ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1979/2022 от 29.06.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Галкина Н.А. Дело №2а-1979/22-33а-1195/22

УИД № 53RS0022-01-2022-002210-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2022 года Великий Новгород

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Павловой Е.Б.,

судей Комаровской Е.И., Виюк А.М.,

при секретаре Лютовой В.С.,

с участием прокурора Жуковой Е.С.,

представителей Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Черепановой А.Ф., Маркина К.А.,

представителя Избирательной комиссии Новгородской области Балковой Н.А.,

представителя Губернатора Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой Е.Б. административное дело по апелляционной жалобе Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 марта 2022 года, принятое по административному исковому заявлению Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Новгородской областной Думе, председателю Новгородской областной Думы Бобрышеву Ю.И., Избирательной комиссии Новгородской области о признании постановления Новгородской областной Думы от 25 ноября 2021 года № 70-7 ОД «О назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области», состава Избирательной комиссии Новгородской области незаконными, обязании повторно рассмотреть на заседании Новгородской областной Думы всех кандидатов в члены Избирательной комиссии Новгородской области, представивших в 2021 году соответствующие документы,

у с т а н о в и л а:

Новгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее – Региональное отделение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Новгородской областной Думе, Избирательной комиссии Новгородской области о признании постановления Новгородской областной Думы от 25 ноября 2021 года № 70-7 ОД «О назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области», состава Избирательной комиссии Новгородской области в лице Ефремовой Н.В., Кротовой С.В., Михеичевой М.М., Тимофеева Д.Н., Шатерникова А.М., Ширманова А.В. незаконными, обязании повторно рассмотреть на заседании Новгородской областной Думы всех кандидатов в члены Избирательной комиссии Новгородской области, представивших в 2021 году соответствующие документы.

В обоснование заявленных требований Региональное отделение указало, что 6 октября 2021 года Новгородская областная Дума приняла постановление №16-7 ОД «О начале формирования нового состава Избирательной комиссии Новгородской области», установив срок приема предложений в новый состав Избирательной комиссии Новгородской области с 15 октября 2021 года. 22 октября 2021 года Региональный Совет Регионального отделения принял решение о выдвижении кандидатуры Гинзбург С.М. для назначения членом Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса. 2 ноября 2021 года уполномоченный представитель Регионального отделения подал в Новгородскую областную Думу необходимый комплект документов. 25 ноября 2021 года Новгородской областной Думой принято постановление №70-7 ОД «О назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области», в новый состав которой членами с правом решающего голоса назначены Ефремова Н.В., Кротова С.В., Михеичева М.М., Тимофеев Д.Н., Шатерников А.М., Ширманов А.В. Оспариваемое постановление и новый состав Избирательной комиссии Новгородской области являются незаконными, поскольку на заседание Новгородской областной Думы, назначенное на 25 ноября 2021 года, где рассматривался вопрос о проекте оспариваемого постановления, ни Партию «Яблоко», ни кандидата Гинзбург С.М. не приглашали, в проект оспариваемого постановления кандидатура Гинзбург С.М. не была включена, не озвучена на заседании, не поставлена на обсуждение и голосование, что свидетельствует о том, что оспариваемое постановление принято депутатами Новгородской областной Думы без рассмотрения всех предложенных (выдвинутых) кандидатур. Кроме того, у Лебедевой Т.И. и Кротовой С.В. имелся конфликт интересов, поскольку они сами являлись кандидатами в члены Избирательной комиссии Новгородской области, но при этом завизировали проект оспариваемого постановления. Таким образом, при принятии оспариваемого постановления были нарушены процедура его принятия и принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и коллективного решения вопросов, политического многообразия и многопартийности.

Судом первой инстанции к участию в деле привлечены прокурор для дачи заключения, в качестве административного ответчика - председатель Новгородской областной Думы Бобрышев Ю.И., в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Новгородской области Никитин А.С., Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, председатель Избирательной комиссии Новгородской области Лебедева Т.И., Новгородское областное отделение Политической партии Коммунистической партии Коммунисты России, Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», Новгородское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Социалистическая политическая партия «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», Гинзбург С.М., Ефремова Н.В., Кротова С.В., Михеичева М.М., Тимофеев Д.Н., Шатерников А.М., Ширманов А.В.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 18 марта 2022 года административный иск Регионального отделения оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Региональное отделение просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Так, вывод суда о том, что обсуждение всех предложенных кандидатур для назначения членами нового состава Избирательной комиссии Новгородской области осуществлялось на заседании Новгородской областной Думы всеми депутатами, не основан на материалах дела. Суд не дал оценку доводам административного истца о том, что формирование избирательных комиссий субъекта Российской Федерации должно осуществляться не только на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, но и на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений. Судом первой инстанции не дана оценка тем фактам, что у Совета Новгородской областной Думы отсутствовали полномочия для самостоятельного рассмотрения кандидатов в состав избирательной комиссии; кандидатура Гинзбург С.М., предложенная Региональным отделением, не рассматривалась профильным Комитетом по законодательству и местному самоуправлению Новгородской областной Думы; депутатам Новгородской областной Думы не предоставлялась исчерпывающая информация по всем кандидатам в состав избирательной комиссии, со списком кандидатов в члены избирательной комиссии и проектом оспариваемого постановления они не знакомились; при рассмотрении кандидатур для назначения членами нового состава Избирательной комиссии Новгородской области нарушена процедура принятия решения, поскольку кандидаты в члены Избирательной комиссии Новгородской области Лебедева Т.И. и Кротова С.В. участвовали в принятии решения о их назначении и назначении других членов Избирательной комиссии. Представители Регионального отделения и иных политических партий не приглашались на заседание Совета Новгородской областной Думы, Комитета по законодательству и местному самоуправлению Новгородской областной Думы для обсуждения кандидатур в состав Избирательной комиссии Новгородской области.

На апелляционную жалобу Новгородской областной Думой, Губернатором Новгородской области, Избирательной комиссией Новгородской области, прокурором, участвовавшим в рассмотрении дела в суде первой инстанции, представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Новгородской областной Думы, председатель Новгородской областной Думы Бобрышев Ю.И., Губернатор Новгородской области Никитин А.С., представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председатель Избирательной комиссии Новгородской области Лебедева Т.И., представитель Новгородского областного отделения Политической партии Коммунистической партии Коммунисты России, представитель Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», представитель Новгородского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», представитель Социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», Гинзбург С.М., Ефремова Н.В., Кротова С.В., Михеичева М.М., Тимофеев Д.Н., Шатерников А.М., Ширманов А.В. не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителей Регионального отделения Маркина К.А., Черепанову А.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Избирательной комиссии Новгородской области Балкову Н.А., Губернатора Новгородской области Никитина А.С. Поморжанского-Авдеева А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда отмене или изменению не подлежащим, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как это предусмотрено частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такая совокупность условий не установлена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.

Отказывая в удовлетворении заявленных Региональным отделением требований о признании незаконными постановления Новгородской областной Думы от 25 ноября 2021 года № 70-7 ОД «О назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области», состава Избирательной комиссии Новгородской области, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия, содержание постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и прав и интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №63-ФЗ) формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Согласно пунктам 6, 7, 9 статьи 23 Федерального закона №63-ФЗ половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Аналогичное правовое регулирование закреплено Областным законом Новгородской области от 19 октября 2006 года № 737-ОЗ «Об Избирательной комиссии Новгородской области и территориальных избирательных комиссиях Новгородской области в системе избирательных комиссий».

Процедура принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о назначении членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации законодательством о выборах и референдумах не регламентируется.

Согласно статье 16 Устава Новгородской области, законодательным (представительным) органом государственной власти Новгородской области является Новгородская областная Дума (далее - областная Дума) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Новгородской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Устава Новгородской области Областная Дума самостоятельно решает все вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом области к ее полномочиям. Иные органы государственной власти не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к полномочиям областной Думы.

Внутреннее устройство и порядок работы Думы установлен Регламентом, утвержденным Постановлением Новгородской областной Думы от 30 августа 2006 года (далее — Регламент).

Деятельность областной Думы основывается на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, учета общественного мнения, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, политического многообразия и многопартийности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Регламента председатель Думы организует работу Совета Думы, дает поручения комитетам Думы, руководит работой аппарата Думы.

Согласно части 2, 4 статьи 4, части 5 статьи 13 Регламента, Областная Дума образует Совет областной Думы для подготовки и рассмотрения организационных вопросов своей деятельности.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, депутаты могут образовывать фракции и депутатские группы. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Новгородской областной Думы от 06 октября 2021 года №16-7 ОД объявлено о начале формирования нового состава Избирательной комиссии Новгородской области и утверждено сообщение о приеме предложений о кандидатурах для назначения в новый состав Избирательной комиссии Новгородской области в течение 30 дней со дня официального опубликования постановления (опубликовано в газете «Новгородские ведомости» от 15 октября 2021 года).

22 октября 2021 года Региональный Совет Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» принял решение о выдвижении кандидатуры Гинзбург С.М. для назначения членом Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса.

02 ноября 2021 года представителем Регионального отделения в Новгородскую областную Думу подан необходимый комплект документов для назначения Гинзбург С.М. членом Избирательной комиссии Новгородской области.

Помимо предложения Регионального отделения, в Новгородскую областную Думу своевременно поступили предложения о кандидатурах для назначения в новый состав Избирательной комиссии Новгородской области: от Новгородского областного отделения Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России - Михеичева М.М., Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» - Тимофеев Д.Н., Социалистической политической партии «Справедливая Россия - патриоты - за правду» - Ширманов А.В., Новгородского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Шатерников А.М.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 ноября 2021 года Новгородской областной Думе предложено назначить членом Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса Ефремову Н.В.

Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области от 09 ноября 2021 года Новгородской областной Думе предложено назначить членом нового состава Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса Кротову С.В.

Указом Губернатора Новгородской области от 29 ноября 2021 года членами Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса назначены: Лебедева Т.И., М.О.П.Р.С.

К распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации допущено 5 политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов: Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», Социалистическая политическая партия «Справедливая Россия - Патриоты - За правду», Политическая партия ЛДПР, Политическая партия «Новые люди».

К распределению депутатских мандатов в Новгородской областной Думе допущено 6 политический партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов: Новгородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», Новгородское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Социалистическая политическая партия «Справедливая Россия - Патриоты - За правду», Новгородское региональное отделение Политической партии ЛДПР, Региональное отделение в Новгородской области Политической партии «Новые люди», Российская партия пенсионеров за социальную справедливость.

Обсуждение кандидатур в состав Избирательной комиссии Новгородской области состоялось 15 ноября 2021 года на Совете Новгородской областной Думы, в который входят председатель Новгородской областной Думы, его заместители, председатели комитетов Новгородской областной Думы, руководители фракций и депутатских групп, которые образуются для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Новгородской областной Думой (часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 12 Регламента Новгородской областной Думы), на основании представленных кандидатами документов без их участия.

Согласно протоколу заседания Совета Новгородской областной Думы от 15 ноября 2021 года депутатами рассмотрены документы, представленные кандидатами в состав Избирательной комиссии Новгородской области, Новгородской областной Думе даны рекомендации по назначению членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса, решение принято единогласно.

По итогам обсуждения на Совете Новгородской областной Думы работниками аппарата Думы по распоряжению председателя Думы подготовлен для рассмотрения на комитете Новгородской областной Думы по законодательству и местному самоуправлению проект постановления «О назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области».

Указанный проект одобрен комитетом Новгородской областной Думы по законодательству и местному самоуправлению, принято единогласное решение рекомендовать Новгородской областной Думе принять предложенный проект постановления (протокол от 23 ноября 2021 года , решение от 23 ноября 2021 года ).

Проект постановления «О назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области» внесен в Новгородскую областную Думу ее председателем Бобрышевым Ю.И. на основании пункта 1 статьи 34 Устава Новгородской области.

Решение по кандидатурам в состав Избирательной комиссии Новгородской области принято депутатами 25 ноября 2021 года на заседании Новгородской областной Думы с учетом предложенного председателем Новгородской областной Думы проекта постановления.

Постановлением Новгородского областной Думы от 25 ноября 2021 года №70-7 ОД членами нового состава Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса назначены: Ефремова Н.В. (по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации), Кротова С.В. (по предложению Избирательной комиссии Новгородской области предыдущего состава), Михеичева М.М. (по предложению Новгородского областного отделения Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России), Тимофеев Д.Н. (по предложению Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»), Шатерников А.М. (по предложению Новгородского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»), Ширманов А.В. (по предложению Социалистической политической партии «Справедливая Россия - патриоты - за правду»).

Согласно протоколу заседания Новгородской областной Думы от 25 ноября 2021 года оспариваемое постановление принято единогласно («за» - 28 голосов, с учетом 2 поступивших письменных заявлений депутатов), не голосовали (отсутствовали) - 3 голоса).

Как установлено судом первой инстанции из видеозаписи заседания Новгородской областной Думы от 25 ноября 2021 года (тайминг 3:28:40 — 3:30:08) председателем Новгородской областной Думы Бобрышевым Ю.И. предложено депутатам задать вопросы по предложенному проекту постановления, каких-либо замечаний и предложений о внесении изменений в предлагаемый проект постановления Новгородской областной Думы о формировании нового состава Избирательной комиссии Новгородской области от депутатов не поступило.

Проанализировав приведенные положения закона и установленные в судебном заседании обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области депутатами Новгородской областной Думы осуществлялось обсуждение, в том числе с участием политических партий, всех предложенных кандидатур для назначения членами Избирательной комиссии Новгородской области, решение принималось депутатами коллегиально на заседаниях Совета Новгородской областной Думы, комитета Новгородской областной Думы по законодательству и местному самоуправлению, Новгородской областной Думы, что свидетельствует о соблюдении порядка назначения членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области.

Доводы Регионального отделения о том, что депутатам Новгородской областной Думы не предоставлялась исчерпывающая информация о всех кандидатах в состав Избирательной комиссии Новгородской области, депутаты были ознакомлены только с повесткой дня заседания Новгородской областной Думы на 25 ноября 2021 года, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Как верно указал суд первой инстанции, при определении персонального состава Избирательной комиссии Новгородской области депутатами правильно применен пункт 3 Методических рекомендаций о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 апреля 1999 года которым рекомендовано назначать членами избирательной комиссии с правом решающего голоса лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, опыт организации и проведения выборов. При формировании нового состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с учетом принципа преемственности в работе избирательной комиссии рекомендуется назначать не менее половины членов избирательной комиссии нового состава из числа членов избирательной комиссии действующего состава.

Довод Регионального отделения о том, что депутат И. голосовал по повестке дня заседания Новгородской областной Думы от 24 ноября 2021 года, а не от 25 ноября 2021 года, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет и основанием к отмене состоявшегося судебного акта не является.

Как усматривается из заявления депутата Новгородской областной Думы И. им данным заявлением выражено свое мнение и представлены в Новгородскую областную Думу результаты голосования по повестке дня заседания Новгородской областной Думы 24 ноября 2021 года, в том числе по вопросу повестки дня «О проекте постановления Новгородской областной Думы о назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области». На странице 3 данного заявления представлены результаты голосования по дополнительным вопросам повестки дня заседания Новгородской областной Думы 25 ноября 2021 года. Указанное заявление поступило в Новгородскую областную Думу 25 ноября 2021 года и зарегистрировано за входящим номером ОД-2596-В.

Как подтверждается материалами дела, заседание Новгородской областной Думы с повесткой дня, указанной в заявлении депутата И. было назначено на 25 ноября 2021 года и состоялось в данный день. Иных заседаний Новгородской областной Думы с указанной повесткой дня не проводилось, ввиду чего судебная коллегия приходит к выводу о наличии в заявлении депутата И. технической ошибки (описки) в написании даты заседания Новгородской областной Думы, не влияющей на существо принятого Новгородской областной Думой 25 ноября 2021 года оспариваемого постановления.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении спора суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам Регионального отделения о конфликте интересов Лебедевой Т.И. и Кротовой С.В., завизировавших проект постановления «О назначении членов нового состава Избирательной комиссии Новгородской области», будучи кандидатами в члены Избирательной комиссии Новгородской области.

Оценивая данные доводы, суд первой инстанции правильно указал, что они не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления ввиду того, что Лебедева Т.И. Указом Губернатора Новгородской области от 29 ноября 2021 года назначена членом нового состава Избирательной комиссии Новгородской области с правом решающего голоса и визирование председателем Избирательной комиссии Новгородской области проекта постановления носило уведомительный характер и не влияло на процедуру и результаты его принятия; визирование проекта указанного постановления Кротовой С.В. осуществлялось в рамках исполнения должностных обязанностей в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о комитете правового обеспечения и мониторинга областного законодательства аппарата Новгородской областной Думы», утвержденного распоряжением председателя Новгородской областной Думы от 22 февраля 2017 года и также не могло повлиять на результаты решения, принятого депутатами Новгородской областной Думы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что назначение членов Избирательной комиссии Новгородской области должно осуществляться в порядке, аналогичном порядку назначения кандидатов на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, также были известны суду первой инстанции при рассмотрении дела, получили в решении надлежащую правовую оценку и обоснованно признаны судом несостоятельными.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют приведенным положениям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

В целом доводы апелляционной жалобы, фактически повторяющие доводы административного искового заявления, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Разрешая административный спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не установила.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий Е.Б. Павлова

Судьи Е.И. Комаровская

А.М. Виюк