Судья: Пименова Е.В. адм. дело № 33а-423/2022 № 2а-1987/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 01 февраля 2022 года г.Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Хлыстовой Е.В., судей Лёшиной Т.Е., Сивохина Д.А., при секретаре Нугайбековой Р.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам ФИО1, УФНС России по Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 августа 2021 г. по административному делу № 2а-1987/2021 по административному исковому заявлению ФИО1к МИФНС России № 21 по Самарской области, УФНС России по Самарской области о признании незаконными действий, заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., судебная коллегия установила: Административный истец обратился в суд с указанным иском, указав, что В обоснование заявленных требований указывает на то, что он обратился к ответчикам с жалобой на действия налогового органа – ИФНС по Железнодорожном району г. Самары, выразившиеся в незаконном принятии налоговым органом уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2019 г. и 4 квартал 2019 г. от имени ООО «Атлантика», которые были представлены в налоговый орган неустановленными лицами. Решением УФНС России по Самарской области от 05.04.2021 г. № жалоба ФИО1 на действия должностных лиц ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары оставлена без удовлетворения в полном объеме. Истец не согласен с отказом ответчика в удовлетворении его жалобы в связи со следующим: ФИО1 являлся единственным участником и директором ООО «Атлантика» с 20.02.2019 г.19.03.2020 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии ООО «Атлантика» решения о ликвидации общества и назначении ликвидатором ФИО1 31.08.2020 г. ИФНС по Красноглинскому району г. Самары была внесена запись о ликвидации ООО «Атлантика». В период ведения предпринимательской деятельности в 2019 г. истцом, как руководителем ООО «Атлантика» был заключен договор на поставку товара в адрес <данные изъяты> Поскольку ООО «Атлантика» применяла общую систему налогообложения, в книге продаж были отражены все сделки по поставке товара в адрес <данные изъяты> в течение 2019, начале 2020 года, исчислены налог на прибыль и НДС, соответствующие суммы уплачены в бюджет в полном соответствии с требованиями главы 21 и 25 НК РФ. 09.03.2021 г. к истцу обратился директор <данные изъяты> ФИО2 с жалобой относительно подачи ООО «Атлантика» 31.08.2020 г. уточненных налоговых деклараций по НДС за 2 квартала 2019 и 4 квартал 2019 г. с нулевыми показателями. Однако после 27.08.2020 ООО «Атлантика» уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость не сдавались в налоговый орган. ФИО1 являясь на 01.06.2020 г. ликвидатором ООО «Атлантика» доверенности на подписание и передачу налоговой отчетности в налоговый орган не выдавал, в частности не подписывал и не выдавал доверенности № от 01.06.2020 г. ООО «Атлантика» фактически имела возможность и в полной мере использовала возможность по подписанию и отправке отчетности своими силам через оператора <данные изъяты>», в том числе, деклараций по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы, в связи с чем у общества отсутствовала необходимость привлекать третьих лиц, выдавать какие-либо доверенности на подписание и передачу уточненных налоговых деклараций по НДС за 2 и 4 кварталы 2019 г. ООО «Атлантика» всю отчетность направляла в ИФНС по Железнодорожному району г. Самары через оператора <данные изъяты> в том числе уточненные декларации по НДС за 2 и 4 кварталы 2019 г., направленные в налоговый орган 27.08.2020 г. Истец также полагает, что поскольку 31.08.2020 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО «Атлантика», с указанной даты общество не вправе совершать какие-либо действия, в том числе передавать в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за 2 и 4 кварталы 2019 г. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований административный истец просил признать незаконными действия ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, выразившиеся в принятии налоговых деклараций, подписанных и представленных в налоговый орган неуполномоченным лицом, и внесению в единую базу Федеральной налоговой службы России от имени ООО «Атлантика»: -уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; Обязать МИФНС России № 21 по Самарской области исключить из обработки (признать не представленными) налоговые декларации от имени ООО «Атлантика»: -уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; Обязать МИФНС России № 21 по Самарской области аннулировать из единой базы ФНС России все сведения об уточненных налоговых деклараций по НДС, представленных в налоговый орган 31.08.2020 г. от имени ООО «Атлантика» и сведения о данных декларациях, как недостоверные: -по уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -по уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №. Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 августа 2021 года административное исковое заявление ФИО1к МИФНС России № 21 по Самарской области, УФНС России по Самарской области о признании незаконными действий удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, выразившиеся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени ООО «Атлантика»: -уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №. Суд обязал МИФНС России № 21 по Самарской области аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени ООО «Атлантика»: -уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №. В удовлетворении остальной части требований отказано (Т.3, л.д. 51-61). В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (Т.3, л.д. 84-90). В апелляционной жалобе УФНС России по Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований (Т.3, л.д. 96, 97). В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что требований, которые удовлетворил суд в части признания незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, выразившиеся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными, налоговые декларации от имени ООО «Атлантика» истец не заявлял. ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары не отказывало истцу аннулировать налоговые декларации от имени ООО «Атлантика», ответ на жалобу ФИО1 давало УФНС России по Самарской области. Считает, что если сведения о декларациях будут аннулированы, т.е. удалены из базы, права ФИО1 будут восстановлены. Представитель административного ответчика УФНС России по Самарской области ФИО4 в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что доказательства наличия надлежащей доверенности представить не может. Представитель МИФНС России № 21 по Самарской области ФИО5 поддержала доводы апелляционной жалобы УФНС России по Самарской области. Пояснила, что доказательства наличия надлежащей доверенности представить не может. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему. Частью 1 статьи 178 КАС РФ определено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что поскольку материалами дела факт подачи спорных налоговых деклараций Обществом не подтверждается, имеются основания для признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени ООО «Атлантика» за вышеуказанные периоды. Вместе с тем, требования о признании незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, выразившиеся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени ООО «Атлантика»: уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный № в просительной части административного иска (уточненного административного иска) (Т.1, л.д. 7-15, 205-210), не заявлены, что стороной истца подтверждено в суде апелляционной инстанции. Частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции в отсутствие на то законных оснований вышел за пределы заявленных требований, что противоречит требованиям части 1 статьи 178 КАС РФ. При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворенных требований о признании незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, выразившихся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени ООО «Атлантика» уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный № подлежат отмене. Более того, судебной коллегией установлено, что ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары каких-либо действий, выразившихся в отказе аннулировать, то есть признать неподанными, налоговые декларации от имени ООО «Атлантика» уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный № не осуществляло, что сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривалось. При этом ответ на жалобу ФИО1 на действия (бездействия) должностных лиц ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары дан УФНС России по Самарской области 05.04.2021 за № (Т.1, л.д. 24-28). ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары в какой-либо форме не выражало отказ истцу аннулировать, то есть признать неподанными, налоговые декларации от имени ООО «Атлантика». Исходя из мотивировочной части решения суда требования ФИО1 об обязании Инспекции аннулировать из единой базы ФНС России все сведения о данных декларациях и сведения, содержащиеся в данных декларациях, как недостоверные удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия соответствующих механизмов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, а также программным обеспечением АИС Налог-3, при этом в резолютивной части решения указано, что суд обязал МИФНС России № 21 по Самарской области аннулировать, то есть признать неподанными, налоговые декларации от имени ООО «Атлантика», что указывает на противоречивость выводов в оспариваемом решении суда первой инстанции. Разрешая заявленные ФИО1 требования в части признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в принятии от неизвестного лица налоговых деклараций и внесении сведений из этих деклараций в единую базу ФНС России, об обязании Инспекции аннулировать из единой базы ФНС России все сведения о данных декларациях и сведения, содержащиеся в данных декларациях, как недостоверные, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме; требования ФИО1 об обязании Инспекции аннулировать из единой базы ФНС России все сведения о данных декларациях и сведения, содержащиеся в данных декларациях, как недостоверные удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия соответствующих механизмов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, а также программным обеспечением АИС Налог-3. Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может на основании следующего. Судом первой инстанции установлено, что ООО «Атлантика», № зарегистрировано в ЕГРЮЛ 20.02.2019 г. Директором общества являлся ФИО1 31.08.2020 г. решением ИФНС по Красноглинскому району г. Самары внесена запись о ликвидации ООО «Атлантика». В ИФНС России по Железнодорожному район г. Самары 31.08.2020 через канал телекоммуникационной связи (далее - ТКС) поступили и приняты представленные от имени ООО «Атлантика» налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость: -уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2019г., регистрационный №; -уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2019г., регистрационный №; -уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019г., регистрационный №. Из представленных в дело квитанций о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде и извещений о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме, следует, что спорные налоговые декларации были представлены в налоговый орган <данные изъяты>», которому и выданы указанные квитанции и извещения. 16.03.2021 ФИО1 обратился в УФНС России по Самарской области с жалобой о незамедлительном аннулировании деклараций, Решением УФНС России по Самарской области от 05.04.2021 г. № указанная жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения, в связи с отсутствием законных оснований. ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что он как единственный учредитель общества после 27.08.2020 г. не подавал указанных уточненных налоговых деклараций и не передавал полномочий на их представление в налоговый орган третьим лицам. Согласно заключению специалиста № от 15.07.2021 (Т. 3, л.д. 165-183), выполненному ООО «Самарская судебная экспертиза документов» подпись от имени ФИО1, изображение которой находится в электрофотографической копии доверенности № от 01 июня 2020 года на представление интересов организации при сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности, выданной от имени ООО «АТЛАНТИКА» в лице ФИО1на имя <данные изъяты> в лице ФИО6выполнена не самим ФИО1, а другим лицом. В связи с изложенным постановлением дознавателя ОД ОП № 9 Управления МВД России по городу Самаре ФИО11 от 09.12.2021 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.5 ст. 327 УК РФ в отношении неустановленного лица (Т. 3, л.д. 138). Положениями пунктов 1, 3 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. На основании пункта 1 статьи 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Пунктом 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с положениями статьи 80 НК РФ Приказом МНС России от 02.04.2002 № утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 5 Порядка раздела I представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. Согласно пункту 8 Порядка представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде. При этом, правила приема налоговых деклараций установлены пунктами 186 - 193 Приказа Минфина России от 02.07.2012 №н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2012 №) (далее - Административный регламент). В соответствии с пунктом 186 Административного регламента основанием для приема налоговых деклараций (расчетов) является представление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых деклараций (расчетов) по установленной форме (установленному формату) заявителем в инспекцию ФНС России по месту учета (заявителем, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, - в инспекцию ФНС России по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом, в соответствии с пунктом 28 Административного регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются: отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета). В силу пункта 192 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в устной форме (если налоговая декларация (расчет) представлена заявителем непосредственно), либо соответствующим уведомлением, направленным заявителю по почте заказным письмом (если налоговая декларация (расчет) представлена по почте с описью вложения прилагаемых документов, заверенной должностным лицом отделения связи), либо по ТКС (если налоговая декларация (расчет) представлена в электронной форме по ТКС). Таким образом, основанием для принятия налоговой декларации является подача налоговой декларации по установленной форме; наличие подписи уполномоченного лица на декларации, в случае подачи налоговой декларации посредством ТКС - наличие сертификата ЭЦП, зарегистрированной налоговом органом. Судебной коллегией установлено, что в Инспекцию 31.08.2020 была представлена доверенность в электронной форме № от 01.06.2020, в соответствии с которой <данные изъяты>» ИНН №, КПП №, в лице ФИО20 имеет право представлять интересы Доверителя (ООО «Атлантика») в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара при сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности на бумажных и электронных носителях, для чего поверенному предоставляется право представлять соответствующую отчетность, расписываться от имени доверителя, а также совершать иные предусмотренные законодательством РФ действия для надлежащего исполнения настоящего поручения. Пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ установлено, что лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа. В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица - владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица - владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица). Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий. Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, для осуществления взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом через уполномоченного представителя, доверенность, подтверждающая полномочия представителя, либо ее надлежащим образом заверенная копия, должна быть предоставлена налогоплательщиком в налоговый орган на бумажном носителе, а в случае направления сканированного образа доверенности по ТКС, должна быть заверена электронной подписью доверителя, что также следует из письма ФНС России от 07.08.2017 № В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Доказательств того обстоятельства, что доверенность, представленная при подаче спорных налоговых деклараций была заверена электронной подписью доверителя, а также наличие полномочий представителя по доверенности на подачу и подписание именно спорных уточненных деклараций, доказательств наличия электронной подписи руководителя Общества на спорных декларациях ответчиками ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. Несмотря на наличие в данном случае двух оснований, предусмотренных пунктом 28 Административного регламента для отказа в приеме налоговой декларации, а именно: отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС, ИФНС по Железнодорожному району г. Самары принято уточненные налоговые декларации. Вывод суда в силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме и соответственно о наличии оснований для отказа истцу в удовлетворении требований о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в принятии налоговых деклараций и внесении сведений из этих деклараций в единую базу ФНС России необоснован, поскольку, как было установлено, декларации были представлены неуполномоченным лицом, т.е. не налогоплательщиком. Исходя из изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, выразившиеся в принятии налоговых деклараций и внесению их в единую базу Федеральной налоговой службы России от имени ООО «Атлантика»: -уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №. Требования ФИО1 об обязании Инспекции аннулировать, налоговые декларации от имени ООО "АТЛАНТИКА" по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, поданные 31.08.2020, и об обязании Инспекции аннулировать из единой базы ФНС России, все сведения о данных декларациях также подлежат удовлетворению в качестве меры, направленной на восстановление нарушенных прав заявителя. При этом довод Инспекции об отсутствии соответствующих механизмов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, а также программным обеспечением АИС Налог-3, направленных на аннулирование из единой базы ФНС России сведений о данных декларациях и сведений, содержащихся в данных декларациях, как недостоверных, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный. Согласно пункту 11 Приказа ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")", информационное взаимодействие АИС "Налог-3" с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований: подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС "Налог-3" в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС "Налог-3", посредством: аутентификации и авторизации пользователей АИС "Налог-3", осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС "Налог-3" (пункт 13). Таким образом, АИС "Налог-3", содержащая в себе реестр налоговых деклараций, предоставляет возможность актуализации достоверной информации, в том числе путем удаления недостоверных сведений. Кроме того, следует принять во внимание, что согласно внесенным в статью 80 НК РФ изменениям (Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ), в отношении налоговых деклараций (расчетов), поданных после 01.07.2021, в полномочия налоговых органов входит признание, при наличии соответствующих обстоятельств, налоговой декларации (расчета) непредставленной. С учетом, установленных по делу обстоятельств, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление ФИО1 частичному удовлетворению. Судебная коллегия полагает, что для восстановления прав ФИО1 в данном случае достаточной мерой будет обязание МИФНС России № 21 по Самарской области (правопреемника ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары) аннулировать (признать не поданными) уточненные налоговые декларации по НДС, представленные в налоговый орган 31.08.2020 г. от имени ООО «Атлантика»: -по уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -по уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №, что не оспаривал в суде апелляционной инстанции представитель административного истца, в связи с чем требования об обязании МИФНС России № 21 по Самарской области исключить из обработки налоговые декларации судебная коллегия отклоняет. В связи с изложенным обжалуемый административным истцом судебный акт является неверным, основан на неправильном применении вышеприведенных норм материального, процессуального права, неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований ФИО1 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО1удовлетворить частично. Признать незаконными действия ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, выразившиеся в принятии налоговых деклараций и внесению их в единую базу Федеральной налоговой службы России от имени ООО «Атлантика»: -уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный номер № -уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №. Обязать МИФНС России № 21 по Самарской области аннулировать (признать не поданными) уточненные налоговые декларации по НДС, представленные в налоговый орган 31.08.2020 г. от имени ООО «Атлантика»: -по уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -по уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №; -по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., представленной в налоговый орган 31.08.2020 г., регистрационный №. В остальной части административные исковые требования ФИО1оставить без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Председательствующий: Судьи: |