Дело №2а-203/2021; 33а–5899/2021
судья – Томилина Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 05 июля 2021года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В.
судей: Чулатаевой С.Г., Котельниковой Е.Р.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 29 марта 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска ФИО1 к Думе Оханского городского округа, депутату Думы Оханского городского округа ФИО2 о признании публичных слушаний по проекту бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов не состоявшимися, заключение о результатах публичных слушаний от 01.12.2020 №1 недействительным–отказать».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с административным иском к Думе Оханского городского округа, депутату Думы Оханского городского округа ФИО2, заявила требования о признании публичных слушаний 27 ноября 2020 года в г. Оханске Пермского края по проекту бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов не состоявшимися, заключение о результатах публичных слушаний недействительным.
В обоснование указала, что публичные слушания проведены с нарушением Положения о публичных слушаниях, общественных обсуждениях в Оханском городском округе, утвержденных решением Оханской городской думы Пермского края от 24.09.2018 №10/1. Организатором слушаний не был обеспечен свободный доступ в помещение, выбранное для слушаний, отсутствовала регистрация участников, отсутствовали представители общественности, эксперты и СМИ, отсутствовал председатель оргкомитета, а слушания возглавляла заместитель председателя оргкомитета, депутат Думы Оханского городского округа Кичигина С.Г. Заключение по результатам публичных слушаний не содержит реквизитов протокола и аргументированных рекомендаций оргкомитета о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений. Также указала на то, что ее предложения о включении в бюджет мер поощрения добровольческой бесплатной деятельности за создание визит-центра Оханского метеорита и авторство проекта «Международный день метеорита», средств на проведение фестиваля метеорита (не менее 150 000 руб.), средств на установку музейной витрины в визит-центре Оханского метеорита с приобретением коллекции разных метеоритов (не менее 50 000 руб.), средств на доставку камней-валунов на туристический маршрут «Оханский метеорит» в с. Таборы Оханского городского округа (не менее 20 000 руб.), денежных средств на издание рукописной книги «Оханский метеорит» (не менее 200 000 руб.) и возражения по принятию бюджета по причине отсутствия стратегии социально-экономического развития Оханского городского округа - оставлены без обсуждения. В ответе от 10.12.2020 председатель Думы Оханского городского округа отказал в выделении денежных средств по причине отсутствия обоснования. Считает, что данные действия направлены на ограничение прав на осуществление местного самоуправления, на информацию и на участие в публичных слушаниях.
Административным ответчиком - Думой Оханского городского округа на административное исковое заявление подан письменный отзыв, в котором указано на то, что при рассмотрении проекта бюджета Оханского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, порядок, предусмотренный действующими нормативными правовыми актами, по организации и проведению публичных слушаний соблюден. ФИО1 принимала участие в публичных слушаниях по рассмотрению проекта бюджета, в предоставленное ей время задавала вопросы и получала на них ответы, предложения ФИО1 по проекту бюджета Оханского городского округа рассмотрены, нарушений права ФИО1 на осуществление местного самоуправления, гарантированного ст.130 Конституции РФ, при рассмотрении проекта бюджета не допущено.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава городского округа - глава администрации Оханского городского округа Байдин В.Д.
Решением Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 29 марта 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
Административный истец, в апелляционной жалобе настаивая на доводах административного иска и полагая выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам, просит решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывает на то, что судом первой инстанции не было дано оценки таким нарушениям, как: ненадлежащее оформление протокола публичных слушаний, который в нарушение требований ч.5 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не был опубликован; отсутствию в протоколе обобщенной информации о поступивших письменных предложениях, одобренных большинством участников, так как не проводилось голосования. Также указывает на необоснованность вывода суда о том, что письменные предложения истца были рассмотрены и направлены письменные ответы. Считает, что в связи с нарушением процедуры общественных обсуждений, которые были в том числе установлены в ходе рассмотрения дела и которым судом не дано должной правовой оценки, заинтересованные лица, в том числе административный истец, не смогли участвовать в публичных слушаниях, выступить и донести свою позицию до участников обсуждений.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Дума Оханского городского округа просит решение суда оставить без изменения, так как правовых оснований для отмены в апелляционной жалобе не указано.
Административный истец ФИО1, административные ответчики - депутат Думы Оханского городского округа Кичигина С.Г., глава городского округа - глава администрации Оханского городского округа Байдин В.Д., представитель административного ответчика Думы Оханского городского округа, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела после отложения судебного заседания по ходатайству истца, были извещены.
В том числе административный истец извещена посредством СМС извещения от 30.06.2021, доставленного истцу 30.06.2021 в 15-34.
Учитывая изложенное, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таких условий по настоящему делу суд первой инстанции не установил, с чем соглашается судебная коллегия.
Положениями части статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона № 131-ФЗ) установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч.1).
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования (ч.2).
На публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (ч.3).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч. 4).
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее Закона № 212-ФЗ) устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. В том числе ст. 25 указанного Федерального закона определено, что под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 5 ст. 25 Закона № 212-ФЗ порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.
По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 6, 7 Федерального закона).
Решением Оханского городской Думы от 24.09.2018 №10/1 утверждено Положение о публичных слушаниях, общественных обсуждениях в Оханском городском округе (далее Положение). Согласно п.1.4 Положения на публичные слушания должен выноситься проект бюджета Оханского городского округа и отчет о его исполнении. Назначение и проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта местного бюджета и отчета о его исполнении осуществляются с учетом особенностей, установленных Положением о бюджетном процессе в Оханском городском округе (п.1.8).
Публичные слушания, проводимые по инициативе Думы, назначаются решением Думы (п.3.1). Решение Думы, которым назначаются публичные слушания, и проект соответствующего муниципального правового акта подлежат опубликованию не позднее чем за семь дней до проведения публичных слушаний в «Официальном вестнике» газеты «Оханская сторона» и размещению на официальном сайте Оханского городского округа (п.3.4).
Правом выступления на публичных слушаниях обладают: докладчики по теме публичных слушаний, лица, которые внесли в оргкомитет в письменной форме предложения по вопросам публичных слушаний, эксперты публичных слушаний, которые внесли в оргкомитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных слушаний, иные лица, получающие указанное право с согласия председателя оргкомитета (п.5.1).
Перед началом проведения публичных слушаний оргкомитет организует регистрацию участников, в регистрационный лист вносятся ФИО, адрес регистрации (проживания), номер контактного телефона (п.6.1).
Публичные слушания проводит председатель оргкомитета, который открывает их, оглашает наименование проекта муниципального правового акта или формулировку общественно значимого вопроса, вынесенного на публичные слушания, инициаторов их проведения, представляет себя и секретаря оргкомитета, а также предоставляет слово лицам, выступающим с докладом на публичных слушаниях, в порядке очередности, определяемой оргкомитетом. Право выступления на публичных слушаниях должно быть предоставлено каждому участнику, изъявившему желание выступить, но не более 5 минут (п.6.2).
В течении трех рабочих дней со дня проведения публичных слушаний оргкомитет оформляет протокол публичных слушаний, в котором должны быть указаны: дата оформления протокола публичных слушаний, информация об организаторе публичных слушаний, информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале публичных слушаний, дата и источник его опубликования, информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, все предложения и замечания участников публичных слушаний. Протокол подписывается председателем оргкомитета и секретарем (п.6.4). На основании протокола публичных слушаний оргкомитет осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (п.6.5).
В заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны: дата оформления заключения о результатах публичных слушаний, наименование проекта, рассмотренного на публичных слушаниях, сведения о количестве участников на публичных слушаниях, реквизиты протокола, содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющимися участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний, аргументированные рекомендации оргкомитета публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных предложения и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний (п.6.6).
Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер (п.6.7).
Подготовленный оргкомитетом протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний, проект правового акта с иными материалами публичных слушаний в течении трех рабочих дней направляется в орган или должностному лицу, назначившему публичные слушания (п.6.7, 6.8).
Заключение о результатах публичных слушаний не позднее 10 рабочих дней со дня подготовки заключения подлежат опубликованию в «Официальном вестнике» к общественно-политической газете «Оханская сторона» и размещаются на официальном сайте Оханского городского округа (п.6.9).
После опубликования заключения о результатах публичных слушаний оргкомитет прекращает свою деятельность (п.6.10).
Согласно ч.23 раздела VI Положения о бюджетном процессе в Оханском городском округе, утвержденного решением Оханской городской Думы от 03.10.2018 №18/1 ответственным за проведение публичных слушаний является комиссия по бюджету и налоговой политике Думы Оханского городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что 18 ноября 2021 года Думой Оханского городского округа принято решение N 240/1 «О назначении публичных слушаний по проекту бюджета Оханского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», которым назначены публичные слушания на 27 ноября 2020 года в 10 часов 00 минут в зале администрации Оханского городского округа. В числе организационных мер определен состав оргкомитета по проведению публичных слушаний, утвержден порядок учета предложений по проекту бюджета, принято решение опубликовать проект бюджета в приложении «Официальный вестник» к общественно-политической газете «Оханская сторона», решение о назначении публичных слушаний опубликовать в приложении «Официальный вестник» к общественно-политической газете «Оханская сторона» и разместить на официальном сайте Оханского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанное решение опубликовано в общественно-политической газете «Оханская сторона» №47 (9882) от 20 ноября 2020 года. Проект бюджета Оханского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов опубликован «Официальный вестник» к общественно-политической газете «Оханская сторона» №31 от 20.11.2020 и на официальном сайте Оханского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, в связи с эпидемиологической обстановкой и в соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 №121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае», администрацией Оханского городского округа были приняты распоряжения от 24.03.2020 №104, от 26.03.2020 №109, от 28.09.2020 №252, предусматривающие проведение общественных слушаний с количеством участников не более 20 человек, с соблюдением специального режима доступа в здание администрации Оханского городского округа.
Назначенные решением Думы Оханского городского округа от 18 ноября 2021 года № 240/1 публичные слушания состоялись 27 ноября 2020 года в 10 часов 00 минут в зале администрации Оханского городского округа расположенном по адресу: ****; в публичных слушаниях приняли участие 14 человек, в том числе и административный истец. Из содержания протокола публичных слушаний следует, что в общественных обсуждениях приняли участие граждане, которые получили ответы на заданные вопросы, высказали свое мнение относительно проекта бюджета, в том числе указано на то, что поступили три заявки от ФИО1
Доводы административного истца о том, что не опубликование протокола публичных слушаний является нарушением требований, установленных положениями ч. 5 ст. 25 Закона № 212-ФЗ, судебная коллегия полагает основанными на неверном толковании норм права. Указанной нормой Закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность их организатора составить и опубликовать итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях. Вместе с тем, итоговым документом по результатам слушаний может быть не протокол, а иной документ. В соответствии с Положением таким итоговым документом подлежащим обнародованию является – заключение.
Установлено, что по результатам публичных слушаний по проекту бюджета Оханского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов подготовлено заключение, поступившие предложения, заявления ФИО1 были направлены на рассмотрение комиссии по бюджету и налоговой полите думы Оханского городского округа для рассмотрения при принятии решения по проекту бюджета Оханского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, проект решения «О бюджете Оханского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов был направлен для рассмотрения в Думу Оханского городского округа. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в «Официальном вестнике» №34 к газете «Оханская сторона» №49 от 04.12.2020.
Учитывая фактические обстоятельства, приведенные нормативные правовые акты, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований, так как порядок проведения публичных слушаний по местному бюджету муниципальным образованием не нарушен, нарушений проведения общественных обсуждений не установлено, мнение заинтересованных лиц нашло отражение в протоколе, который содержит все предусмотренные законодательством сведения.
При этом суд пришел к обоснованному выводу, что доказательств воспрепятствования административному истцу в высказывании мнения, в том числе в виде недопуска на общественные слушания, внесения предложений и замечаний не представлено. Проведение общественных слушаний с количеством участников не более 20 человек в соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 №121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае», распоряжениями администрации Оханского городского округа от 24.03.2020 №104, от 26.03.2020 №109, от 28.09.2020 №252, вопреки доводам истца не могло привести к ограничению ее права на участие в публичных слушаниях исходя из их цели и задач, кроме того, истец данным правом воспользовалась, приняв участие в публичных слушаниях. Доводы истца о том, что вход не был организован, иные лица, имеющие намерение участвовать в слушаниях не могли реализовать свое право, материалами дела не подтверждены.
Кроме того, судебная коллегия считает, что указанный административным истцом в апелляционной жалобе способ восстановления нарушенного права путем признания публичных слушаний по проекту бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов не состоявшимися, а заключения о результатах публичных слушаний от 01.12.2020 №1 недействительным не соотносится с предметом требований, поскольку заключение, согласно Положению носит рекомендательный характер, не имеет властно-распорядительного характера, не порождает непосредственно правовых последствий, и, как следствие, не может нарушать какие-либо права и законные интересы, в частности, административного истца, в том числе на участие в делах государства и информацию.
Оценка судом представленных в материалы дела доказательств, доводов истца, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, в нарушение части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ административный истец доказательств нарушениях своих прав и законных интересов суду не представил, судом в свою очередь данное обстоятельство не было установлено.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным, доводы апелляционной жалобы административного истца необоснованными, приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований административного истца, указанных в части 2 статьи 227 КАС РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 29 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий:/подпись/
Судьи:/подписи/