Судья: Антипова И.М. № 33а-2873/2022
Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-2064/2021)
(42RS0013-01-2021-003193-16)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«23» марта 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Тройниной С.С.,
судей: Бегуновича В.Н., Решетняка А.М.,
при секретаре: Темниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным и отмене решения,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №8 по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным и отмене решения.
Требования мотивированы тем, что Межрайонной ИФНС России № 8 в отношении ФИО1 проведена камеральная налоговая проверка, по результатам налоговой проверки составлен акт налоговой проверки №2218 от 16.11.2020 и вынесено решение №149 от 26.01.2021 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислен НДФЛ в размере 68 770,00 рублей, а также штраф в сумме 3 438, 50 рублей и пени в сумме 1 906,07 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа, ФИО1 обратилась в УФНС по Кемеровской области-Кузбассу с жалобой, в которой просила указанное решение отменить.
18.06.2021 УФНС по Кемеровской области - Кузбассу было вынесено решение № 338 об оставлении жалобы ФИО1 без удовлетворения.
Полагает решение налогового органа №149 от 26.01.2021 незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы налогоплательщика.
11.07.2017 между ФИО15. (продавец) и ФИО1 (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома, согласно которому она приобрела в собственность земельный участоки расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно п. 3 указанного договора стороны достигли соглашения и определили цену за отчуждаемый земельный участок и расположенный на нем жилой дом в сумме 2 600 000 рублей, из них цена за отчуждаемый земельный участок составляет 600 000 рублей, цена за отчуждаемый дом составляет 2 000 000 рублей.
15.11.2019 согласно договору купли-продажи ФИО1 передала в общую совместную собственность, а ФИО6 и ФИО7 приняли и оплатили земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2.1. договора от 15.11.2019 стороны достигли соглашения о цене отчуждаемых объектов недвижимости, которая составляет 3 060 000 руб., из них стоимость жилого дома составляет 2 989 000 рублей, стоимость земельного участка составляет 71 000 рублей.
20.11.2019 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области произведена государственная регистрация права общей совместной собственности ФИО6 и ФИО7 на земельный участок и жилой дом, о чем сделаны записи регистрации под номерами № и №, соответственно.
Указанный договор составлялся в юридической фирме и через месяц после регистрации ФИО1 было обнаружено, что стоимость земельного участка была указана неверно - вместо 600 000 рублей, в договоре, по непонятным причинам, было указано 71 000 рублей, что не может соответствовать действительной стоимости как и в силу кадастровой стоимости, которая согласно выписки из ЕГРН составляет 358 229,25 рублей, так и ввиду несоответствия рыночной стоимости, так как земля за 2 года не может подешеветь в 8,5 раз.
29.11.2019 между ней и покупателями по договору было составлено и подписано дополнительное соглашение к договору купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.11.2019, согласно которого в договор внесены следующие изменения:
1.1. Подпункт 2.1 пункта 2 договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.11.2019 считать недействующим,
1.2. Принять Подпункт 2.1 пункта 2 договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.11.2019 в следующей редакции:
«2.1. Стороны достигли соглашения о цене отчуждаемых Объектов недвижимости, которая составляет 3 060 000 (три миллиона шестьдесят тысяч) рублей: из них стоимость жилого дома составляет 2 460 000 (два миллиона четыреста шестьдесят тысяч) рублей, стоимость земельного участка составляет 600 000 (шестьсот тысяч) рублей».
Дополнительное соглашение от 29.11.2019 к договору купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.11.2019 является неотъемлемой частью договора и имеет юридическую силу наравне с договором и действует с момента его заключения. Единственным условием, прекращающим действие дополнительного соглашение от 29.11.2019, является признание его недействительным в судебном порядке. Однако, оно не было признано недействительным, не оспаривалось сторонами.
Довод налогового органа о том, что условиями договора купли-продажи цена не подлежала изменению (стр. 6 решения) не имеют правового значения в связи с тем, что цена договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.11.2019, указанная в п. 2.1. не изменилась, а осталась той же - 3 060 000, изменилась только стоимость (разделение этой суммы) земельного участка и жилого дома по соглашению сторон договора. Налоговый орган также ссылается на то, что на дату заключения дополнительного соглашения условия договора были исполнены сторонами, в то время как условия договора действовали до 01.12.2019, когда жилой дом был полностью освобожден и объекты недвижимости переданы покупателям. Соответственно дополнительное соглашение от 29.11.2019 заключено и подписано в рамках действия договора.
Также, несостоятельна ссылка Инспекции о несоответствии Дополнительного соглашения от 29.11.2019 требованиям законодательства ввиду отсутствия письменного согласия Залогодержателя (Банка), в связи с тем, что Банк не является стороной договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.11.2019, исходя из чего для заключения дополнительного соглашения его согласие не требуется.
Также, не согласна с доводами административного ответчика о необходимости государственной регистрации дополнительного соглашения к договору купли-продажи.
В отношении неправильности заполнения декларации по 3-НДФЛ, действительно налогоплательщиком допущены ошибки при заполнении в связи с тем, что ФИО1 не обладает достаточными знаниями приказов ФНС России, в частности приказа ФНС России от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569@.
Однако, у налогоплательщика есть возможность воспользоваться правом, предоставленным налоговым законодательством и предоставить уточненную декларацию.
В связи с вышеизложенным сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по расчету ФИО1 составит:
- согласно пп.2 п.2 ст. 220 НК РФ сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением земельного участка. составляет 600 000 руб., соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в связи с продажей земельного участка составляет 0 руб. ((600 000 – 600 000)* 13%);
- согласно пп.2 п.2 ст. 220 НК РФ сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением жилого дома составляет 2 000 000 руб., соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в связи с продажей жилого дома составит 59 800,00 руб. ((2 460 000 - 2 000 000)* 13%).
Исходя из этого, сумма НДФЛ за 2019г. в размере 59 800 руб., уплаченная ФИО1 в бюджет 13.08.2020 соответствует действительным налоговым обязательствам.
Единственным нарушением налогового законодательства со стороны ФИО1 является несвоевременная уплата НДФЛ за 2019г., за которое предусмотрен штраф.
Однако, согласно пп. 2-4, 5 ст. 75, ст. 122 НК РФ, письма Минфина РФ от 18.10.2017 № 03-11-09/68364, если налогоплательщиком не уплачен НДФЛ в срок, но правильно исчислен и представлена декларация, штраф не налагается, взыскиваются только пени.
Исходя из этого, в рассматриваемом случае, взысканию с ФИО1 подлежит пени в размере:
- с 15.07.2019 по 28.07.2019 (14 дней) по ключевой ставке 7,5% (59 800,00 х 14 х 1/300 х 7.5%) = 209,30 руб.;
- с 29.07.2019 по 13.08.2019 (16 дней) по ключевой ставке 7,25% (59 800,00 х 16 х 1/300 х 7.25%) = 231,23 руб.
Итого, размер пени составит 440,53 руб.
С учетом вышеизложенного, считает, что налоговым органом была нарушена процедура проведения камеральной налоговой проверки и вынесено оспариваемое решение.
Просила признать незаконным и отменить решение № 149 от 26.01.2021 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования административного искового заявления - удовлетворить.
Доводы мотивирует тем, что судом не исследованы документы, приобщенные к материалам дела, не дана оценка доводам истца, подтверждающим факт отсутствия налогового правонарушения ФИО1
Отмечает, что судом ошибочно принят во внимание довод возражений административного ответчика о том, что согласно условиям договора купли-продажи цена не подлежала изменению, так как указанная в п. 2.1, указанного договора, цена не изменилась, а осталась 3 060 000 рублей.
Также, указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что было заключено дополнительное соглашение от 29.11.2019 к договору купли-продажи от 15.11.2019.
Кроме того, отмечает, что налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, которые являются основанием для решения налоговой инспекции.
В остальном доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного искового заявления.
На апелляционную жалобу представителем Межрайонной ИФНС России №8 по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2 принесены возражения.
В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела представители административного ответчика МИФНС № 8 по Кемеровской области – Кузбассу ФИО3, ФИО4 возражали против апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Административный истец ФИО1 в судебное засеадние не явилась, извещена надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя ФИО1 – ФИО5, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 30.07.2020 в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 8 по Кемеровской области – Кузбассу представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2019 год, согласно которой общая сумма доходов от продажи дома и земельного участка составила 3060000 рублей, сумма фактически произведенных расходов, связанных с приобретением имущества, составила 2600000 рублей, налоговая база – 460000 рублей, сумма налога, исчисленная к уплате, составила 59800 рублей.
Межрайонной ИФНС России №8 в период с 30.07.2020 по 30.10.2020 в отношении ФИО1 проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №8 установлено, что налогоплательщик ФИО1 совершила налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату налога в установленный законодательством о налогах и сборах период. Согласно п. 3 ст. 110 Налогового кодекса РФ ФИО1 признана виновной в совершении налогового правонарушения по неосторожности.
В результате проведенной камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России №8 принято решение №149 от 26.01.2021 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ, с учетом смягчающих обстоятельств, ей назначен штраф в сумме 3 438,50 рублей. Указанным решением налогоплательщику доначислен налог на доходы физических лиц в размере 68 770,00 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 1 906,07 рублей.
С решением налогового органа №149 от 26.10.2021 ФИО1 не согласилась, обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу с жалобой на указанное решение, в соответствии с которой просила отменить указанное решение в полном объеме.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу № 338 от 18.06.2021 жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России №8 от 26.01.2021 №149 является законным, вынесено в соответствии с требованиями налогового законодательства, выводы административного ответчика сделаны на основании проведенной камеральной налоговой проверки, процедура проведения камеральной налоговой проверки не нарушена. Налоговый орган обоснованно доначислил налогоплательщику сумму налога на доходы физических лиц в размере 68 770,00 рублей, 3 438,50 рублей штрафа, 1 906,07 рублей пени, поскольку ФИО1 не в полном объеме уплатила налог на доходы физических лиц с дохода, полученного за 2019г. в результате занижения налоговой базы, в связи с чем налоговый орган правомерно привлек ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом (статья 31); камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88); должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (абзац первый пункта 1 статьи 93.1).
В силу пунктом 1 статьи 41 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц».
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, который получен физическим лицом, согласно абзацу 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 данного пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ у физических лиц, получивших доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, возникает обязанность по представлению налоговой декларации, исчислению и уплате НДФЛ в порядке, установленном соответствующими статьями главы 23 НК РФ.
Таким образом, в случае продажи в одном налоговом периоде нескольких объектов недвижимого имущества, перечисленных в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму дохода, полученного от продажи указанных объектов недвижимости, на сумму имущественного налогового вычета в размере, не превышающем в целом по всем объектам недвижимости 1 000 000 рублей. Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлена неуплата проверяемым налогоплательщиком налога на доходы физических лиц с дохода, полученного от продажи земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого дома, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Налоговый орган указывает, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки были установлены следующие обстоятельства:
ФИО1 на бумажном носителе была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019г. в которой сообщены сведения об общей сумме доходов от продажи дома и земельного участка в размере 3 060 000 руб., сумма налоговых вычетов и расходов, принимаемых к вычету 2 600 000 руб., соответственно рассчитана налоговая база для исчисления налога 460 000 руб., сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет - 59 800 руб.
Документы, представленные налогоплательщиком с вышеуказанной налоговой декларацией, содержат сведения о том, что земельный участок и расположенный на нем жилой дом площадью, расположенные по адресу: <адрес>, был приобретен ФИО1, у ФИО12 на основании договора купли-продажи от 11.07.2017, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 17.07.2011 внесены записи о регистрации № №, № №.
В соответствии с п. 3 договора купли-продажи от 11.07.2017 цена отчуждаемого земельного участка и расположенного на нем жилого дома составляет 2 600 000 руб., в том числе: цена земельного участка составляет 600 000 руб., цена жилого дома составляет 2 000 000 руб.
Вышеуказанные объекты недвижимости согласно договору купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома от 15.11.2019, проданы налогоплательщиком ФИО6 и ФИО7 за 3 060 000 руб. (записи о регистрации права собственности № №, № № внесены в ЕГРН 20.11.2019), следовательно, указанные объекты недвижимости находились у налогоплательщика в собственности в период с 17.07.2017 по 20.11.2019, то есть менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества (5 лет).
В соответствии с п. 2.1 договора купли-продажи от 15.11.2019 цена объектов недвижимости составляет 3 060 000 руб., из них стоимость жилого дома составила 2 989 000 руб., стоимость земельного участка составляет 71 000 руб.
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ, цена сделки по договору купли-продажи от 15.11.2019 составила 3060000 рублей, из них стоимость жилого дома составила 2989000 рублей, земельного участка – 71000 рублей.
На основании статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон.
Как следует из положений пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 454 ГК РФ определено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно статье 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130 ГК РФ).
В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 485 ГК РФ следует, что покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
Как предусмотрено пунктом 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в нем цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее.
Заключая договор купли-продажи от 15.11.2019 стороны пришли к соглашению о цене отчуждаемых объектов недвижимости, определив стоимость каждого объекта (жилого дома и земельного участка). Стоимость жилого дома и земельного участка в договоре купли-продажи прописаны в цифровом обозначении с текстовой расшифровкой. Договор подписан сторонами без каких-либо замечаний.
Анализ условий договора позволяет сделать вывод о том, что договор купли- продажи заключен в отношении жилого дома и земельного участка как самостоятельных объектов недвижимости с определением продажной цены каждого из объектов.
В силу положений статьи 130 Гражданского кодекса РФ и статье 220 Налогового кодекса РФ земельный участок и жилой дом является самостоятельными объектами недвижимого имущества и не могут рассматриваться в целях налогообложения как единый объект.
Таким образом, налоговым органом правомерно в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ произведен расчет налога на доходы физических лиц в отношении каждого объекта недвижимости, указанного в договоре купли-продажи 15.11.2019.
Поскольку сумма фактически произведенных и документально подтвержденных ФИО1 расходов, связанных с приобретением жилого дома, составила 2 000 000 руб. то, налоговая база для исчисления НДФЛ за 2019 г. составляет 989 000 руб. ((2 989 000 - 2 000 000) + (250 678,04 - 250 678,04)), сумма налога к уплате составляет 128 570 руб. (989 000 * 13%).
Доход от продажи земельного участка с применением положений статьи 214.10 п.2 НК РФ составляет 250 678,04 руб. (358 111,48 руб. (кадастровая стоимость) х 0,7). При имущественном вычете в пределах 1 000 000 рублей сумма аналога, подлежащая уплате в бюджет в связи с продажей земельного участка, составляет 0 рублей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, поступила от ФИО1 13.08.2020 в размере 59 8000 рублей. Таким образом, сумма недоимки составила 68 770 рублей (128 570 руб. – 59 800руб.).
В соответствии с п.3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Инспекцией 27.10.2020 почтовой корреспонденцией в адрес налогоплательщика было направлено требование № 5988 от 23.10.2020 о представлении пояснений. Указанное требование получено ФИО1 09.11.2020.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля ФИО1 были представлены письменные пояснения от 13.11.2020, из которых следует, что расчет налога, произведенный ФИО1, исходил из общей стоимости сделки по двум объектам (земельного участка и расположенного на нем жилого дома) в соответствии со ст. 35.4 ЗК РФ.
Также, ФИО1 представлены в налоговую инспекцию возражения на акт налоговой проверки №2218 от 16.11.2020, дополнительное соглашение от 29.11.2019 к договору купли-продажи от 15.11.2019, в котором указано, что сторонами достигнуто соглашение о цене отчуждаемых объектов недвижимости, которая составляет 3 060 000 рублей, из них стоимость жилого дома – 2 460 000 рублей, стоимость земельного участка – 600 000 рублей.
Указанные документы были дополнительно исследованы налоговым органом.
В оспариваемом решении №149 от 26.01.2021 Межрайонной ИФНС России №8 дана оценка указанной документации, дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 29.11.2020 не принято налоговым органом в качестве основания для иного определения налоговой базы для уплаты налога на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Из имеющихся в материалах дела документов (расписки и выписки по вкладу на л.д. 129-130) следует, что продавцом по договору ФИО1 денежные средства получены 25.11.2019.
Дополнительное соглашение заключено сторонами договора купли-продажи 29.11.2019, то есть после получения ФИО1 денежных средств по договору купли-продажи, являющихся доходом, подлежащим налогообложению.
С учетом изложенного, налоговым органом обоснованно принято решение о доначислении налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере 68770,00 рублей.
Учитывая, что сумма налога не была уплачена в установленный законом срок, в соответствии со ст.75 Налогового органа налогоплательщику была исчислена сумма пени в размере 1906 руб. 07 коп. за период с 16.07.2020 по 26.01.2021.
Расчет налога на доходы физических лиц за 2019 год, пени по налогу, подлежащих уплате административным ответчиком проверен судом, признан арифметически верным и соответствующим закону.
Поскольку сумма налога на доходы физических лиц административным ответчиком в установленный законом срок до 15.07.2020 уплачена не была в результате занижения налоговой базы, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, размер штрафа составил 68770 * 20% = 13754,00 рублей. С учетом указанных в оспариваемом решении смягчающих обстоятельств, являющихся основанием для снижения штрафа в соответствии со статьей 112 Налогового кодекса РФ, налоговым органом штраф уменьшен до 3438,50 рублей.
Предусмотренные статьей 111 Налогового кодекса РФ обстоятельства, исключающие вину административного ответчика в совершении налогового правонарушения, отсутствуют. Также отсутствуют предусмотренные статьей 109 Налогового кодекса обстоятельства, исключающие привлечение лица к налоговой ответственности.
Нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а равно иных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, которые могли привести к принятию неправомерного решения не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки при проведении камеральной налоговой проверки не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, в связи с отсутствием доказательств, указанных нарушений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, так как при разрешении дела судом правильно определен характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы в судебном акте мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в обоснование заявленных требований, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельства дела, являлись предметом судебной оценки в суде первой инстанции, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, считать которую неправильной не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права применил верно, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: