Председательствующий: Никитина Е.В. Дело № а-5567/2022
№ 2а-201/2022
55RS0030-01-2022-000340-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Круглова В.В., Харламовой О.А.,
при секретаре Сивожелезовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, понуждении к действию
по апелляционной жалобе представителя администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области – ФИО1 на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от , которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
прокурор Омской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, понуждении к действию.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения административным ответчиком законодательства в сфере безопасности дорожного движения в деятельности администрации сельского поселения установлено бездействие по установке элементов обустройства пешеходного перехода тротуаром и пешеходными дорожками вблизи образовательных учреждений на территории сельского поселения.
С учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика по установке в в районе элементов обустройства пешеходного перехода тротуара согласно проекту организации дорожного движения Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, обязать установить в в районе элементы обустройства пешеходного перехода тротуаром согласно проекту организации дорожного движения Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО1 исковые требования не признала.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по ФИО3 иск прокурора поддержал, ссылаясь на необходимость обустройства тротуара возле пешеходного перехода, установленного собственником дороги, в силу требований государственных стандартов.
Представитель заинтересованного лица администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Решением Русско-Полянского районного суда Омской области от 22 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области просит решение отменить.
Обращает внимание на то, что при сопоставлении данных, указанных в приложении к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, и основных показателей транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильной дороги местного значения по ул. Комсомольская следует, что данная дорога относится к 5 категории, так как она является однополосной.
Ссылается на то, что в соответствии с пунктом 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Советом Русско-Полянского муниципального района Омской области Правила землепользования и застройки в Розовском сельском поселении приняты, которые не предусматривают обустройство тротуаров.
Указывает, что вблизи БОУ «Розовская СОШ» установлен светофор Т9, дорожное ограждение и установлены все необходимые знаки, имеется дорожная разметка. Администрацией сельского поселения предприняты все меры по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи образовательного учреждения, необходимость установки тротуара в силу действующего законодательства у администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского района отсутствует.
Прокурором Русско-Полянского района Омской области – Андреевым М.В. относительно доводов апелляционной жалобы принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
На основании пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», части 2 статьи 308 КАС Российской Федерации судебной коллегий приобщены новые доказательства по делу – копии постановлений Главы администрации Розовского сельского поселения от № , от № -п; перечня автомобильных дорог; кадастрового паспорта; правил землепользования и застройки; скриншот страницы системы контроля дорожных фондов (СКДФ).
Проверив материалы дела, заслушав представителя Администрации Розовского сельского поселения Русско – Полянского муниципального района Омской области ФИО1, поддержавшую жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Омской области Данилову А.А., выразившую согласие с постановленным решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно положений части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Розовскому сельскому поселению Русско – Полянского муниципального района Омской области на праве собственности принадлежит автомобильная дорога по улице Комсомольская в селе Бологое Русско – Полянского района Омской области (л.д 116), и 30 октября 2020 года государственным инспектором ОН ОГИБДД ОМВД России по Русско – Полянскому району Омской области проведена проверка эксплуатационного состояния указанного объекта, по итогам которой составлен акт (л.д. 15), из которого следует, что на автодороге по улице Комсомольская напротив дома № 10 с. Бологое Русско –Полянского района Омской области отсутствуют элементы обустройства пешеходного перехода, а именно дорожные ограждения, тротуары и пешеходные дорожки, искусственная неровность в количестве двух штук, дорожные знаки «Искусственная неровность» также в количестве двух штук.
30 октября 2020 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Русско – Полянскому району на имя главы администрации Розовского сельского поселения Русско – Полянского района вынесено предписание об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, путем установления элементов обустройства пешеходного перехода по улице Комсомольская напротив дома № 10 с. Бологое Русско – Полянского района Омской области, а именно дорожных ограждений, тротуаров и пешеходных дорожек, искусственной неровности в количестве двух штук и дорожных знаков «Искусственная неровность» также в количестве двух штук (л.д.13-14).
В письме от 11 ноября 2020 г. № 606 глава администрации Розовского сельского поселения уведомил главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Русско – Полянскому району о том, что предписание от 30 октября 2020 года администрацией рассмотрено, однако установить элементы обустройства пешеходного перехода на улице Комсомольская напротив дома № 10 с. Бологое Русско – Полянского района Омской области не представляется возможным, поскольку данные мероприятия не предусмотрены в бюджете Розовского сельского поселения в 2020 году, при поступлении дополнительных финансовых средств в бюджет сельского поселения в 2021 году, мероприятия на территории с. Бологое частично будут выполнены (л.д.16).
11 апреля 2022 г. главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Русско – Полянскому району Омской области направил в прокуратуру Русско-Полянского района Омской области сведения об отсутствии по улице Комсомольская, дом № 10 с. Бологое Русско – Полянского района Омской области элементов обустройства пешеходного перехода, а именно дорожных ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек, искусственной неровности и дорожных знаков 5.20 (л.д. 11-12).
В указанной связи 14 апреля 2022 года прокурором Русско-Полянского района Омской области принято решение о проведении проверки соблюдения администрацией Розовского сельского поселения Русско – Полянского района Омской области требований законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.17).
Согласно информации от , предоставленной главой администрации Розовского сельского поселения Русско – Полянского района Омской области на требование прокуратуры района от 14 апреля 202 года, 18 октября 2021 года между администрацией и ИП ФИО4 заключен договор по изготовлению дорожного ограждения пешеходного перехода по улице Комсомольская напротив дома № 10 в с. Бологое, 20 сентября 2021 года между администрацией и ГП Русско – Полянского ДРСУ был заключен договор по устройству искусственных неровностей в с. Бологое, дорожные знаки 5.20 «Искусственная неровность» в количестве двух штук установлены 3 ноября 2020 года. При этом установить тротуары и пешеходные дорожки не предоставляется возможным ввиду отсутствия денежных средств (л.д. 19-20).
В соответствии с протоколом инструментального обследования от 19 мая 2022 года объекта на предмет соответствия обязательным требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения, на автомобильной дороге по улице Комсомольская, дом 10 в с. Бологое Русско – Полянского района Омской области отсутствуют дорожный знак 8.2.1 «Зона действия», что не соответствует пункту 3.11 ГОСТ Р 32945-2004 «Знаки дорожные», тротуары и пешеходные дорожки, что не соответствует ГОСТ 52766 (л.д. 95, 96-98).
Из акта обследования обустройства элементов пешеходного перехода (тротуара, пешеходной дорожки) Розовского сельского поселения Русско – Полянского муниципального района Омской области от 20 мая 2022 года следует, что проведено обследование автомобильной дороги по адресу: Омская область Русско – <...> в ходе которого установлено отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек на указанном объекте. Также отмечено, что данная автомобильная дорога является однополосной с двухсторонним движением без разделительной полосы, ширина проезжей части составляет 6 метров, ширина обочины – 0, 5 метра. Справа на расстоянии 22 метров расположены жилые дома по улице Комсомольская от дома 39 до 49, справа – кювет глубиной 1, 5 метра (л.д. 102-103, 104-106).
Не устранение допущенных нарушений в сфере безопасности дорожного движения послужило поводом для обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц с настоящим административным иском.
Удовлетворяя уточненный административный иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исполнение органом местного самоуправления обязанностей по надлежащей эксплуатации, содержанию и обустройству автомобильных дорог при строгом соблюдении норм законодательства находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, отметив, что обустройство тротуара в обоих направлениях от пешеходного перехода на автомобильной дороге 4 категории предусмотрено ГОСТ Р 52766-2007, «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», а также проектом организации дорожного движения соответствующего сельского поселения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (подпункт 6).
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подпункт 12 статьи 3 указанного федерального закона).
В силу пункта 8 статьи 6 приведенного законоположения, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Законе Омской области от 24 сентября 2015 г. № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области».
Пунктом 14 части 1 статьи 4 Устава Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения Розовского сельского поселения (л.д.47-70).
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права собственником автомобильной дороги по улице Комсомольская с. Бологое Русско – Полянского района Омской области является Розовское сельское поселение Русско – Полянского муниципального района Омской области (л.д. 116).
Таким образом, на местную администрацию как на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07 апреля 2021 г.).
Соответственно, в настоящем деле обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги по улице Комсомольская в с. Бологое Русско – Полянского района Омской области возложена на администрацию Розовского сельского поселения, что сторонами не оспаривается.
Из анализа правовых норм, определяющих регулирование правоотношений в области дорожного движения, усматривается, что порядок и правила обустройства автомобильной дороги ставится в зависимость от присвоенного ей класса и категории.
Порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств определяются на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
Так, в силу положений пунктов 2-6 названного постановления, автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы: автомагистраль; скоростная автомобильная дорога; обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога) (пункт 2).
Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Для автомобильного дорог класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.
Для автомобильного дорог класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.
Для автомобильного дорог класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории (пункт 3).
Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от общего числа полос движения, ширины полосы движения, ширины обочины, наличия и ширины разделительной полосы, типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге (пункт 4).
Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению (пункт 5).
Отнесение автомобильной дороги необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 6).
Согласно представленного по запросу суда апелляционной инстанции скриншота страницы системы контроля дорожных фондов (СКДФ) автомобильная дорога по – Полянского отнесена к автомобильной дороге местного значения, IV категории, присвоен класс: «обычная автомобильная дорога», вид покрытия: асфальтобетонный, число полос движения – 2 (л.д. 206)
Из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области видно, что дорога по в относится к IV категории (л.д. 204)
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. № 270-ст) (далее - Стандарт обустройства автомобильных дорог, ГОСТ Р 52766-2007) тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м., а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств, от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Согласно пункту 4.5.1.3 Стандарта обустройства автомобильных дорог тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с пунктом 4.5.1.7 Стандарта обустройства автомобильных дорог, ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.
В таблицах №№ 11.2 и 11.2а СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр) (далее - СП 42.13330.2016) содержатся данные о необходимой ширине тротуаров в зависимости от категорий дорог и улиц.
Из проекта организации дорожного движения Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области № 597-20-ОДД усматривается, что по улице Комсомольская с. Бологое Русско – Полянского района Омской области предусмотрено размещение пешеходного ограждения, искусственного освещения, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, а также наличие светофорных объектов, искусственных неровностей и расположение тротуаров (стр. 36, 38, 39-43).
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, применяя приведенные выше законоположения, коллегия приходит к выводу, что спорная автомобильная дорога относится к автомобильным дорогам общего пользования IV технической категории с твердым асфальтобетонным покрытием, имеет две полосы движения, поэтому согласно ГОСТ Р 52398-2005 на указанной автомобильной дороге надлежит обустроить тротуар.
Учитывая, что пешеходный переход расположен вблизи БОУ «Розовская СОШ», такое обустройство будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а также транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верным выводам об удовлетворении заявленных прокуратурой требований, оснований для их переоценки коллегия не усматривает.
Вопреки доводам жалобы, обустройство в районе пешеходного перехода светофора Т9, дорожного ограждения и установления всех необходимых знаков, наличие дорожной разметки не является достаточными мерами для безопасного пешеходного перехода и безопасности дорожного движения на отрезке автомобильной дороги по улице Комсомольская с. Бологое, поскольку оборудование тротуара прямо предусмотрено ГОСТ Р 52766-2007, СП 42.13330.2016 и проектом организации дорожного движения Розовского сельского поселения № 597-20-ОДД.
Наличие на территории Розовского сельского поселении правил землепользования и застройки правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Таким образом, правила землепользования и застройки не регламентируют обустройство тротуаров.
В данном случае должен учитываться проект организации дорожного движения Розовского сельского поселения, утвержденного главой администрации 1 февраля 2021 года, согласованный с отделом надзора УГИБДД УМВД России по Омской области, который разработан в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 443-ФЗ от 29 декабря 2017 года «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Названный проект предусматривает размещение тротуаров по ул. Комсомольская в с. Бологое с указанием их места расположения, ширины, протяженности (л.д. 215-219), в который изменения в порядке пункта 54 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 № 274, не вносились.
Доводы жалобы не содержат обстоятельств, способных повлечь освобождение органа местного самоуправлениям от возложенной законом обязанности по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам права при соблюдении требований процессуального законодательства, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 22 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение составлено 26 сентября 2022 года.