальные и финансовые средства.

Органы государственной власти края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами (пункт 1 части 2 статьи 5 Закона Хабаровского края от 23.11.2011 N 146).

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципальных образований, определено статьями 14.1 и 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ как право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований (городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5).

В соответствие со ст. 6 Закона края № 146 финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета. Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, определяется на основании методики согласно приложению к настоящему закону. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом о краевом бюджете.

Учитывая, что Законом Хабаровского края от 23.11.2011 № 146 органом местного самоуправления в порядке части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ полномочия органов государственной власти Хабаровского края по созданию приютов для животных без владельцев не передавались, а толкование вышеприведенных норм права в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание муниципальных приютов для безнадзорных животных является правом муниципального образования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Правительства Хабаровского края по финансированию администрации г. Хабаровска в целях организации на территории г. Хабаровска приюта для животных без владельцев, а также возложения обязанности на Правительство Хабаровского края по выделению финансирования на строительство приюта для животных без владельцев, а на администрацию г. Хабаровска обязанности осуществить строительство приюта для животных без владельцев на территории города Хабаровска.

Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом первой инстанции не установлено, что судебная коллегия находит обоснованным.

Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции, повторяют доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционного представления в полном объеме.

Апелляционное представление не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Хабаровска - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи: