В суде первой инстанции дело № 2а-201/2022
Дело № 33а-4459/2022
УИД - 27RS0001-01-2021-006250-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 июля 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Карбовского С.Р.,
судей: Савченко Е.А., Зыковой М.В.
при секретаре: Пациоре Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 20 июля 2022 года административное дело по административному иску прокурора Центрального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, краевому государственному бюджетному учреждении «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры», краевому государственному бюджетному учреждению культуры «Хабаровский краевой парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского» о возложении обязанности разработать проект границ и установить границы территории объекта культурного наследия регионального значения – «Место выступления ФИО1», 1936 год,
по апелляционным жалобам КГБУ «Центр ОПИК», управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 9 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения старшего помощника прокурора г. Хабаровска Демидовой А.В., представителей административных ответчиков КГБУ «Центр ОПИК» ФИО2, управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края ФИО3, КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» ФИО4, представителя заинтересованного лица Правительства Хабаровского края ФИО5, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском к управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, в котором с учетом изменения административных исковых требований, принятых судом в порядке ст.46 КАС РФ, просил обязать краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры» (далее - КГБУ «Центр ОПИК») в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения – «Место выступления ФИО1», 1936 года; обязать управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края установить границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Место выступления ФИО1», 1936 г.
В обосновании заявленных требований указал, что во исполнение поручения прокуратуры города от 4 августа 2021 года № 2-02-2021/1104-21-20080002 прокуратурой Центрального района г.Хабаровска проведена проверка управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края в части исполнения обязанности по постановке на учет границ территорий объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия регионального значения отнесены к ведению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Хабаровского края. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, утверждает границы территории объекта культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, а также выявленного объекта культурного наследия. Объект культурного наследия – «Место выступления ФИО1», 1936 год, зарегистрирован по адресу: Городской парк культуры, г.Хабаровск, решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 февраля 1957 года № 65 «Об охране историко-революционных и археологических памятников края» поставлен на государственную охрану. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 137134-р объект зарегистрирован в ЕГРОКН с регистрационным номером №. По информации управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, границы территории и режимы использования земель в отношении данного объекта культурного наследия не утверждены. В связи с отсутствием в государственной программе Хабаровского края «Культура Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2012 года № 216-пр, целевого финансирования, перспективы к завершению работ по постановке на кадастровый учет границ вышеуказанного объекта культурного наследия отсутствуют. Отсутствие установленных границ объекта культурного наследия создает предпосылки к нарушению требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а также нарушению прав хозяйствующих субъектов и иных лиц при принятии ими решений о проведении работ, в том числе в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Определением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Хабаровский краевой парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского» (далее – КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского»), в качестве заинтересованного лица - Правительство Хабаровского края.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 января 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено КГБУ «Центр ОПИК»
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 9 марта 2022 года производство по административному делу прекращено в части требований к КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» в связи с отказом от требований к данному административному ответчику.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 9 марта 2022 года административные исковые требования прокурора Центрального района г.Хабаровска удовлетворены частично. На КГБУ «Центр ОПИК» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения – «Место выступления ФИО1», 1936 г. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик КГБУ «Центр ОПИК» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано, что КГБУ «Центр ОПИК» не может самостоятельно без участия главного распорядителя бюджетных денежных средств – управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края исполнить полномочия по разработке проекта границ территории объекта культурного наследия. Ссылается на то, что суд не установил в чьей собственности и на чьей земле располагается объект. Вместе с тем, указывает, что культурный объекта «Место выступления ФИО1» находится на земельном участке, принадлежащем Хабаровскому краю и переданным в оперативного управление КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского», в связи с чем полагает, что именно данное учреждение должно разработать граница объекта культурного наследия. Данный объект на балансе у КГБУ «Центр ОПИК» не состоит.
В апелляционной жалобе управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указано, что специальным законодательством обязанность по разработке проекта границ территории объекта культурного наследия возлагается на заинтересованных лиц, в связи с чем полагает, что указанную обязанность должен исполнять собственник земельного участка, на котором расположен объект «Место выступления ФИО1», 1936 год. Собственником земельного участка является КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского», который не был привлечен к участию в деле.
В возражениях Правительства Хабаровского края на апелляционную жалобу КГБУ «Центр ОПИК» указано, что и КГБУ «Центр ОПИК» и КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» являются бюджетными учреждениями, учредителем которых является управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края и финансируются из бюджета Хабаровского края на основании поданных ими заявок о выделении бюджетных средств на текущий финансовый год. Правительство Хабаровского края полномочиями по финансовому обеспечению деятельности учреждений не обладает. Утвержденная Правительством Хабаровского края программа «Культура Хабаровского края», ответственным исполнителем которой является Министерство культуры Хабаровского края, предусматривает проведение мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, на которые выделяется финансирование из средств краевого бюджета. Внутри мероприятия исполнитель государственной программы сам определяет предметно какие мероприятия выполнять с учетом ресурсного обеспечения.
В возражениях КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» на апелляционную жалобу КГБУ «Центр ОПИК» указано, что управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, как уполномоченный орган, должно было обратиться с предложениями по включению в программу Хабаровского края «Культура Хабаровского края» мероприятий по разработке проекта границ территории объекта культурного наследия, а также представить сведения о предполагаемых объемах бюджетных ассигнований на эти цели. При этом, указывает, что в цели деятельности КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» разработка проекта границ объектов культурного наследия не входит, «Место выступления ФИО1», 1936 год не принималось в управление КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского».
Представитель административного ответчика КГБУ «Центр ОПИК» ФИО2 в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение
Представитель административного ответчика КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» ФИО4 поддержала возражения на апелляционную жалобу.
Представителя заинтересованного лица Правительства Хабаровского края ФИО5 поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца старший помощник прокурора Центрального района г. Хабаровска Демидова А.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Удовлетворяя требования прокурора Центрального района г. Хабаровска и возлагая на КГБУ «Центр ОПИК» обязанность разработать проект границ территории объекта культурного наследия «Место выступления ФИО1», 1936 год, суд первой инстанции пришел к выводу, что у управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, как и у Правительства Хабаровского края отсутствует нормативно обусловленная обязанность по разработке проекта границ территории объекта культурного наследия, поскольку у управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края имеется обязанность только по решению вопросов об утверждении соответствующих проектов после поступления их на рассмотрение от заявителя. Таким образом, поскольку законный владелец объекта не установлен, объект только расположен на земельном участке КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского», а финансирование из средств регионального бюджета данных мероприятий отсутствует, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по разработке проектов границ объекта должна быть возложена на КГБУ «Центр ОПИК», уставом которого прямо предусмотрена обязанность подготовки проекта границы территории объекта культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, а также выявленного объекта культурного наследия.
При этом, отказывая в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края установить границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Место выступления ФИО1», 1936 г, суд первой инстанции указал на преждевременность данных требований, поскольку у суда отсутствуют основания для вывода о том, что после предоставления проекта на утверждение, управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края такой проект не будет утвержден.
Судебная коллегия не может не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем и полном исследовании материалов дела, всем доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, каких-либо доводов, оставленных судом первой инстанции без внимания, и указанных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усмотрела.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закона N 73-ФЗ) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В силу положений п. 3 указанной статьи границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (ч. 4 ст. 3.1 Закона N 73-ФЗ).
Согласно приказу Минкультуры России от 4 июня 2015 года N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" (далее – Приказ N 1745) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со статьей 3.1 Закона N 73-ФЗ (п. 2 Приказа N 1745).
Границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия (п. 2.1 Приказа N 1745).
Согласно п.3 Приказа N 1745 разработка проекта границ территории объекта культурного наследия включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Центрального района г.Хабаровска расположен объект культурного наследия – «Место выступления ФИО1», 1936 год, зарегистрирован по адресу: Городской парк культуры, г.Хабаровск.
Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 февраля 1957 года № 65 «Об охране историко-революционных и археологических памятников края» объект культурного наследия «Место выступления ФИО1» поставлен на государственную охрану.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 137134-р объект «Место выступления ФИО1», 1936 год, зарегистрирован в ЕГРОКН с регистрационным номером 271731301520005 в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Согласно п. 45 Перечня объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры, принимаемых в государственную собственность Хабаровского края, утвержденного постановлением главы администрации Хабаровского края от 28 июля 1999 года № 285 собственником спорного объекта культурного наследия является Хабаровский край.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 5 Закона Хабаровского края от 25 июня 2003 года N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края" Правительство края осуществляет управление и распоряжение краевой государственной собственностью как непосредственно, так и через органы исполнительной власти края, которые выступают специально уполномоченными органами по управлению и распоряжению краевой государственной собственностью. Органы исполнительной власти края, которые выступают специально уполномоченными органами по управлению и распоряжению краевой государственной собственностью, а также их полномочия определяются Правительством края в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2016 года N 194-пр утверждено Положение об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края (далее – Положение).
Согласно п. 1.1 Положения управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края (далее - Управление) является органом исполнительной власти Хабаровского края (далее также - край), уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), расположенных на территории края, а также в примыкающих к его территории внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, осуществляющим полномочия края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также отдельные полномочия в указанной области в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в соответствии с Законом N 73-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 3.1 Закона N 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Как следует из материалов дела границы территории объекта культурного наследия «Место выступления ФИО1», 1936 год, не утверждались Управлением, поскольку не разработан проект границ территории. Вместе с тем, в программу Хабаровского края «Культура Хабаровского края», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2012 года №216-пр, целевое финансирование мероприятий по определению границ территорий объекта культурного наследия «Место выступления ФИО1», 1936 год, не включено.
Одной из основных задач Управления является осуществление полномочий края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия (п. 2.1 Положения). Основные функции Управления указаны в разделе 3 Положения.
Так, в соответствие с п. 3.19 Положения Управление утверждает границы территории объекта культурного наследия, включаемого в Реестр, регионального и местного (муниципального) значения, а также выявленного объекта культурного наследия.
При этом, согласно п. 3.8 Положения Управление осуществляет в отношении находящегося в его ведении краевого государственного учреждения функции и полномочия учредителя в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 января 2017 года N 11 "О полномочиях органов исполнительной власти Хабаровского края по осуществлению прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий и функций, и полномочий учредителя краевых государственных учреждений", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственное ему краевое государственное учреждение (далее также - подведомственное учреждение) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Законодательной Думой Хабаровского края, органами исполнительной власти края, структурными подразделениями администрации Губернатора и Правительства края, органами местного самоуправления муниципальных образований края (далее также - органы местного самоуправления), организациями и физическими лицами (п. 1.4 Положения).
Так, распоряжением начальника Управления от 15 сентября 2017 года № 67 ФИО6 по согласованию с и.о. министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края ФИО7 от 11 декабря 2017 года, создано КГБУ «Центр ОПИК», финансируемое бюджетом Хабаровского края.
Предметом деятельности КГБУ «Центр ОПИК» является работа по обеспечению сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории Хабаровского края. Учреждение создано в целях обеспечения реализации полномочий Учредителя в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Хабаровского края (п. 2.2 Устава).
Основные виды деятельности КГБУ «Центр ОПИК» перечислены в п. 2.3 Устава.
Так, согласно п. 2.3.11 Устава осуществление подготовки проекта границы территории объекта культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, а также выявленного объекта культурного наследия возложено на образованное Управлением Учреждение КГБУ «Центр ОПИК».
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что обязанность по разработке проекта границ объекта культурного наследия «Место выступления ФИО1», 1936 год лежит на КГБУ «Центр ОПИК» в силу уставных целей и полномочий сознания данного учреждения, а в силу п. 3.19 Положения об Управлении в обязанность последнего входит утверждение границы территории объекта культурного наследия на основании разработанного проекта границ в соответствии с требованиями приказа N 1745.
В силу п.п. 7, 8 приказа N 1745 разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта. По результатам рассмотрения представленных материалов орган исполнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Законом N 73-ФЗ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о преждевременности заявленного прокурором Центрального района г.Хабаровска требования о возложении на Управление обязанности утвердить проект границ территории объекта культурного наследия «Место выступления ФИО1», 1936 год, обязанность по разработке которого возложена на КГБУ «Центр ОПИК», поскольку указанная обязанность возложена на Управление по результату рассмотрения представленного проекта границ объекта и в случае его полного соответствия требованиям Приказа Минкультуры России от 4 июня 2015 года N 1745.
Довод КГБУ «Центр ОПИК» о том, что спорный объект культурного наследия «Место выступления ФИО1», 1936 год, на балансе Учреждения не состоит, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку обязанность по разработке проектов границ территорий всех объектов культурного наследия, находящихся в Хабаровскому крае, в том числе спорного объекта регионального значения «Место выступления ФИО1», 1936 год, возложена на Учреждение Уставом, и является одним из видов деятельности, для целей которых и создано данное Учреждение.
При этом, довод КГБУ «Центр ОПИК» о том, что поскольку земельный участок, на котором расположен спорный объект культурного наследия, принадлежит КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» на праве бессрочного пользования, именно КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» является обязанным лицом по разработке проекта границ территории спорного объекта культурного наследия, судебная коллегия также находит несостоятельным, поскольку право собственности на земельный участок не влечет возникновения права собственности его законного владельца на находящиеся на таком участке объекты. Более того, как указано в ст.3.1 Закона N 73-ФЗ в территорию объекта культурного наследия могут входить земельные участки, части земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц, в границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. При этом, границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. При этом в судебном заседании установлено, что собственником объекта культурного наследия является Хабаровский край, управление и распоряжение имуществом которого осуществляет Правительство Хабаровского края через Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края.
Вместе с тем, из положений п. 3 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных Приказом Минкультуры России от 4 июня 2015 года N 1745, следует, что проект границ территории объекта культурного наследия разрабатывается любыми заинтересованными физическими и/или юридическими лицами.
Вопреки доводам апелляционных жалоб ответчиков, в уставные цели и виды деятельности КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» не входит осуществление подготовки проекта границ территории объектов культурного наследия. Целями деятельности КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» является своевременное выявление негативного воздействия окружающей среды на особо охраняемую природную территорию краевого значения – памятник природы «Центральный парк культуры и отдыха» и его охранную зону, сохранение объектов культурного наследия, исторического ландшафта, благоустройства, рекреационного ресурса в целом; сохранение, формирование и совершенствование ландшафтной архитектуры парковых зон и их природной среды, коллекций растений, декоративных форм озеленения и флористики; поддержание территориальной целостности Памятника природы и его охранной зоны, историко-культурного комплекса как естественных градостроительных и природных рубежей, создающих эстетически и экологически комфортное пространство для населения. Таким образом, КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского» создано для иных целей, а именно для поддержания естественного состояния памятника природы, сохранение объектов культурного наследия, находящихся на его территории.
В силу п. 2.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2017 года N 11 "О полномочиях органов исполнительной власти Хабаровского края по осуществлению прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий и функций, и полномочий учредителя краевых государственных учреждений" органы исполнительной власти края в отношении находящихся в их ведении краевых государственных учреждений (далее - учреждения) осуществляют формирование и утверждение государственного задания учреждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно государственному заданию на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденному начальником управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2020 года, в плановый период 2022 и 2023 г. в виды деятельности КГБУ «Центр ОПИК», включены работы по определению границ территории объектов культурного наследия, а также разработка проектов границ территории 11 объектов культурного наследия. Вместе с тем, из доводов сторон следует, что спорный объект культурного наследия в данную программу включен не был. Однако, факт разработки такой программы сам по себе подтверждает обоснованность доводов КГБУК «ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского», что именно КГБУ «Центр ОПИК» обязано осуществить разработку проектов границ, определить границы территории объектов культурного наследия всех имеющихся в Хабаровском крае объектов, в том числе «Место выступления ФИО1», 1936 год.
Более того, в силу п.п. 6.1 и 6.4 постановления Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 года N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" в процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями и участниками готовить предложения о внесении изменений в государственную программу, в том числе о продлении срока реализации государственной программы. Внесение изменений в государственную программу подлежит утверждению Правительством Хабаровского края не позднее 20 декабря текущего года, за исключением случая, установленного абзацем четвертым пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). При изменении ресурсного обеспечения реализации государственной программы подлежат изменению показатели (индикаторы) и мероприятия государственной программы, реализация или достижение которых зависит от измененного ресурсного обеспечения.
При таких обстоятельствах, довод КГБУ «Центр ОПИК» о том, что учреждение не может разработать проект границ объекта культурного наследия ввиду отсутствия соответствующего финансирования судебная коллегия отклоняет, поскольку выполнение Учреждением возложенных на нее Уставом обязательств не может ставиться в зависимость от указанного обстоятельства и не влечет незаконность принятого судом первой инстанции решения.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции, повторяют доводы и правовую позицию сторон, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб в полном объеме.
Апелляционные жалобы не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, и, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 9 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы КГБУ «Центр ОПИК», управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий:
Судьи: