ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2066/2021 от 26.02.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Малахов С.Л. Дело № 2а-2066/2021

Судья - докладчик Теплякова И.М. Дело № 33а-2940/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Тепляковой И.М.,

судей Кошелевой А.П., Певиной Е.А.,

при секретаре Париновой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 26 февраля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Пуховского И. В. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения мэрии г. Новосибирска от 17 февраля 2021 года № 01/43/00824 о несогласовании проведения публичного мероприятия.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения административного истца Пуховского И.В., представителя административного ответчика мэрии г. Новосибирска Долгова Р.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пуховский И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска, указав, что 16 февраля 2021 года им в адрес мэрии г. Новосибирска было подано уведомление о публичном мероприятии в форме шествия и митинга 27 февраля 2021 года с 12.00 до 16.00 часов (шествие с 13-00 с перерывом на митинг, с 14-00 митинг) в заявленном месте: г.Новосибирск, от площадки в районе фонтана в Первомайском сквере, далее по ул. Красный проспект от дома 23 до дома 63, далее по улице Гоголя от дома 4 до дома 2, далее от дома Челюскинцев 52 к дому Челюскинцев, 23, далее митинг на Центральной аллее Нарымского сквера, далее шествие к памятнику жертвам политических репрессий по аллее Нарымского сквера, с последующим возложением цветов у памятника; движение по тротуару с соблюдением ПДД, предполагаемое количество участников – 200 человек.

Решением от 17 февраля 2021 года мэрия г. Новосибирска уведомила о несогласовании проведения публичного мероприятия со ссылкой на необходимость соблюдения требований, установленных Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

С указанным решением административный истец не согласен, считает его необоснованным, в связи с чем обратился в суд.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец Пуховский И.В.

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 февраля 2021 года, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда нарушает право заявителя на свободу собраний, гарантированное ст. 31 Конституции РФ, ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека.

Решение суда незаконно и необоснованно вынесено с нарушением норм материального права.

Судом проигнорированы доводы о рекомендательном характере ограничений, введенных на территории города в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нормы ограничений Постановления Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности в Новосибирской области», Губернатора Новосибирской области № 228 «О внесении изменений в отдельные постановления Губернатора Новосибирской области» являются не относимыми.

Полный запрет на проведение публичного мероприятия не имеет целью охрану здоровья граждан, не является необходимым в демократическом обществе.

В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на Постановления Европейского суда от 17.02.2017, 25.11.2018, 30.04.2019, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П.

Автор жалобы указывает на произвольность оспариваемого отказа, поскольку иные публичные мероприятия в Новосибирске проводятся.

Сфера судебного пересмотра ограничилась рассмотрением законности ограничения прав заявителя без оценки необходимости и соразмерности такового.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) предусмотрено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Порядок реализации данного конституционного права граждан Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Согласно статье 2 данного Федерального закона митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. /ч. 3 ст. 12 Закона/.

Основаниями прекращения публичного мероприятия является создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан. /п. 3 ст. 16 Закона/.

В соответствии с подпунктом 2 части 1, частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения. /ч. 6 ст. 12 Закона/.

В случае, если указанные в части 6 настоящей статьи обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день публичного мероприятия до его начала, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны уведомить организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления. /ч. 7 ст. 12 Закона/.

Отношения, связанные с обеспечением условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (далее - публичное мероприятие) на территории Новосибирской области, в том числе по определению единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест (далее - специально отведенные места) регулируются Законом Новосибирской области от 10.12.2004 N 238-ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области".

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (далее - органы публичной власти), направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.

С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства.

Как установлено судом и подтверждается представленными доказательствами по делу, 16.02.2021 Пуховский И.В. обратился в мэрию г. Новосибирска с уведомлением о проведении 27.02.2021 с 13-00 до 14-00 часов публичного мероприятия в количестве 200 человек в форме шествия и митинга от площадки в районе фонтана в Первомайском сквере, далее по ул. Красный проспект от дома 23 до дома 63, далее по ул. Гоголя от дома 4 до дома 2, далее от дома Челюскинцев 52 к дому Челюскинцев 23. Далее митинг на центральной аллее Нарымского сквера. Далее шествие к Памятнику жертвам политических репрессий по аллее Нарымского сквера, с последующим возложением цветов у памятника. Цель публичного мероприятия - «Формирование и выражения своих мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам государственной и общественной жизни».

Письмом мэрии г. Новосибирска № 01/43/00824 от 17.02.2021 не согласовано проведение данного публичного мероприятия. Указано, что в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п на территории Новосибирской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе, с ограничениями на проведение мероприятий. Ограничения на проведение мероприятий в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 01.12.2020 № 228 «О внесении изменений в отдельные постановления Губернатора Новосибирской области» продлены до 31.03.2021. В связи с необходимостью соблюдения требований, установленных Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц мэрией г. Новосибирска не согласовано проведение заявленного публичного мероприятия.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд учел приведенные нормативные правовые акты.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 8/1, в соответствии с решением, принятым по итогам совещания по призыву граждан на военную службу от 26.05.2020, в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Правительством Новосибирской области принято постановление № 72-п от 18.03.2020 о введении на территории Новосибирской области с 14:00ч 18 марта 2020 года режима повышенной готовности.

В целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Новосибирской области, постановлено приостановить проведение массовых мероприятий с участием граждан, оказание соответствующих услуг, кроме мероприятий, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Новосибирской области на уличных оборудованных сценических площадках, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы и памятным датам России. Приостановление (ограничение) деятельности, проведения массовых мероприятий с участием граждан, оказания соответствующих услуг не распространяется на работу театров, кинотеатров, концертных организаций, фестивалей с очным присутствием граждан, на которые допускаются зрители при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. /п.п. 3, 4 Постановления/.

В развитие указанного постановления Правительства Новосибирской области Губернатором Новосибирской области 27.03.2020 года принято постановление № 48 "Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения", согласно которому приняты дополнительные меры по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации с 28.03.2020 по 31.03.2021.

Пунктом 7 постановления мэрии г. Новосибирска от 28.03.2020 №1067 «О дополнительных мерах по защите населения и территории города Новосибирска от чрезвычайных ситуаций» предписано Департаменту по чрезвычайным ситуациям, мобилизационной работе и взаимодействию с административными органами мэрии города Новосибирска приостановить в период действия режима повышенной готовности в городе Новосибирске согласование проведения публичных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Пункт 8 устанавливает, что при исполнении настоящего постановления необходимо учитывать то, что в соответствии с пунктом 6.1 постановления мэрии города Новосибирска от 18.03.2020 N 920 "О введении режима повышенной готовности в городе Новосибирске" распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредвиденным обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.

Таким образом, в рамках введенного на территории Новосибирской области в 14.00 часов 18.03.2020 режима повышенной готовности на территории Новосибирской области, в г. Новосибирске, приостановлено проведение массовых мероприятий с участием граждан.

Суд пришел к выводу о том, что заявленное к проведению 27.02.2021 публичное мероприятие в виде шествия и митинга, которое является массовым, с очным присутствием граждан, не подлежало проведению, поскольку возникшие обстоятельства (на дату его проведения) свидетельствовали о необходимости его прекращения. При этом целью принятия оспариваемого решения явилась защита здоровья, прав и законных интересов третьих лиц.

Приведенные нормативные правовые акты судом первой инстанции в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N28 были применены верно, в связи с чем, не установлено оснований для признания оспариваемого решения незаконным.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. /ст. 28 Федерального закона № 68-ФЗ/.

Статья 1 Федерального законам от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. /ч. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ/.

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. /ст. 3 Закона № 52-ФЗ/.

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. /ст. 10 Закона № 52-ФЗ/.

На основании Постановления Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", дополнен пунктом 16 следующего содержания: 16. В 34.2 коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Нормы приведенных законов и нормативных правовых актов являются специальными по отношению к нормам, регулирующим согласование проведения публичных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Таким образом, в условиях ведения режима повышенной готовности в связи с распространением новой короновирусной инфекции, то есть инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих, характеризующимся быстрым распространением среди населения (эпидемия), административный ответчик обязан исполнять требования специального законодательства в целях недопущения распространения короновирусной инфекции среди населения, одним из ограничений в такой период является непроведение и несогласование проведения публичных мероприятий с массовым участием граждан. В связи с чем, оснований для признания незаконным оспариваемого решения не имеется.

Довод апеллянта о том, что решение суда нарушает право заявителя на свободу собраний, гарантированное ст. 31 Конституции РФ, ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека, основаны на неверном применении норм права.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма соответствует п. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающим принцип ограничения проведения публичных мероприятий в целях охраны здоровья населения.

Доводы апеллянта о рекомендательном характере ограничительных норм на территории города Новосибирска опровергаются приведенными положениями нормативных правовых актов, действующих в РФ, Новосибирской области, г. Новосибирске.

Позиция апеллянта о том, что запрет на проведение публичного мероприятия не имеет целью охрану здоровья граждан, не является необходимым в демократическом обществе, основана на субъективном мнении заявителя.

Как закреплено в ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, охрана здоровья граждан является одной из важнейших задач государства.

Статьей 41 Конституции РФ гарантируется право каждого на охрану здоровья.

В условиях пандемии и распространения коронавирусной инфекции решение органа публичной власти о несогласовании проведения публичного мероприятия основано на законе, является необходимым и соразмерным преследуемой правомерной цели.

Ссылки апеллянта на Постановления Европейского суда от 17.02.2017, 25.11.2018, 30.04.2019, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П, законность выводов суда не опровергают. В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П отмечено, что государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Право на свободу мирных собраний определено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Европейский Суд по правам человека в своей практике исходит из того, что в демократическом обществе свобода собраний является фундаментальным правом и наряду со свободой мысли, совести и религии составляет основу такого общества, государство, в свою очередь, должно воздерживаться от применения произвольных мер, могущих нарушить это право.

Утверждение апеллянта о том, что оспариваемый отказ является произвольным, не может быть признано состоятельным, поскольку жизнь и здоровье человека в силу Конституции РФ являются высшей ценностью, а обеспечение безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и не участвующих в нем лиц) при данных обстоятельствах является затруднительным, учитывая, что в условиях введения режима повышенной готовности, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, то есть инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, характеризующегося быстрым распространением среди населения (эпидемия), административный ответчик обязан исполнять требования специального законодательства в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции среди населения, одним из ограничений в такой период является не проведение и несогласование проведения публичных мероприятий с массовым участием граждан.

Довод апеллянта о том, что оценка необходимости и соразмерности обжалуемого ограничения права на мирные собрания не дана, подлежит отклонению за необоснованностью. В данном случае судом первой инстанции с учетом целей охраны здоровья граждан в условиях распространения новой короновирусной инфекции, требований соразмерности и баланса реализации прав и интересов сторон, исходя из положений специального законодательства, проверена законность принятого решения и оснований отказа, подробная мотивированная оценка изложена в решении, оснований не согласиться с ней не имеется.

С учетом изложенного, нарушений норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и конституционных принципов по настоящему делу судом допущено не было.

Довод административного истца о том, что торжественное мероприятие с возложением цветов к Вечному огню на Мемориальном ансамбле «Монумент Славы» 23 февраля (День защитника Отечества – Постановление Президиума ВС РФ от 08.02.1993 N 4423-1 "Об установлении знаменательного дня Российской Федерации - Дня защитников Отечества", ст. 112 ТК РФ) проведено беспрепятственно, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку проведение мероприятий с участием граждан, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы и памятным датам России, не ограничено (п. 3 Постановления Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 N 72-п "О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области"), кроме того, проведение подобных мероприятий не подлежит согласованию в порядке Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ административным ответчиком.

В связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пуховского И. В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи