Судья Клименко О.А. Дело № 33а-8542/2021
УИД 22RS0029-01-2021-000555-16
№ 2а-1968/2021(1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2021 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Титовой В.В.,
судей Копцевой Г.В., Скляр А.А.,
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца отделения судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю на решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 27 августа 2021 года по административному делу по административному иску отделения судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю к казначею отдела № 18 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО1, начальнику отдела № 18 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО2, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, Министерству финансов Алтайского края об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
отделение судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю обратилось в суд с административным иском к казначею отдела № 18 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО1 о признании незаконным отказа в перечислении денежных средств на депозитный счет ОСП Кулундинского и Ключевского районов по государственному контракту, заключенному между МУП «Теплосети» и КГКУ Управление социальной защиты населения по Кулундинскому району.
В обоснование требований указано, что в рамках сводного исполнительного производства ***-СД в отношении должника МУП «Теплосети» постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ обращено взыскание на имущественные права должника по государственным контрактам *** от ДД.ММ.ГГ на оказание услуг по отпуску тепловой энергии и *** от ДД.ММ.ГГ на оказание услуг холодного водоснабжения, заключенным с КГКУ УСЗН по Кулундинскому району. Согласно поступившему ДД.ММ.ГГ в ОСП Кулундинского и Ключевского районов от КГКУ УСЗН по Кулундинскому району уведомлению исполнить вышеназванное постановление судебного пристава-исполнителя не представилось возможным по причине отказа в перечислении денежных средств казначеем отдела № 18 УФК по Алтайскому краю ФИО1 Административный истец полагал, что действия ФИО1 не соответствуют положениям статей 2, 6, 68, 75 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушают его законные права на реализацию возложенных на него функций.
В ходе рассмотрения дела в качестве административных ответчиков были привлечены начальник отдела № 18 УФК по Алтайскому краю ФИО2, УФК по Алтайскому краю, Министерство финансов Алтайского края.
Решением Кулундинского районного суда Алтайского края от 27 августа 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда с принятием нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, полагая, что они не получили надлежащей правовой оценки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФК по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного ответчика УФК по Алтайскому краю ФИО3
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое требование только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) должностного лица не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции не установил предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.
Поводов не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущественные права должника (пункт 3 часть 3 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 75 Федерального закона № 229-ФЗ в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе: право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом, на исполнении в ОСП Кулундинского и Ключевского районов находится сводное исполнительное производство ***-СД в отношении должника МУП «Теплосети».
Между должником МУП «Теплосети» и КГКУ УСЗН по Кулундинскому району были заключены государственные контракты *** от ДД.ММ.ГГ на оказание услуг по отпуску тепловой энергии и *** от ДД.ММ.ГГ на оказание услуг холодного водоснабжения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Кулундинского и Ключевского районов от ДД.ММ.ГГ обращено взыскание на имущественные права должника по указанным государственным контрактам, на КГКУ УСЗН по Кулундинскому району возложена обязанность перечислять на депозитный счет ОСП Кулундинского и Ключевского районов денежные средства, причитающиеся должнику.
ДД.ММ.ГГ КГКУ УСЗН по Кулундинскому району в отдел № 18 УФК по Алтайскому краю направлена заявка на кассовый расход *** о перечислении денежных средств за выполнение работ, оказание услуг по государственному контракту *** от ДД.ММ.ГГ на депозитный счет ОСП Кулундинского и Ключевского районов.
Согласно уведомлению (протоколу) казначея отдела № 18 УФК по Алтайскому краю ФИО1 № *** от ДД.ММ.ГГ КГКУ УСЗН по Кулундинскому району было отказано в совершении казначейского платежа с указанием на несоответствие документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств, требованиям Порядка санкционирования расходов получателей средств бюджетов (нарушение пункта 30 приказа Федерального казначейства от 14 мая 2020 года № 21н), а также на несоответствие наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанных в заявке на расход, наименованию, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанным в документе, подтверждающем возникновение денежного обязательства (нарушение пункта 3.8.5 приказа Министерства финансов Алтайского края от 25 мая 2017 года № 17-н).
КГКУ УСЗН по Кулундинскому району относится к территориальному органу Министерства социальной защиты Алтайского края, которое в свою очередь является получателем средств краевого бюджета в части ассигнований, предусмотренных на содержание, в том числе, своих территориальных органов (подпункт 11 пункта 2.1.2 Положения о Министерстве социальной защиты Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 11 декабря 2018 года № 201).
Таким образом, финансирование расходов КГКУ УСЗН по Кулундинскому району осуществляется за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с пунктами 4.2.6, 4.2.16 положения о Министерстве финансов Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края № 127 от 31 октября 2016 года, Министерство финансов Алтайского края устанавливает на территории Алтайского края порядок санкционирования оплаты денежных обязательств и порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета.
Приказом Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике от 30 декабря 2016 года № 21-н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета.
Постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в постановленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка № 21-н, к которым относится в частности государственный контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В настоящем случае основанием возникновения бюджетного обязательства является государственный контракт *** от ДД.ММ.ГГ по оказанию услуг холодного водоснабжения, заключенный между МУП «Теплосети» и КГКУ УСЗН по Кулундинскому району.
Согласно пункту 30 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного приказам Казначейства России от 14 мая 2020 года № 21н, при казначейском обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда территориальный орган Федерального казначейства проверяет Распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные в частности получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда, в том числе на соответствие Распоряжения требованиям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, в случае если функция по санкционированию операций, связанных с оплатой денежных обязательств, передана территориальному органу Федерального казначейства.
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета утвержден приказом Министерства финансов Алтайского края от 25 мая 2017 года № 17-н.
Согласно пункту 3.1 указанного Порядка для оплаты денежных обязательств получатель средств краевого бюджета представляет в УФК по Алтайскому краю заявку на расход в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3.8 Порядка № 17-н при санкционировании оплаты денежных обязательств, возникающих по документам-основаниям, постановка на учет бюджетных обязательств по которым осуществляется Управлением на основании принятых к исполнению распоряжений о совершении казначейских платежей в соответствии с Порядком учета бюджетных обязательств, осуществляется проверка Заявки, в том числе на соответствие наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанных в Заявке на расход, наименованию, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанным в документе, подтверждающем возникновение денежного обязательства (при наличии).
Учитывая вышеприведенные положения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности действий казначея отдела № 18 УФК по Алтайскому краю ФИО1 по отклонению заявки на кассовый расход *** от ДД.ММ.ГГ ввиду несоответствия наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанных в ней, наименованию, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанным в государственном контракте.
Доводы жалобы об обратном судебной коллегией не принимаются как основанные на неверном толковании норм права.
В силу части 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 указанной статьи обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Таковая возможность предоставлена судебным приставам-исполнителям только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом материалы дела не содержат сведений о том, что подобное решение принималось и было представлено в отдел № 18 УФК по Алтайскому краю.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем не были учтены статус КГКУ УСЗН по Кулундинскому району как получателя средств бюджета Алтайского края, особенности осуществления платежей средствами бюджета, процедура их осуществления, а также особенности исполнения обязательств заказчика по государственному контракту.
При этом следует учесть, что положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривают особенности внесения изменений в заключенные в установленном порядке государственные контракты.
Согласно части 1 статьи 95 указанного Федерального закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных законом случаях.
При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (часть 5 статьи 95 приведенного закона).
В связи с чем принудительное, то есть при отсутствии на то воли сторон государственного контракта и соответствующего положения закона, изменение получателя бюджетных средств по государственному контракту не может быть осуществлено судебным приставом-исполнителем без учета особенностей приведенного выше законодательства и полномочий судебного пристава-исполнителя.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, по своей сути аналогичны мотивам обращения в суд и позиции административного истца, изложенной в суде первой инстанции, проверены судом первой инстанции и получили его надлежащую оценку. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: