ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2082/19 от 03.03.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

№ 2а-2082/2019

№ 33а-2016/2020

Судья Протопопова Е.Р.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 03 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рытиковой Т.А.

судей Кошелевой А.П., Быковой В.Б.

при секретаре Париновой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Осипкина Дмитрия Владимировича на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 03 декабря 2019 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Осипкина Дмитрия Владимировича к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконными действий.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения Осипкина Д.В., представителя административного ответчика – Вылегжаниной В.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Осипкин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором просит:

- признать незаконным действие Росреестра, выразившееся в возврате без рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №20-2729761 от 24.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-117916), №20-2733592 от 26.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-118263), №20-2733598 от 26.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-118264), №20-2733602 от 26.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-118265), №20- 2733606 от 26.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-118266), №20-2733607 от 26.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-118267), №20-2733608 от 26.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-118269), №20-2733611 от 26.05.2019 (вх. 54/999/001/2019-118268);

- зарегистрировать права аренды на недвижимое имущество в виде объектов недвижимости с кадастровыми номерами ,

, возникшие из договоров №20190514-116/119 от 14.05.2019, №20190514-117 от 14.05.2019, №20190514-120 от 14.05.2019, №20190514-118 от 14.05.2019, №20190514-123 от 14.05.2019, №20190514-130/185 от 14.05.2019, №20190514-130/185 от 14.05.2019;

- обязать Росреестр внести сведения о правах аренды на недвижимое имущество в виде объектов недвижимости с кадастровыми номерами ,

, возникшие из договоров №20190514-116/119 от 14.05.2019, №20190514-117 от 14.05.2019, №20190514- 120 от 14.05.2019, №20190514-118 от 14.05.2019, №20190514-123 от 14.05.2019, №20190514-130/185 от 14.05.2019, №20190514-130/185 от 14.05.2019, в Единый государственный реестр недвижимости.

В обоснование требований указано, что 14 мая 2019 года истцом, как владельцем объектов недвижимости с кадастровыми номерами ,

, в качестве арендодателя были заключены договоры аренды с номерами 20190514-116/119, 20190514-117, 20190514-120, 20190514-118, 20190514-123, 20190514-130/185, 20190514-130/185 на срок 15 лет.

В соответствии с действующим законодательством для регистрации вышеуказанных договоров аренды в период с 24.05.2019 по 26.05.2019 истец через личный кабинет на официальном сайте Росреестра подал заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заявления в электронной форме были приняты Росреестром, корректность электронных подписей была проверена, были высланы уведомления о поступлении документов на государственную регистрацию с указанием входящих номеров заявлений в Росреестре, а также коды платежей, сроки и суммы уплаты пошлин за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

04 июня 2019 года истцом через интернет-банк АО «Тинькофф Банк» были оплачены суммы пошлин в размере 1400 рублей за каждое регистрационное действие с указанием кодов платежа.

Однако, в период с 07.06.2019 по 08.06.2019 Росреестр уведомил истца по электронной почте о возврате заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов без рассмотрения в связи с отсутствием информации об уплате государственной пошлины за совершение указанного регистрационного действия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, о чем были присланы уведомления о возврате. Возврат сумм уплаченных пошлин произведен не был.

Вернув без рассмотрения заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, Росреестр, с учетом требований п.п.1,2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ, Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, допустил нарушение прав административного истца как заявителя.

Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 03 декабря 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

С указанным решением суда не согласился административный истец ФИО1 В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Советского районного суда г.Новосибирска от 03 декабря 2019 года и вынесении нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства дела, считая, что заявления истцом были поданы через портал государственных и муниципальных услуг и отождествляя его с официальным сайтом Росреестра, в то время как заявления были поданы истцом через официальный сайт Росреестра, не являющийся частью Портала государственных и муниципальных услуг.

Обстоятельства того, что Федеральным казначейством не была получена информация об уплате госпошлины за проведение государственной регистрации сделок по договорам аренды, на что указал суд в решении, не доказаны материалами дела. Суд не направлял запрос в Федеральное казначейство о поступлении на его счета денежных средств в уплаты пошлины истцом согласно квитанциям АО «Тинькофф банк».

Уплата госпошлины является переводом денежных средств путем безналичных расчетов, порядок осуществления которых урегулирован Федеральными законами «О национальной платежной системе», «О Центральном банке Российской Федерации» «О банках и банковской деятельности», Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П. Указанными нормативными актами подтвержден факт того, что распоряжения истца о списании средств с его счета в счет уплаты госпошлины банком были исполнены, следовательно денежные средства поступили за счет получателя – Федерального казначейства.

Ни портал госуслуг, ни ведомственные официальные сайты, в том числе сайт Росреестра, не являются субъектами национальной платежной системы и не могут производить операции с денежными средствами. В связи с этим, суд первой инстанции сделал неверный и противоречащий действующему законодательству и обстоятельствам дела вывод о том, что положение ч. 4 ст.333.35 НК РФ не подлежит применению. Уплата госпошлины была произведена именно с использованием сайта Росреестра в части начисления платежа и присвоения уникального идентификатора платежа (согласно Приложению № 12 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"), но оператором по переводу денежных средств согласно Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" выступал АО «Тинькофф банк».

Кроме того, апеллянт ссылался на то, что ответчик в ходе судебного заседания не опровергал и не подвергал сомнению право собственности истца на объекты недвижимости, сдаваемые истцом в аренду, не опровергал комплектность и подлинность представленных документов, действительность и подлинность квалифицированных электронных подписей, не смог доказать неисполнение истцом обязанности по оплате госпошлины, не выдвигал встречных требований и не опровергал иные факты, вернув без рассмотрения заявления истца о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ответчик допустил нарушение прав истца, как заявителя, предусмотренных ст.5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Таким образом, суд, рассмотрев дело, должен был применить ст. 227 КАС РФ и устранить нарушения закона, допущенные ответчиком, однако это не было сделано.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, в период с 24.05.19г. по 26.05.19г. ФИО1, через личный кабинет на официальном сайте Росреестра по адресу: https: lk.rosreestr.ru, подал заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним в отношении объектов с кадастровыми номерами:

26.05.2019г. истцу на электронную почту поступили уведомления Портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в которых сообщено о приеме заявлений о государственной регистрации права. Также сообщено, что до 07.06.2019 истцу необходимо оплатить государственную пошлину за совершение каждого регистрационного действия в размере 1400 рублей, указаны коды платежей. Кроме того, разъяснены положения п.3 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

08.06.2019г. Порталом услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с п.3 ст. 25 Федерального закона № 218-ФЗ истцу направлены уведомления о принятых 07.06.2019 решениях о возврате заявлений о государственном кадастром учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов без рассмотрения, в связи с отсутствием информации об уплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредоставлением истцом документа об уплате государственной пошлины.

В подтверждение оплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий ФИО1 представлены копии квитанций АО «Тинкофф Банк» от 04.06.2019 об оплате за каждое регистрационное действие по 1400 рублей.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).

Согласно ч.7 названной статьи, представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

На основании ч.11 ст. 18 указанного Закона в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования.

В силу ч.17 статьи 18 Закона № 218-ФЗ заявитель уведомляется о приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в том числе с указанием их перечня, даты и времени их представления с точностью до минуты: при личном обращении в многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления или посредством отправления в электронной форме - в течение рабочего дня, следующего за днем приема органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

Согласно п.3 ст. 25 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

На основании п.2 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883, заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя: в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", направляемых в орган регистрации прав через: единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); официальный сайт; а также с использованием веб-сервисов.

Согласно п.6 названного Порядка, если на момент представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов государственная пошлина не уплачена и необходимость ее уплаты предусмотрена частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, заявителю одновременно с уведомлением о приеме таких документов, предусмотренным частью 17 статьи 18 Закона, выдается (направляется) информация, содержащая уникальный идентификатор платежа для уплаты государственной пошлины, с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину.

В соответствии с пп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта, физическим лицом государственная пошлина уплачивается в размере 2000 рублей.

В соответствии с п.4 ст.333.35 НК РФ, размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

Согласно Административному регламенту Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному приказом Минэкономразвития от 07.06.2017 № 278, результатом предоставления государственной услуги являются: возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, заявления о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости без рассмотрения при наличии следующих оснований, предусмотренных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации: информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Законом N 210-ФЗ.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме также подтверждается платежным поручением с отметкой банка или территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Уплата государственной пошлины за предоставление государственной услуги может быть осуществлена с использованием единого портала, официального сайта (пункт 95 Административного регламента).

Предоставление информации об уплате государственной пошлины за предоставление государственной услуги осуществляется с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в орган регистрации прав в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, посредством единого портала или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (пункт 145 Административного регламента).

В соответствии с утвержденным Приказом Минэкономразвития России

от 15.03.2016 N 127 Порядком и способом уведомления органом регистрации прав заявителя о приеме заявления…, уведомление о приеме заявления и прилагаемых к нему документов (далее - Уведомление) направляется органом регистрации прав по адресу электронной почты, указанному в заявлении, в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте (пункт 2 Порядка).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутотентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в единой системе идентификации и аутентификации (далее - участники информационного взаимодействия) к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах, в следующих целях: предоставление государственных и муниципальных услуг.

На основании ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает: возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами.

На основании ст. 21.3 указанного Закона государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из приведенных положений законодательства и материалов дела следует, что заявления ФИО1 о государственной регистрации были представлены в орган регистрации прав в форме электронных документов посредством официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

В связи с этим уведомления о приеме документов и необходимости уплаты госпошлины ФИО1 были направлены на электронную почту в установленном порядке Порталом государственных услуг Росреестра. По указанным обстоятельствам, ФИО1 также был определен размер госпошлины с учетом коэффициента 0,7, что соответствует п.4 ст. 333.35 НК РФ, которая должна быть оплачена с использованием Единого портала государственных услуг.

Однако, ФИО1 госпошлина была оплачена в ином порядке - безналичным переводом через АО «Тинькофф банк» в размере 1 400 рублей за каждое регистрационное действие.

Таким образом, поскольку госпошлина не была оплачена через единый Портал государственных услуг, информация об оплате госпошлины не поступила в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Потому действия Росреестра по возврату заявлений о государственной регистрации прав основаны на законе.

Доводы апеллянта об обратном основаны на неверном понимании им норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, и верные выводы суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска, они не опровергают.

Утверждения апеллянта о том, что заявление им было подано не через портал государственных услуг, а через официальный сайт Росреестра, не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий по указанным выше основаниям. Кроме того, исходя из позиции апеллянта, госпошлина подлежала оплате истцом в размере 2000 рублей за каждое регистрационное действие, то есть без учета коэффициента 0,7. В таком размере госпошлина истцом не оплачивалась.

Ненаправление запроса в Федеральное казначейство о поступлении на его счета денежных средств в счет уплаты пошлины истцом согласно квитанциям АО «Тинькофф банк» не влечет отмену судебного акта, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения дела. Факт поступления денежных средств на счет казначейства по представленным квитанциям с назначением платежа – оплата госпошлины не свидетельствует о том, что сведения об оплате госпошлины поступили в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Оплата госпошлины через Портал государственных услуг прямо предусмотрена Налоговым Кодексом РФ, потому ссылки истца на то, что ни портал госуслуг, ни ведомственные официальные сайты, в том числе сайт Росреестра, не являются субъектами национальной платежной системы и не могут производить операции с денежными средствами, подлежат отклонению. Вопреки доводам подателя жалобы, при оплате им госпошлины не через Портал государственных услуг, положения ч.4 ст. 333.35 НК РФ к нему применению не подлежат.

Оспариваемыми действиями права и законные интересы административного истца не нарушены. Он не лишен права в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ, вернуть оплаченную госпошлину.

В административном иске истец указывает на нарушение его прав, предусмотренных пунктами 1 и 2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ, однако требований, связанных с предоставлением истцу, как заявителю государственной услуги, неполной и недостоверной информации, в иске не заявлено. О нарушении других прав истцом не указано.

Таким образом, предусмотренная ч.2 ст. 227 КАС РФ совокупность условий для удовлетворения требований административного иска отсутствует.

Доводы подателя жалобы, сводящиеся к тому, что суд не устранил нарушение прав административного истца не могут быть приняты, поскольку оспариваемые действия закону не противоречат, прав истца не нарушают.

Кроме того, поскольку Росреестром по существу проверка заявлений и приложенных к нему документов не осуществлялась, оснований для возложения на ответчика обязанности зарегистрировать права аренды и внести сведения о таких правах в ЕГРН, о чем просит истец в иске, не имеется.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Новосибирска от 03 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи