ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1995/2021 от 21.09.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Асабаева Д.Т. адм.дело №33а-9354/2021

(№ 2а-1995/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2021 г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Клюева С.Б.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 апреля 2021 года по административному делу № 2а-1995/2021 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области, министру труда, занятости и миграционной политики Самарской области Никишиной И.В. о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Трифонова А.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области, министру труда, занятости и миграционной политики Самарской области Никишиной И.В. о признании незаконным решения.

Требования обоснованы тем, что письмом от 22.01.2021 г. административный истец обратился в адрес Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Однако административный ответчик, решением от 04.02.2020 г. отказал во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи.

Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец просит суд признать незаконным решение от 04.02.2021 г. Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области и министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Никишиной И.В., выразившееся в препятствование реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 15 апреля 2021 года заявленные требования Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» оставлены без удовлетворения (л.д. 68-70).

В апелляционной жалобе представитель административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит решение отменить и принять по делу новое решение (л.д. 78).

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Представитель Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Трифонов А.С. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлерения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ), в силу пункта 3 статьи 5 которого гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а согласно части 1 статьи 9 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ государственный орган, должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов дела следует, что 22.01.2021 г. организатор Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" ФИО6 направил министру труда, занятости и миграционной политики Самарской области Никишиной И.В. обращение, в котором предложил провести вебинар "Военный заем 1942-1945 годов" для целевой аудитории, определенный Перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

На указанное обращение министром труда, занятости и миграционной политики Самарской области Никишиной И.В. 04.02.2021 г. за исх административному истцу направлен ответ о его рассмотрении, в котором разъяснено, что исходя из аннотации к вебинару, изложенной в предложении, сама тема вебинара и его содержание, а также регулирование вопросов по предоставлению специальных займов (размещение облигаций) не относится к сфере деятельности министерства и затрагивают сферу молодежной политики и образования. В связи с чем, предложение направлено в министерство образования и науки Самарской области по подведомственности (письмо -вн от 04.02.2021 г. Указано, что поскольку министерство осуществляет реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений, охраны труда, занятости населения и миграционной политики в Самарской области в соответствии с пунктом 5 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями и объединениями, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 24.05.2019 г. , министерство принимает решение об отказе в принятии предложения о проведении вебинара «Военный заем 1942-1945 годов».

В тот же день, 04.02.2021 г. письмом №МТЗМ/266-вн, предложение организатора Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" ФИО6 от 22.01.2021 г. о проведении вебинара "Военный заем 1942-1945 годов" направлено в адрес министра образования и науки Самарской области, о чем административный истец был уведомлен.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из аннотации к вебинару, из которой следует, что сама тема вебинара и его содержание, а также регулирование вопросов по предоставлению специальных займов (размещение облигаций) не относится к сфере деятельности министерства и затрагивают сферу молодежной политики и образования. При этом обращение административного истца рассмотрено уполномоченным органом в установленный законом срок. Само по себе несогласие с результатами рассмотрения обращения о незаконности оспариваемого решения не свидетельствует и не может служить основанием для понуждения органа государственной власти дать необходимый заявителю ответ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.

Довод апелляционной жалобы о ненаправлении определения о принятии административного искового заявления к производству суда и назначении судебного разбирательства, судебной коллегией рассмотрен.

На основании части 1 статьи 139 КАС РФ суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

При назначении административного дела к судебному разбирательству назначаются дата и время судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств.

По смыслу приведенных норм права, разбирательство административного дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание выступает не только в качестве процессуальной формы проведения судебного разбирательства, но и является гарантией соблюдения принципов административного судопроизводства и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии административного процесса. Однако без надлежащего извещения участников процесса о времени и месте проведения судебного разбирательства указанная функция судебного заседания не может быть выполнена. Отсюда вытекает необходимость неукоснительного соблюдения установленного административным процессуальным законодательством порядка извещения участвующих в деле лиц, причем в деле должны сохраняться необходимые доказательства, подтверждающие факт их надлежащего извещения.

Как следует из материалов дела, определением Октябрьского районного суда г. Самары от 16.03.2021 г. принято к производству административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» и назначено предварительное судебное заседание на 30.03.2021 г. в 12.00 часов (л.д. 1).

На основании указанного определения судом первой инстанции направлена судебная повестка об извещении о времени и месте рассмотрения административного дела (л.д. 31-32).

30.03.2021 г. в суд поступило ходатайство представителя административного истца об истребовании доказательств (л.д. 34) из которого следует, что представитель административного истца просит рассмотреть дело по существу в отсутствие его и административного истца.

Таким образом, учитывая наличие сведений об извещении сторон, отсутствие возражений со стороны представителя административного истца о рассмотрении административного дела по существу, нарушений норм процессуального права являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом допущено не было.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд нарушил права административного истца не направлением ему возражений административного ответчика, судебной коллегией отклоняются.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 135 КАС РФ административный ответчик или его представитель представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.

То обстоятельство, что административный ответчик в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 135 КАС РФ не направил административному истцу возражения на иск, во всяком случае, поводом для отмены решения суда являться не может, к тому же данные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и заложены в решение суда. Остальные документы, предоставленные административным ответчиком, административному истцу знакомы, т.к. это его предложение (л.д.47), ответ на предложение (л.д.43).

По мнению суда апелляционной инстанции, вышеуказанное обстоятельство не повлияло и не могло повлиять на правильность принятого судом решения.

Таким образом, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено.

По общему правилу, установленному ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания заявленных требований и возражений лежит на сторонах. Публичный орган обязан доказать законность оспариваемого бездействия, при этом лицо, его оспаривающее, обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Вместе с тем, фактических данных в подтверждение наступления для административного истца неблагоприятных последствий, указанных в ст. 218 КАС РФ, вследствие оспариваемого действия Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, в деле не имеется.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, подтверждающих необоснованность решения суда по настоящему делу, административным истцом не приведено.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: