судья КолчинаН.А. |
дело № ЗЗа-2434/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
г. Астрахань |
16 сентября 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе: Председательствующего Обносовой М.В., судей областного суда Сорокиной О.А., Берстневой Н.Н., при помощнике Мариненко Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н., дело по апелляционным жалобам администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, администрации МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 28 мая 2020 года по административному исковому заявлению администрации МО «Яксатовский совет» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания и его отмене, УСТАНОВИЛ: Административный истец МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания и его отмене предписания, указав, что предписание не содержит информации о нарушении со стороны администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет». Считает ссылку на пункт 1 части 4 статьи 8.1 Градостроительного кодекса РФ несостоятельной, поскольку она регламентирует обязанность должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы. Утверждает, что предписание не содержит ссылок на нормы права, устанавливающие обязанность администрации сельского поселения - муниципального образования «Яксатовский сельсовет» - осуществлять виды деятельности, вести документацию, о которой идет речь в предписании, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию), на территории сельского поселения - муниципальное образование «Яксатовский сельсовет» решаются органами местного самоуправления муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области. Полагает, что из текста предписания не представляется возможным установить, какие действия необходимо выполнить по |
его исполнению. Просит признать предписание от 11 декабря 2019г. №33 незаконным и отменить его. Представитель административного истца - администрации МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области Балаев С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, указав, что проверка должностным лицом проведена с нарушением, полагая, что Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления имеет приоритетное значение перед Градостроительным кодексом Российской Федерации, указанные в предписании действия возложены на городское поселение, каковым МО «Яксатовский сельсовет» не является, на законодательном уровне предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов местного значения, в которых не входит градостроительная деятельность, ведение документов, представление которых требовалось, является вопросом местного значения муниципального района. Представитель административного ответчика - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Кайдалова Ю.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, сославшись на нормы Градостроительного законодательства и положения Закона Астраханской области № /2007-03 от 12 ноября 2007г. «Об отдельных вопросах правового регулирования Градостроительной деятельности в Астраханской области», которыми установлено, что состав, порядок подготовки генерального плана поселения, и внесение изменений в его, содержание и состав проекта генерального плана поселения определяется требованиями ст.23 Градостроительного кодекса РФ, Кроме того, обратила внимание наличие сведений в системе ФГИС ТП и возложение законом обязанности на уполномоченный орган поселения обеспечивать доступ к проектам генеральных планов поселений, и внесение изменений в них. Представители заинтересованных лиц - администрации МО «Приволжский район» Астраханской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Приволжский район» Астраханской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 28 мая 2020 года в удовлетворении заявленных требований МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области отказано в полном объеме. В апелляционной жалобе МО «Приволжский район» Астраханской области» ставится вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование указав, что полномочия в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения МО «Яксатовский сельсовет» осуществлялись в 2017-2018г.г. органами местного самоуправления муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области. В апелляционной жалобе МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности. Ссылка на положения пункта 1 части 4 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации несостоятельна. Невозможность предоставления запрашиваемой документации связана с её отсутствием и нахождением в администрации муниципального образования |
«Приволжский район». Какое нарушение норм материального (либо процессуального) права было выявлено должностными лицами министерства по результатам так называемых мероприятий контроля - не следует ни из акта от 11 декабря 2019г. и предписания от 11 декабря 2019г. Проверка, проводилась в неизвестное администрации поселения время и в неизвестном месте. На заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Приволжский район» Астраханской области не явился, извещен надлежащим образом. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть административное дело в его отсутствие. Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя МО «Приволжский район» Астраханской области» Александрову Ю.В., представителя МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области Данилова А.Г., поддержавших доводы апелляционных жалобы, представителя административного ответчика - министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Астраханской области Кайдалову Ю.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности. Административным регламентом по исполнению государственной функции «Осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности», утвержденного постановлением Минстроя Астраханской области от 10 июня 2019г. № 27, установлен порядок подготовки и проведения плановой (выездной или документарной) проверки (п.3.3), в соответствии с которым должностное лицо управления архитектуры проводит плановую (выездную или документарную) проверку, в ходе которой рассматривает предоставленные ОМС документы в сфере градостроительной деятельности. После завершения плановой проверки (выездной или документарной) должностное лицо управления архитектуры оформляет акт проверки по форме согласно приложению № 2 к административному регламенту. К акту проверки прилагаются: предписание (в случае выявления нарушений обязательных требований); иные связанные с результатами проверки документы или их копии (фотоматериалы, схемы и иные документы) (при их наличии). |
В случае выявления в процессе плановой (выездной или документарной) проверки нарушений законодательства о градостроительной деятельности должностное лицо управления архитектуры составляет обязательное для исполнения предписание. В предписании указывается срок устранения нарушений законодательства о градостроительной деятельности с учетом 4.2.9 ст.77 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно приказа Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области № 257 от 26 ноября 2019г. в соответствии с Г радостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016г. № 381-П «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области», планом проведения проверок исполнения муниципальными образованиями законодательства о градостроительной деятельности на 2019 год, согласованным с прокуратурой Астраханской области направлены должностные лица министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области в муниципальное образование «Яксатовский сельсовет» для проведения плановой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности с 11 декабря 2019 года по 8 марта 2020 года. Главе МО «Яксатовский сельсовет» Балаеву С.А. 4 декабря 2019г. направлено уведомление о проведении проверки органами местного самоуправления муниципального образования Астраханской области законодательства о градостроительной деятельности, в котором министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области уведомляет о том, что с 11 декабря 2019г. по 08 марта 2020г. будет проводиться плановая выездная проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности по адресу: сЯксатово, ул.Кирова, 25 Приволжский район Астраханской области, просит для участия в проверке обеспечить присутствие уполномоченного должностного лица и предоставить документы: документы по соблюдению порядка подготовки генерального плана поселения, проекта внесения изменений в генеральный план поселения (в случае внесения изменений за 2017-2018 гг.); реализация мероприятий генерального плана поселения (мероприятия программ, утвержденных местной администрацией поселения, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, и (при наличии) инвестиционные программы организации коммунального комплекса); документы по соблюдению порядка подготовки правил землепользования и застройки, внесения изменений в правила землепользования и застройки (в случае внесения за 2017-2018 гг.); нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; документы по соблюдению процедуры подготовки документации по планировке территории применительно к |
территории поселения (проекты планировки, проекты межевания (за 2017-2018 гг.); документы по соблюдению процедуры подготовки нормативов градостроительного проектирования поселения (за 2017-2018 гг.); документы по заключению договоров о развитии застроенной территории (в случае заключения таких договоров в период 2017-2018 гт.); документы по соблюдению порядка предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства или об отказах в предоставлении таких разрешений (за 2017-2018г.г); документы по соблюдению порядка предоставления разрешений на отклонение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказах в предоставлении таких разрешений (за 2017-2018 гг.). В соответствии с п.3.3 административного регламента по исполнению государственной функции «Осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности», утвержденного постановлением Минстроя Астраханской области от 10 июня 2019г. № 27, орган местного самоуправления муниципального образования «Яксатовский сельсовет» был уведомлен о проведении плановой выездной проверки за 3 рабочих дня до начала ее проведения. Проверкой установлено, что в нарушение требований п. 1, п. 3 ч. 4 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не оказано содействие должностному лицу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, осуществляющему контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в его работе, не представлены документы и материалы, необходимые для осуществления градостроительной деятельности: - документы по соблюдению порядка подготовки генерального плана поселения, внесения изменений в генеральный план поселения (в случае внесения изменений за 2017-2018 гг.); - программы, утвержденные местной администрацией поселения комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, и (при наличии) инвестиционные программы организации коммунального комплекса); - документы по соблюдению порядка подготовки правил землепользования и застройки, внесения изменений в правила землепользования и застройки (в случае внесения за 2017-2018 гг.); - нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; - документы по соблюдению процедуры подготовки нормативов градостроительного проектирования поселения (за 2017-2018 гг.); - документы по заключению договоров о развитии застроенной территории (в случае заключения таких договоров в период 2017-2018 гт.); |
- документы по соблюдению порядка предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства (за 2017-2018 гт.) -документы по соблюдению порядка предоставления разрешений на отклонение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказах в предоставлении таких разрешений (за 017-2018 гг.). По результатам проверки главе муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области выдано предписание № 23 от И декабря 2019 года, в котором предложено безотлагательно рассмотреть предписание и устранить выявленные нарушения законодательства о градостроительной деятельности; рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения; о выполнении предписания сообщить в управление архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в срок до 20 января 2020 года. Отказывая в удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» о признании незаконным предписания, районный суд исходил из того, что проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности осуществлена уполномоченным органом в рамках предоставленных ему законом полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения, нарушений прав административного истца не установлено. Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право: проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций; требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности (часть 2 статьи 8.1 Градостроительным кодексом Российской Федерации). На основания требований п. 1, п. 3 ч. 4 ст 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов местного самоуправления обязывают: предоставлять по запросу органа» осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы; оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе. |
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, при этом установил, что в результате плановой выездной проверки муниципального образования «Яксатовский сельсовет» не было оказано содействие должностному лицу министерства, осуществляющему контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в его работе, не были представлены документы и материалы, необходимые для осуществления градостроительной деятельности, что является нарушением требований п. 1 п. 3 ч. 4 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, выдало администрации «Яксатовский сельсовет» предписание, в котором указано об устранении нарушений законодательства в области градостроительной деятельности. Обстоятельств, свидетельствующих о неправомерности оспариваемого представления, материалы дела не содержат. Доводы жалобы о том, что на муниципальное образование «Яксатовский сельсовет» министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области незаконно возложена обязанность по решению вопроса местного значения в области градостроительства являются несостоятельными, поскольку согласно предписанию на администрацию «Яксатовский сельсовет» была возложена обязанность предоставить в установленный срок министерству документы, а не изготовить их. Согласно уведомлению администрации «Яксатовский сельсовет» было предложено представить документы для проверки, которые в день проверки предоставлены не были. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии документов на момент проверки и впоследующем, администрацией «Яксатовский сельсовет» не представлено. Доводы жалобы об отсутствии нарушений норм материального либо процессуального не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Администрацией были нарушены требования п. 1 п. 3 ч. 4 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Иные доводы апелляционных жалоб, направлены на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку не влияют на правильность принятого судом решения и отсутствуют правовые основания для иной оценки, представленных сторонами, и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела, и не опровергнуты. При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было. С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется. |
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда, |
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 28 мая Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой |
определила: |
Председательствующий |
Судьи областного суда |
М.В. Обносова |
О.А. Сорокина |
Н.Н. Берстнева |