ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1968/19 от 26.06.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Водостоева Н.П. Дело №33а-1161-2020 г.

№ 2а-1968/2019 г.

46RS0006-01-2019-001919-03

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 26 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Ермакова М.И.,

судей: Шуваевой Е.И., Ягерь Е.А.,

при секретаре: Якушевой К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. к Администрации города Железногорска Курской области о признании незаконными постановлений органа местного самоуправления, поступившие по апелляционной жалобе Т. на решение Железногорского городского суда Курской области от 18 ноября 2019 г., которым постановлено: «Т. в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Железногорска Курской области о признании незаконными постановлений органа местного самоуправления, отказать»

и дополнительное решение Железногорского городского суда Курской области от 24 января 2020 г. которым постановлено: «дополнить резолютивную часть решения по административному делу следующего содержания: Т. в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Железногорска Курской области о признании незаконной методики установления имущественной обеспеченности по формуле, отказать».

Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав административного истца Т., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Т. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Железногорска Курской области о признании незаконными постановление Администрации города Железногорска от 24.04.2019 г. «О признании Т. и членов ее семьи утратившими статус малоимущих в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и постановление Администрации города Железногорска от 13.05.2019 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Т.», а также признании незаконной методики установления имущественной обеспеченности по формуле, примененной в отношении нее. Просила установить имущественную обеспеченность в соответствии с п.2 ст.7 ЖК РФ, то есть сохранить статус малоимущей семьи; восстановить ее семью в очереди нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма.

Заявленные требования мотивированы тем, что Законом Курской области от 29.03.2008 г. №15-ЗКО и Постановлением главы г. Железногорска от 07.07.2008 г. №1192 прописана незаконная формула расчета дохода для признания граждан малоимущими, так как указанные акты не проходили правовую экспертизу в Министерстве юстиции РФ, не зарегистрированы в реестре на сайте Министерства юстиции РФ, применение указанной формулы при расчете дохода для определения их нуждаемости в жилом помещении привело к нарушению жилищных прав, ввиду снятия с учета ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, что является незаконным, так как получаемые доходы не позволяют ей самостоятельно приобрести для проживания жилое помещение.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Т. полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и постановить решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Т., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 28 марта 2019 г. Т. обратилась с заявлением в Управление социальной защиты и охраны здоровья населения города Железногорска о подтверждении статуса малоимущих ее и несовершеннолетнего сына Т., 2004 года рождения, в целях нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с предоставлением необходимых документов.

Постановлением Администрации города Железногорска от 24.04.2019 г. Т. и члены ее семьи признаны утратившими статус малоимущих в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что имущественная обеспеченность Т. членов ее семьи больше общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения ее и членов ее семьи по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Основанием к отказу в признании семьи Т. малоимущей явился расчет имущественной обеспеченности, которая по предоставленным ею документам составила 1 411 889 руб. 76 коп., что превышает стоимость общей жилой площади жилого помещения, необходимой для обеспечения ее семьи жилым помещением, составляющей 1 131 264 руб.

Постановлением Администрации города Железногорска от 24.04.2019 г. признано утратившим силу постановление Администрации города Железногорска от 12.02.2016 г. «О признании Т. и членов ее семьи малоимущими».

25 апреля 2019 г. Т. уведомлена о принятом решении в письменной форме.

Постановлением Администрации города Железногорска от 13.05.2019 г. Т. и члены ее семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными постановлений Администрации г. Железногорска от 24.04.2019 г и от 13.05.2019 г. , суд первой инстанции исходил из того, что имущественная обеспеченность Т. и ее сына больше общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения заявителя и членов ее семьи по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2 ст.52 ЖК РФ).

Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7 ст.52 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (п.п.2 и 3 ч.1 ст.14, ч.ч.4,5 ст.50 ЖК РФ).

Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (ст.55, ч.2 ст.56 ЖК РФ).

Закон Курской области от 29.03.2008 г. №15-ЗКО «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма» (далее – Закон) устанавливает порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложении.

Согласно ч.1 ст.2 указанного Закона, малоимущими гражданами признаются жители Курской области, имущественная обеспеченность которых, определенная в соответствии с настоящим Законом, меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения их жилым помещением по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона, имущественная обеспеченность семьи или одиноко проживающего гражданина - сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода членов семьи или одиноко проживающего гражданина за ожидаемый срок предоставления жилья.

Согласно ч.3 ст.2 Закона стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения их жилым помещением по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, определяется по средней рыночной цене одного квадратного метра общей площади жилого помещения, сложившейся на территории поселения (городского округа).

Для подтверждения статуса граждан как малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, уполномоченные органы осуществляют проверку размера доходов и стоимости имущества граждан, признанных малоимущими, через каждые три года после постановки на учет и непосредственно перед заключением договора социального найма. Для проведения проверки граждане предоставляют в уполномоченный орган документы, указанные в статье 8 настоящего Закона (ч.1 ст.10 Закона).

В силу ч.2 ст.10 Закона по результатам рассмотрения документов уполномоченный орган в 30-дневный срок издает акт о подтверждении статуса граждан как малоимущих или об утрате гражданами этого статуса, о чем в письменной форме не позднее чем через 3 рабочих дня со дня издания акта доводит до их сведения.

Решение о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или об отказе в этом принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления гражданином в уполномоченный орган всех необходимых документов (ч.2 ст.13 Закона).

Решение об отказе в признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, должно содержать причины отказа с ссылкой на основания, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона (ч.3 ст.13 Закона).

Основанием для отказа в признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма согласно статье 14 указанного Закона, является: 1) непредоставление предусмотренных статьей 8 настоящего Закона документов или содержащиеся в представляемых документах неполные сведения; 2) имущественная обеспеченность гражданина и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими установлен Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 №512 утвержден прилагаемый Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 №1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Приказом Минрегиона Российской Федерации от 25.02.2005 №17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Постановлением главы города Железногорска Курской области от 7 июля 2008 г. №1192 «О мерах по реализации Закона Курской области от 29.03.2008 №15-ЗКО» утвержден Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее – Порядок).

Разделом 3 Порядка установлена методика расчета дохода и стоимости имущества учитываемых при признании граждан малоимущими в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 3.6 Порядка установлена формула имущественной обеспеченности (С) жителей города Железногорска применяемая для принятия решения о признании граждан малоимущими для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда: С = Дох сем + И, где Дох. сем. - денежное выражение дохода всех членов семьи (определяется в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Порядка); И - стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению (определяется в соответствии с пунктом 3.10 настоящего Порядка).

Согласно пункту 3.12 Порядка, В случае если имущественная обеспеченность (С) семьи (одиноко проживающего гражданина) больше или равна стоимости общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи (одиноко проживающему гражданину) для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (Ст. пл. ж.), принимается решение об отказе в признании заявителей малоимущими: С > Ст. пл. ж.

Из материалов дела следует, что в целях подтверждения статуса малоимущей семьи Т. в Управление социальной защиты и охраны здоровья населения города Железногорска предоставлены сведения о доходах членов ее семьи за 12 календарных месяцев до дня подачи заявления.

Расчет доходов для подтверждения статуса малоимущей семьи сделан исходя из Порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного Постановлением главы города Железногорска Курской области от 7 июля 2008 г. № 1192 «О мерах по реализации Закона Курской области от 29.03.2008 № 15-ЗКО».

Из имеющего в материалах дела расчета, следует, что имущественная обеспеченность (доход семьи) за расчетный период составит 1 405 934,16 руб., при том, что стоимость общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения Т. и членов ее семьи для расчета размера социальной выплаты, исходя из цены средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения установленной на 1 квартал 2019 г. составила 1 131 264,00 руб.

Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что причиной снятия Т. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма явилась утрата оснований, дающих ей и членам ее семьи право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст. 6 ЖК РФ), а именно: утрата ими статуса малоимущих (увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемого постановления № от 24.04.2019 г. «О признании Т. и членов ее семьи утратившими статус малоимущих в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», поскольку в силу положений ч.2 ст.49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

Судом установлено, что размер имущественной обеспеченности больше общей площади жилого помещения, необходимого для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения и ей обоснованно не подтвержден статус малоимущей семьи.

Таким образом, в связи с тем, что Т. с членами семьи утратила основания, в соответствии с которыми была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, так как статус малоимущей семьи Т. не подтвержден, постановление Администрации города Железногорска от 13.05.2019 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Т.», также является законным.

Оснований для возложения на администрацию города Железногорска восстановить ее семью в очереди нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма, не имеется.

В тоже время, дополнительное решение от 24 января 2020 г. которым Т. отказано в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Железногорска Курской области о признании незаконной методики установления имущественной обеспеченности по формуле, подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

Пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.

Между тем, резолютивная часть решения в этой части указанным требованиям не соответствует.

Кроме того, из объяснения сторон усматривается, что стороны фактически объяснений по заявленным в этой части Т. требованиям не давали, так как в их объяснениях и в описательной и мотивировочной частях судебного решения отсутствуют сведения о конкретном нормативном правовом акте, подлежащем судебной проверке, не приведены административным истцом и не проверены судом ее доводы о несоответствии примененной формулы определения имущественной обеспеченности, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Дело рассмотрено без участия прокурора, который о времени месте рассмотрения дела не извещался.

При таких обстоятельствах, дополнительное решение Железногорского городского суда от 24 января 2020 г. подлежит отмене с направлением дела в этой части в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Судебная коллегия, руководствуясь пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Дополнительное решение Железногорского городского суда Курской области от 24 января 2020 г. отменить и возвратить в этой части дело на новое рассмотрение в Железногорский городской суд Курской области, чем частично удовлетворить апелляционную жалобу Т..

Решение Железногорского городского суда Курской области от 18 ноября 2019 оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: