ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2-273/2022 от 05.09.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Старовойтова Н.Г. дело № 33а-5673/20 (дело № 2а-2-273/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми 05 сентября 2022 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кочергина Александра Анатольевича на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кочергина Александра Анатольевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми, Управлению Федеральной налоговой службы Республики Коми о признании незаконными действий и решений регистрирующего органа о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Попова В.В., объяснения представителя административного истца Рочевой И.О., представителей административных ответчиков Волковой М.С. и Бабиковой Ю.П., судебная коллегия по административным делам

установила:

Кочергин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми о признании незаконными ее действий, выразившихся в осуществлении государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ГРН2221100008358, дата внесения записи 21.01.2022), внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ГРН2221100008358, дата внесения записи 21.01.2022) в отношении Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута"; признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Республике Коми о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ГРН2221100008358 и дата внесения записи 21.01.2022) в отношении Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута"; отмене записи государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ГРН2221100008358 и дата внесения записи 21.01.2022) и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ГРН2221100008358 и дата внесения записи 21.01.2022) в отношении Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута".

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является председателем Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута" на основании приказа Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута" от 17.01.2017 № 9-п и решения Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2016 № 258. Решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.05.2021 № 155 и распоряжения председателя Совета МО ГО "Воркута" от 31.05.2021 № 17 он был незаконно уволен, а затем апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13.12.2021 восстановлен в должности председателя КСК МО ГО "Воркута" с 01.06.2021. 21.01.2022 административному истцу стало известно, что МИФНС № 5 по г. Сыктывкару внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о юридическом лице КСК МО ГО "Воркута" за государственном номером 2221100008358. Согласно данной записи полномочия административного истца как руководителя КСК МО ГО "Воркута" прекращены и возложены на Сопова В.К. Данная запись сделана на основании заявления Сопова В.П., поданного им 17.01.2022. Считает, что представленные в регистрирующий орган Соповым В.К. заявление об изменении учредительного документа и/или иных сведений о юридическом лице (форма Р13014) является недостоверным, а вышеуказанные документы не свидетельствуют о том, что Сопов В.К. является председателем КСК МО ГО "Воркута". Он не уволен с должности председателя КСК МО ГО "Воркута" по настоящее время, приказы и иные акты об его увольнении и прекращении его полномочий в КСК МО ГО "Воркута" по настоящее время не поступали. Решение неизвестного органа или должностного лица о возложении полномочий председателя комиссии на Сопова В.К. является недостоверным и незаконным. Решение Совета МО ГО "Воркута" от 25.11.2021 № 208 не регламентирует вопросов приема и увольнения председателя КСК МО ГО "Воркута" - муниципального служащего, каковым он является. Согласно Уставу МО ГО "Воркута" увольнение председателя КСК МО ГО "Воркута" происходит на основании решения Совета МО ГО "Воркута". Таких решений не принималось. Совет МО ГО "Воркута" не определял Сопову В.К. даты осуществления им полномочий председателя КСК МО ГО "Воркута" с 17.01.2022, в том числе не избирал данное лицо председателем КСК МО ГО "Воркута". Кочергин А.А. 19.01.2022 доводил до сведения регистрирующего органа, что является руководителем КСК МО ГО "Воркута", также сообщал, что решение Совета МО ГО "Воркута" от 01.10.2021 № 178 оспаривается в Верховном Суде Республики Коми. Однако МИФНС России № 5 по Республике Коми, принимая решение о государственной регистрации указанных изменений, не произвела предусмотренную законом проверку достоверности предоставленных заявителем сведений.

Определением суда от 09.02.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика в порядке части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечено Управление Федеральной налоговой службы Республики Коми.

Административный истец Кочергин А.А. и его представитель адвокат Рочева И.О., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали, причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Представитель административных ответчиков Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Коми по доверенности Осипов В.В., представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Коми по доверенности Волкова М.С., участвующие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, возражали против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными, поскольку представленное Соповым В.К. заявление о внесении сведений о юридическом лице соответствовало установленной форме, приложенные к заявлению документы подтверждали, что содержащиеся в заявлении сведения соответствуют действующему законодательству, правовых оснований для отказа в регистрации, проведении проверки достоверности представленных сведений, приостановлении регистрации не имелось. Регистрирующий орган не вправе вмешиваться в деятельность субъектов гражданских правоотношений, регистрирующие функции налоговых органов не носят разрешительного характера и не должны нарушать права и законные интересы организаций, приводить к ограничению и установлению препятствий для осуществления их деятельности, незаконно возлагать дополнительные обязанности.

Заинтересованное лицо Сопов В.К., представляющий также заинтересованное лицо контрольно-счетную комиссию МО ГО "Воркута", против удовлетворения иска возражал, поскольку 16.01.2022 трудовой договор с Кочергиным А.А. был расторгнут, 17.01.2022 Сопов В.К. правомерно, как председатель КСК МО ГО "Воркута", обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице.

Представитель заинтересованного лица Совета МО ГО "Воркута" Чиванов С.В. возражал против удовлетворения иска, считая действия и решения регистрирующего органа законными, не затрагивающими прав и законных интересов Кочергина А.А., трудовой договор с которым расторгнут 16.01.2022, в связи с чем, предусмотренная пунктом 2 статьи 227 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность условий для удовлетворения иска отсутствует.

Иные заинтересованные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.

Судом определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке участвующих лиц.

Решением Воркутинского городского суда от 24 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Кочергина Александра Анатольевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми, Управлению Федеральной налоговой службы Республики Коми о признании незаконными действий и решений регистрирующего органа о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, административным истцом Кочергиным А.А. ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указал о том, что суд должен был приостановить производство по делу до вынесения решения Воркутинским городским судом по делу 2-2-240/2022 и вступления его в законную силу по делу о восстановлении его на работе в связи с незаконным увольнением 16.01.2022. Выражает несогласие с решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.10.2021 № 178 "О назначении на должность председателя КСК МО ГО "Воркута" Сопова В.К., указывая, что оно принято с превышением Советом своих полномочий, без проведения конкурсных процедур, без соблюдения установленного порядка. Назначение Сопова В.К. на должность произошло до прекращения его трудовых отношений, без соблюдения положений Устава МО ГО "Воркута" и Положения о КСК МО ГО "Воркута". Действия налогового органа нарушили его право руководителя КСК МО ГО "Воркута" на трудовую деятельность и руководство КСК МО ГО "Воркута" в период с 01.10.2021. Считает неправильным вывод суда об отсутствии оспариваемым решением налогового органа нарушения его прав, свобод и законных интересов.

В возражениях на апелляционную жалобу административные ответчики и заинтересованное лицо просили оставить правильное по существу решение суда первой инстанции без изменения.

Административный истец Кочергин А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Представитель административного истца адвокат Рочева И.О. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители административных ответчиков Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Коми Волкова М.С. и Управления ФНС России по Республике Коми Бабикова Ю.П. просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные заинтересованные лица, участвующие в рассмотрении апелляционной жалобы, извещенные надлежащим образом о месте и времени ее рассмотрения, участия в судебном заседании не принимали.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе по имеющейся явке участвующих лиц, в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы представителя административного истца и представителей административных ответчиков, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных оснований для признания оспариваемых действий незаконными, установив их законность и отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу фактических обстоятельствах, основанных на исследованных по делу доказательствах.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

На основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, предоставленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В силу подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 5 указанного Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в том числе заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц согласно приложению № 4 к настоящему приказу.

В соответствии с утвержденной формой заявления № Р13014 заявитель своей нотариально удостоверенной подписью подтверждает, что содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В силу прямого предписания, предусмотренного пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации не подлежащий расширительному толкованию.

Согласно пункту 4.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).

Исходя из положений подпункта 8 пункта 5 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, утвержденных Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, указанные в пунктах 2 и 4 Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в случае если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такое возражение, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.

Как следует из Оснований и Порядка, поступление возражений заинтересованного лица не влечет обязательное принятие регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации.

Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Абзацем 10 пункта 5 Оснований и Порядка предусмотрено, что регистрирующий орган уведомляет об отсутствии оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо, представившее (направившее) возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, не позднее 10 рабочих дней со дня получения таких возражения или заявления регистрирующим органом.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, контрольно-счетная комиссия МО ГО "Воркута" является юридическим лицом, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС России по г. Воркуте 01 октября 2012 года. По состоянию на 16 января 2022 года руководителем Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута" по данным ЕГРЮЛ являлся Кочергин А.А.

Кочергин А.А. назначен на должность председателя КСК МО ГО "Воркута" (муниципальная служба) решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2016 № 258 с 17.01.2017 сроком на пять лет. На основании указанного решения Совета МО ГО "Воркута" между Кочергиным А.А. и Советом МО ГО "Воркута" заключен трудовой договор.

Решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.05.2021 № 155 и распоряжением председателя Совета МО ГО "Воркута" от 31.05.2021 № 17 трудовой договор с Кочергиным А.А. расторгнут 31.05.2021.

Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.10.2021 № 178 на должность председателя КСК ГО МО "Воркута" с 01.10.2021 назначен Сопов В.К. (муниципальная должность).

На основании указанного решения и в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьей 36 Устава МО ГО "Воркута" распоряжением председателя Совета МО ГО "Воркута" от 01.10.2021 № 29 Сопов В.К. был назначен председателем КСК МО ГО "Воркута" с 01.10.2021, исполняет обязанности председателя КСК МО ГО "Воркута" до настоящего времени.

Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 августа 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований Кочергина А.А. к Совету МО ГО "Воркута", председателю Совета МО ГО "Воркута" Сенча И.Г., исполняющему обязанности прокурора г. Воркуты Багрову А.В., прокуратуре Республики Коми, Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута", о признании незаконным расторжения трудового договора, увольнения с работы, восстановлении на работе, продлении срока полномочий на период вынужденного прогула, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, признании незаконными решений Совета МО ГО "Воркута" № 155 от 28.05.2021, № 156 от 28.05.2021, признании незаконным представления и.о. прокурора г.Воркуты.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 декабря 2021 года решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 августа 2021 года отменено, принято новое решение, признаны незаконными решение Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 28.05.2021 №155 и распоряжение от 31.05.2021 № 17 председателя Совета муниципального образования городского округа "Воркута" о расторжении трудового договора с Кочергиным А.А. 31.05.2021. Кочергин А.А. восстановлен в должности председателя Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" с 01.06.2021.

Распоряжением и.о. председателя Совета МО ГО "Воркута" от 14.01.2022 № 1, которое на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего административного дела не было признано незаконным, трудовой договор с Кочергиным А.А. расторгнут 16.01.2022 в связи с истечением срока его действия на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

17.01.2022 в адрес налогового органа (регистрирующего органа в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) от Сопова В.К. поступило заявление по форме № Р13014 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, а именно сведений о руководителе Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута". К заявлению прилагались решение Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2016 № 258 о назначении Кочергина А.А. на должность председателя КСК МО ГО "Воркута" с 17.01.2017 сроком на пять лет, распоряжение и.о. председателя Совета МО ГО "Воркута" от 14.01.2022 № 1 о расторжении с Кочергиным А.А. трудового договора, решение Совета МО ГО "Воркута" от 01.10.2021 № 178 о назначении на должность председателя КСК МО ГО "Воркута" Сопова В.К. с 01.10.2021 сроком на пять лет.

Подлинность подписи Сопова В.К. на заявлении по форме № Р13014 засвидетельствована 17.01.2022 нотариусом Воркутинского нотариального округа Республики Коми Щербаковым В.А.

До принятия решения регистрирующим органом, Соповым В.К. 20.01.2022 в дополнение к представленным документам представлен приказ Контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута" от 17.01.2022 № 1-17/2022 о том, что Сопов В.К. приступил к исполнению обязанностей с 17.01.2022.

По результатам рассмотрения представленного пакета документов, 21.01.2022 Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Республике Коми принято решение о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2221100008358.

19.01.2022 в Межрайонную инспекцию ФНС России №5 по Республике Коми от Кочергина А.А. поступили заявление по форме Р34002 и возражения по форме Р38001, в котором в качестве обстоятельства, на котором основаны возражение и заявление, указана оспоримость решения органа юридического лица.

28.01.2022 регистрирующим органом в установленный срок в адрес Кочергина А.А. на его заявление по форме Р34002 и возражение по форме Р38001 направлены сообщения (исх. №№ 08-21/01148@, 08-21/01149@ ) об отсутствии оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений в отношении КСК МО ГО "Воркута".

Разрешая заявленный административный исковой спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, и установив указанные фактические обстоятельства дела, исходил из того, что решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми является обоснованным и законным, оснований для отказа в государственной регистрации или в приостановлении государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ не имелось.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выше выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и исследованных судом доказательствах. Из представленных в регистрирующий орган документов, с очевидностью следовало, что Сопов В.К. с 17.01.2022 занимает должность председателя контрольно-счетной комиссии МО ГО "Воркута", трудовой договор с Кочергиным А.А. расторгнут 16.01.2022. Представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице составлено по установленной форме, уполномоченным лицом, содержало все предусмотренные законом и необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведения. При этом, налоговый орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения. Вступивших в законную силу решений суда о признании незаконными представленных на регистрацию документов, на день принятия судом первой инстанции оспариваемого решения, также не было представлено.

В соответствии с положениями пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и положений подпункта 8 пункта 5 Оснований и Порядка, судом первой инстанции также сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений о новом руководителе КСК МО ГО "Воркута" по представленным возражениям Кочергина А.А.

Предметом административного иска по настоящему административному делу является вопрос законности действий налогового органа, который произвел приведенную выше государственную регистрацию, тогда как пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом. Между тем, Соповым В.К. в регистрирующий орган представлен необходимый комплект документов, в том числе подтверждающий его полномочия. Незаконность расторжения трудового договора с Кочергиным А.А. и назначения на должность другого руководителя подлежит оспариванию в ином судебном порядке.

Данные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтверждающим отсутствие у налогового органа предусмотренных законом правовых оснований к принятию решения об отказе во внесении соответствующей регистрационной записи в ЕГРЮЛ.

Доводы апелляционной жалобы Кочергина А.А. о несогласии с решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.10.2021 № 178 "О назначении на должность председателя КСК МО ГО "Воркута" Сопова В.К. судебной коллегией подлежат отклонению, поскольку предметом административного иска по настоящему административному делу является вопрос законности действий налогового органа, который произвел приведенную выше государственную регистрацию, а не законность расторжения трудового договора с Кочергиным А.А. и назначения на должность другого руководителя.

Доводы апелляционной жалобы Кочергина А.А. о необходимости приостановления производства по административному делу до разрешения административного иска о восстановлении на работе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку решение по данному вопросу не имеет правового значения для оценки законности принятого налоговым органом решения по проведению регистрации внесения изменений сведений о юридическом лице по представленным в налоговый орган действующим на тот момент документам. На момент принятия судом первой инстанции решения по настоящему административному делу законность расторжения трудовых отношений 16 января 2022 года с Кочергиным А.А. не опровергнута, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда при таких обстоятельствах об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца совершенными 17 января 2022 года оспариваемыми действиями налогового органа, являются правомерными. В случае признания незаконным расторжения трудовых отношений 16 января 2022 года с Кочергиным А.А., у последнего не имеется никаких препятствий для обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением в установленном порядке для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Доводы жалобы о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении настоящего дела, либо опровергали бы изложенные в обжалуемом судебном акте выводы. В целом доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы Кочергина А.А. о допущенных судом процессуальных нарушениях в части неизвещения его о времени и месте рассмотрения административного дела и невозможности его участия в судебном заседании в связи с нахождением на момент 24 марта 2022 года на листке нетрудоспособности, судебная коллегия также признает несостоятельными и не влекущими отмену решения суда, поскольку согласно материалам дела административный истец Кочергин А.А. был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела, судебное извещение вернулось в суд с отметкой "истечение срока хранения", что свидетельствует о реализации им своего права на получение судебной корреспонденции и участие в судебном заседании. В ходатайстве от 01.03.2022 Кочергин А.А. просил только об отложении судебного заседания на 02.03.2022 в связи с заболеванием и представлением листка нетрудоспособности до 04.03.2022. Ходатайства об отложении судебного заседания на 24.03.2022 истец не заявлял, листков нетрудоспособности или иных подтверждающих документов суду не предоставил, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось препятствий для рассмотрения дела по существу.

Поскольку решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не установлено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кочергина Александра Анатольевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Председательствующий -

Судьи -

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 года.