ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1957/202 от 27.09.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Казацкий В.В. Дело № 92RS0001-01-2021-004118-22 (номер производства по делу Производство № 33а-2551/2022

в суде первой инстанции Категория 061а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2022 года город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Кондрак Н.И.,

судей – Исаева С.Н., Бояриновой Е.В.,

при секретаре – Михайловой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента архитектуры градостроительства города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 20 декабря 2021 года,

заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В., судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения об отказе незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование иска указала, что ФИО1 является собственником земельного участка кадастровый , и расположенного на нем жилого дома кадастровый , образованного путем раздела жилого дома с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. 17 августа 2021 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об уточнении адреса принадлежащих ей жилого дома и земельного участка, однако, решением ответчика от 25 августа 2021 года ей в уточнении адреса было отказано, поскольку присвоение адреса части здания не представляется возможным, т.к. часть здания не относится к объекту адресации. Считает, что вынесенное решение не соответствует действительности, нарушает ее права, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратилась в суд.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 20 декабря 2021 года административный иск ФИО1 удовлетворен. Постановлено: Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение или аннулирование адресов» по заявлению ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером , и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером .

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером и расположенному на нем жилому дому с кадастровым номером .

В апелляционной жалобе административный ответчик, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции принято решение с нарушением норм материального и процессуального права, при неверной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что при поступлении в Департамент заявления, специалистом Департамента проводится правовая оценка и достоверность прилагаемых к нему документов; направляются межведомственные запросы, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», необходимые для принятия решения о присвоении, изменении (идентификации) и аннулировании адреса».

Согласно сведениям Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, 19 августа 2021 года объект, жилой дом с кадастровым номером , площадью 159,5 кв.м образован из объекта, жилого дома с кадастровым номером , площадью 275,2 кв.м.

Письменных возражений на указанную апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 КАС РФ, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 428 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и жилого дома площадью 159,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>-А, кадастровый , на основании договора дарения доли земельного участка с долей жилого дома от 30 ноября 2020 года и соглашения от 13 апреля 2021 года, право собственности административного истца зарегистрировано в ЕГРН.

Соглашением от 13 апреля 2021 года жилой дом с кадастровым номером принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО2 и ФИО3, был разделен между ними на три самостоятельных объекта – жилых дома, являющихся изолированными частями основного здания с кадастровым номером

Согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом от 18 января 2008 года, технического плана здания от 22 апреля 2021 года исходный жилой дом с кадастровым номером изначально был построен как объект, содержащий самостоятельные жилые блоки, имеющие самостоятельные выходы на земельные участки, изолированные чердаки, отдельные коммуникации, обеспечивающие каждый из блоков, образуемые в результате раздела жилого дома его части соответствуют нормам жилого блока автономного и могут быть выделены в натуре по фактическому использованию как жилые блоки, которые будут являться самостоятельными объектами недвижимости исходя из сложившегося порядка пользования без проведения работ по перепланировке, переустройству, реконструкции. При этом образованные жилые блоки соответствуют требованиям строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и пригодны для круглогодичного проживания.

В связи с достигнутым соглашением между собственниками жилого дома с кадастровым номером о порядке раздела дома и прекращения общей долевой собственности собственники обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, предоставив соглашение о прекращении общей долевой собственности на жилой дом и иные документы. По результатам рассмотрения указанного заявления правообладателей жилой дом с кадастровым номером 91:02:005007:45 был разделен на три самостоятельных объекта недвижимости (здания, с назначением «жилой дом») с присвоением указанным объектам недвижимости кадастровых номеров -

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> об уточнении адреса принадлежащих ей жилого дома и земельного участка, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей в уточнении адреса было отказано, поскольку присвоение адреса части здания не представляется возможным, поскольку часть здания не относится к объекту адресации.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 15, частями 1,2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», СНиП 31-02-2001 «Жилые дома одноквартирные», пришел к выводу о том, что принадлежащий ФИО1 жилой дом, кадастровый , образованный в результате раздела жилого дома с кадастровым номером , является автономным жилым блоком, образованным из жилого дома блокированной застройки. С учетом наличия у ФИО1 зарегистрированного права собственности на образованный в результате раздела жилого дома с кадастровым номером объект недвижимости – жилой дом, а также на земельный участок под данным жилым домом, поставленными на кадастровый учет решение административного ответчика является незаконным и нарушающим права и интересы административного истца, поскольку препятствует истцу в полной мере осуществлять использование принадлежащего ему жилого дома и земельного участка.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

Согласно подпункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса установлены «Правилами присвоения изменения и аннулирования адресов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1221 от 19 ноября 2014 года.

К документам, на основании которых уполномоченными органами принимаются решения, предусмотренные пунктом 20 настоящих Правил, помимо прочего относится - выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет) (подпункт "д" пункта 34 Правил № 1221).

Пунктом 40 Правил № 1221 определено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Согласно пункту 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.

На основании абзаца 2 подпункта «а» пункта 8 Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Согласно пункту 9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

В рассматриваемом случае административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенным на нём жилой дом с кадастровым номером .

Согласно сведениям Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ объект, жилой дом с кадастровым номером , площадью 159,5 кв.м образован из объекта, жилого дома с кадастровым номером , площадью 275,2 кв.м.

Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выделен, в том числе, такой вид объектов капитального строительства как жилые дома блокированной застройки.

Это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти. При этом каждый из них предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Кроме того, пунктом 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ определено, что блок жилого дома блокированной застройки расположен на отдельном земельном участке.

По причине того, что признаки дома блокированной застройки не определены достаточно четко, жилой дом может быть отнесен либо к жилому дому блокированной жилой застройки, либо к многоквартирному дому, в зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты. В этом случае конструктивные особенности зданий и их назначение (жилой дом блокированной застройки или многоквартирный дом) определяются проектной документацией.

В соответствии с информацией, размещённой на сайте https://rosreestr.gov.ru в настоящее время раздел жилого дома возможен только в случае образования блоков жилого дома блокированной застройки.

Так же следует отметить, что здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил № 1221, изменить адрес частям зданий не представляется возможным, так как часть здания не относится к объекту адресации. Присвоение адреса возможно блоку жилого дома блокированной застройки.

Письмо Минэкономразвития от 26.08.2016 № 14-17394/16 содержит следующие разъяснения: если здание можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок соответствует признакам индивидуального жилого дома и расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве отдельного здания с назначением «жилой дом» и наименованием «жилой дом блокированной застройки» или «блок жилого дома блокированной застройки».

Исходя из определения блокированный жилой дом по сути представляет собой квартиру с отдельным входом на приквартирный участок. Указанное определение следует рассматривать в совокупности с видами блокированной жилой застройки, закрепленными в строительных нормах и правилах (СНиП), в частности в Своде правил строительных норм - СП 55.13330.2016 «Свод правил. Дома жилые одноквартирные» и СП 54.13330.2016 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные».

Письмо Минэкономразвития от 14.03.2017 № Д23и-1328 «О жилых домах блокированной застройки» информирует о необходимом количестве технических планов и земельных участков: количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

Однако, в представленной выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (здание), представленной заявителями, а также выписке по межведомственному запросу с кадастровым номером 91:01:006001:1586 от 19.08.2021 раздел 1 содержит сведения о назначении здания: жилой дом, о кадастровом номере объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости 91:02:005007:45, но не содержит сведения о наименовании здания как «жилой дом блокированной застройки» или «блок жилого дома блокированной застройки».

Являясь самостоятельным объектом недвижимости, земельный участок, в силу п. 5 Правил № 1221 от 19.11.2014 г., является объектом адресации, поэтому решение административного ответчика об отказе в присвоении адреса образованному жилому дому не противоречит положениям п. 3 ст. 2 Федерального закона № 443-ФЗ от 28 декабря 2013 года и п. п. 3, 5 Правил № 1221 от 19 ноября 2014 года. Основания отказа в присвоении адреса жилому дому, расположенному на земельном участке с присвоенным адресом, изложенные в оспариваемом решении соответствуют имеющимся обстоятельствам.

В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции о том, что у Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении государственной услуги, является ошибочным.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 – принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.

Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»).

Вместе с тем, разрешая данное административное дело, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что повлекло за собой не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

определила:

решение Балаклавского районного суда города Севастополя от20 декабря 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –