ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2090/19 от 19.02.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №2а-2090/2019; № 33а-688/2020 судья Иванов Д.А. 2020 год

УИД 69RS0036-01-2019-002835-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Яшиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Заволжского районного суда г. Твери от 05 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 05 августа 2019 года об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось).

В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Заволжский районный суд г. Твери с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным и отмене решения от 07 августа 2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и возложении обязанности предоставить государственную услугу по получению разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лося) на основании заявления от 01 августа 2019 года и представленных документов.

В обоснование административного иска указал, что посредством личного кабинета на портале государственных услуг обратился с заявлением на предоставление ему услуги - получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лося) в общедоступных охотничьих угодьях в Тверской области с указанием района. К заявлению были приложены все необходимые для его подачи документы. Заявление было подано 01 августа 2019 года в 08 час. 32 мин. 14 сек., что зафиксировано в личном кабинете на портале госуслуг в разделе «история подачи заявления». Согласно ответу Министерства данное заявление было зарегистрировано в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области 02 августа 2019 года в 17 час. 55 мин. 46 сек. Заявлению был присвоен номер 15540, что также отображено в его личном кабинете.

Административный ответчик 07 августа 2019 года отказал ему в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что в случае выдачи ему разрешения на добычу лося будут превышены установленные квоты добычи. Таким образом, квоты на предоставление государственной услуги уже закончились.

Считает указанное решение незаконным, принятым с нарушением Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204, согласно п. 33 которого запрос заявителя, представленный в уполномоченный орган, подлежит обязательной регистрации в день поступления, нарушение указанного положения не допускается.

Ему известно, что у других заявителей, подавших заявления через портал госуслуг 31 июля 2019 года в 13 час. 15 мин. и 17 час. 25 мин. основания для отказа в предоставлении государственной услуги были аналогичными, в связи с чем полагает, что по состоянию на 31 июля 2019 года все лимиты на предоставление услуги уже были исчерпаны. Постановление Губернатора Тверской области от 30 июля 2019 года № 57-пг «Об утверждении лимита добычи лося, благородного оленя, косулей, рыси на территории Тверской области на период с 1 августа 2019 года до 1 августа 2020 года» было опубликовано 01 августа 2019 года и квоты должны были выделяться не ранее этой даты.

Полагает, что административным ответчиком были нарушены положения пунктов 28 и 33 Административного регламента, а все лимиты на добычу охотничьих ресурсов выданы в период с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. 31 июля 2019 года, поскольку лицам, подавшим заявления до 12 час. 31 июля 2019 года было отказано по причине отсутствия лимитов, а лицам, обратившимся после 13 час. 31 июля 2019 года было отказано по причине исчерпания лимитов. Максимальное число обработанных заявлений приходится на этот период и превышает 400 значений.

В ходе рассмотрения дела административный истец и его представитель уточнили административные исковые требования, просили признать незаконным и отменить решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 05 августа 2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лося), обязать административного ответчика предоставить государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лося) согласно заявлению от 01 августа 2019 года, признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не направлении на электронную почту административного истца письма об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в регистрации и рассмотрении заявления ФИО1 01 августа 2019 года без учета времени получения данного заявления через Единый портал госуслуг, что повлекло более раннюю регистрацию и рассмотрение заявлений иных лиц, фактически поступивших в Министерство позднее заявления ФИО1

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании поддержал возражал против административного искового заявления.

Заинтересованное лицо - заместитель Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 в судебное заседание не явился, письменным ходатайством просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что полагает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда в части признания незаконным и отмене решения Министерства от 05 августа 2019 года, указывая, что на момент рассмотрения заявления гражданина ФИО1, которое осуществлялось в порядке очередности поступления заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов на заявленные районы были исчерпаны, что подтверждается сравнительным анализом номеров регистрации заявлений иных лиц, по результатам рассмотрения документов которых уполномоченным должностным лицо было оформлено разрешение на добычу охотничьих ресурсов.

Министерством были представлены суду необходимые документы, допрошен специалист министерства ФИО5 который дал пояснения, согласующиеся с представленными документами.

Вместе с тем суд в нарушение требований статей 68, 180 КАС РФ в решении не привел доводы, в соответствии с которыми отверг представленные Министерством доказательства и свидетельские показания ФИО5

В основу принятого решения судом положена информация, содержащаяся в письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 20 ноября 2019 года, из которого следует, что заявление было зарегистрировано 02 августа 2019 года, а рассмотрено 07 августа 2019 года. При этом содержание ответа от 01 ноября 2019 года № П13-2-03-189-26492 (л.д. 121-122) не соответствует обстоятельствам, изложенным в судебном решении и предыдущему ответу на запрос от 01 ноября 2019 года как относительно даты и времени и регистрации заявления, так и присвоенного заявлению номера. Оценку данным противоречиям судом дана не была.

При этом суд принимает во внимание показания свидетеля ФИО5, из которых усматривается, что распечатать заявление, поступившее через Единый портал, допустимо лишь после регистрации заявления, и показания свидетеля ФИО6, из которых усматривается, что прием заявлений на выдачу разрешений на добычу лося от граждан лично начался 01 августа 2019 года.

В этой связи следует также отметить, что поступление сведений на Единый портал государственных услуг хронологически не связаны с фактическими действиями по регистрации и рассмотрению заявлений, которые осуществляются в соответствии с регламентом и инструкцией по делопроизводству. Кроме того, отсутствует нормативное обоснование обязанности незамедлительно размещать сведения о принятии рассмотрении заявления и направлении ответа на Едином портале государственных услуг. При этом Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в своем ответе указало, что отсутствуют сведения о времени ХМL запроса и ответа.

Таким образом, информация, содержащаяся в указанном письме, не содержит сведений о фактических действиях ведомства по рассмотрению заявления, а лишь о действиях пользователя личного кабинету, которые хронологически не связаны с рассмотрением заявления.

С учетом имеющихся противоречий в представленных письмах указанных доводов, полагают, что к информации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ следует относиться критически, данное доказательство не соответствует требованиям относимости и допустимости.

Суд пришел к выводу, что срок, указанный в пункте 32 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотник ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территории федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями; иными органами государственной власти, организациями при предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204 (далее Регламент), при принятии Министерством заявления ФИО1 соблюден не был.

При этом судом не учтено, что пункт 32 Регламента устанавливает максимальный срок ожидания (пятнадцать минут) именно при нахождении заявителя в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги.

Выводы суда не основаны на фактических обстоятельствах и исследованных доказательствах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Проверив доводы административного истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований.

Правильность итогового вывода суда доводами апелляционной жалобы не опровергается.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 декабря 2017г. №646 утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угольях, согласно которым разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий. В целях снижения коррупционных рисков при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов целесообразно создавать комиссии по их распределению.

В соответствии со статьёй 7 Закона Тверской области «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области» распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Тверской области (далее - распределение разрешений), производится уполномоченным Правительством Тверской области исполнительным органом государственной власти в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган).

Распределение разрешений осуществляется в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не установлен лимит их добычи, норм пропускной способности охотничьих угодий.

Распределение разрешений осуществляется в порядке очередности поступления заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов. При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, поданных несколькими физическими лицами одновременно или поступивших по почте в один день, их очередность определяется по времени поступления заявления.

Уполномоченным органом на распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях на территории Тверской области является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (п. 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области).

Статья 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 1 статье 12 данного закона предоставление таких услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Требованиями к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016г. №236) определено, что предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти объектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Данным Регламентом установлены сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно пункту 18 Административного регламента предоставления органами государственной власти объектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов общий срок предоставления государственной услуги составляет: один рабочий день при личном представлении заявителем в уполномоченный орган заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (далее - заявление) и документов, необходимых для оказания государственной услуги (в отсутствии необходимости запроса документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия); пять рабочих дней при получении уполномоченным органом по почте, электронной почте, через Единый портал заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; семь рабочих дней при необходимости запроса документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 22 Регламента.

Для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов заявитель в соответствии с Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. №379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц», представляет заявление (п. 20 Регламента).

Заявление в электронной форме оформляется в соответствии с пунктом 20 Регламента (п. 21 Регламента).

Запрос заявителя, представленный в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением или в электронной форме через официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или Единый портал, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг подлежит обязательной регистрации в день поступления (п. 33 Регламента).

В соответствии с п. 39 Регламента показателями доступности и качества государственной услуги являются, в том числе возможность направления заявителем письменного заявления или заявления в электронной форме о предоставлении государственной услуги; получение заявителем государственной услуги своевременно, в полном объеме и в любой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации; наличие необходимого и достаточного количества специалистов, а также помещений, в которых осуществляется прием документов от заявителей (их уполномоченных представителей), в целях соблюдения установленных Регламентом сроков предоставления государственной услуги.

Заявление, направленное в электронном виде через Единый портал и официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера).

После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа (п. 44).

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов при наличии оснований, предусмотренных пунктом 28 Регламента (п. 47).

Юридическим фактом - основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение уполномоченным органом заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Заявители имеют право представить заявление и документы лично, направить заявление и документы по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или направить в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при заполнении заявления на Едином портале или на официальном сайте уполномоченного органа, а также с использованием многофункциональных центров (пункты 49, 50).

Из материалов дела усматривается, что постановлением Губернатора Тверской области от 30 июля 2019 года № 57-пг утверждены лимиты добычи лося, благородного оленя, косулей, рыси на территории Тверской области с 1 августа 2019 года до 1 августа 2020 года, а также распределены квоты добычи, в том числе лося в общедоступных охотничьих угодьях. Постановление опубликовано 1 августа 2019 года. 1 августа 2019 года административный ответчик начал приём заявлений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Судом первой инстанции установлено, что 01 августа 2019 года в 08 час. 37 мин. 14 сек. административный истец посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением на получение разрешения на добычу лося в Старицком и Калининском районах Тверской области в период с 01 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Согласно сведениям личного кабинета ФИО1 на Едином портале указанное заявление было зарегистрировано Министерством 02 августа 2019 года в 17 час. 55 мин. 46 сек. под номером 15540; 07 августа 2019 года в 13 час. 41 мин. 43 сек. в предоставлении государственной услуги Министерством было отказано с комментарием: в случае выдачи Вам разрешения на добычу лося будут превышены установленные квоты добычи.

Из копии заявления ФИО1 от 01 августа 2019 года, представленной административным ответчиком, усматривается, что на указанном заявлении на получение разрешения на добычу лося в Старицком и Калининском районах Тверской области в период с 01 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года проставлен входящий штамп «вход. № 15540, 01 августа 2019 года».

Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, датированным 05 августа 2019 года № 9567-04, ФИО1 отказано в предоставлении испрашиваемой им государственной услуги по той причине, что в случае выдачи ему разрешения на добычу лося на территории общедоступных охотничьих угодий Калининского или Старицкого районов Тверской области будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов.

Согласно письму являющегося оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 20 ноября 2019 года, установлено, что 01 августа 2019 года в 08 час. 36 мин. ФИО1 направил заявление на получение услуги «выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ» № 568721674, которое в тот же день в 08 час. 37 мин. перешло в статус «заявление в очереди на отправку». Заявление было принято Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в работу 02 августа 2019 года в 17 час. 56 мин. и в тот же момент зарегистрировано в информационной системе Министерства под номером 15540. 07 августа 2019 года в 13 с. 41 мин. статус заявления был изменен Министерством на «отказано в предоставлении услуги» с комментарием: «в случае выдачи Вам разрешения на добычу лося будут превышены установленные квоты добычи». Согласно имеющейся информации статус «заявление зарегистрировано» направлен сотрудниками Министерства через сервис для смены статусов по заявлениям: «универсальный вид сведений для приема событий электронного заявления на портале государственных услуг (функций) в продуктивной среде».

Не доверять ответу незаинтересованного лица государственного органа – Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ у суда первой инстанции оснований не имелось.

Ссылки в апелляционной жалобе на письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 01 ноября 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку ответ касался иного обращения ФИО1, направленного им административному ответчику 31 июля 2019 года и зарегистрированного последним за № 14958.

Судом при вынесении решения были учтены показания свидетеля ФИО5 о том, что поступившие через Единый портал госуслуг заявления он распечатывает два раза в день: перед обедом около 12 часов и в конце рабочего дня около 16 часов, при этом распечатать такое заявление возможно лишь после регистрации им данного заявления, а также показания свидетеля ФИО6, согласно которым приём заявлений на выдачу разрешений на добычу лося от граждан начался 01 августа 2019 года в 11 часов 30 минут.

В соответствии с пунктом 32 Административного регламента максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - пятнадцать минут.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку данный пункт не содержит в себе изъятий или исключений относительно порядка подачи заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, то он распространяется и на заявления, направленные в электронном виде через Единый портал.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, в противном случае лица, подающие заявление лично, будут иметь преимущества по времени регистрации и, соответственно, рассмотрения их заявлений, а регистрация заявлений граждан, поступивших через Единый портал госуслуг, время этой регистрации ставится в зависимость от усмотрения должностного лица, его занятости или иных причин, что не может быть признано допустимым.

Также судом были установлены нарушения положений пунктов 67-69 Административного регламента: без учёта административной процедуры к копии заявления ФИО1 приложен бланк резолюции Министра природных ресурсов и экологии Тверской области в адрес заместителя Министра о рассмотрении заявления и письменно указано принятое по нему решение.

Проанализировав положения приведённых норм права, а также оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерством нарушены положения Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на действующем законодательстве, являются достаточно мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтверждаются представленными доказательствами.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку в результате несоблюдения административным ответчиком административных процедур, установленных вышеуказанными нормами законодательства, были нарушены порядок и сроки рассмотрения заявления административного истца о выдаче разрешения на добычу лося, а также принцип распределения разрешений в порядке очередности поступления заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, определённый в статье 7 Закона Тверской области «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области», что привело к нарушению прав административного истца на получение государственной услуги в соответствии с требованиями закона и Административного регламента.

Оснований для отмены решения суда в оспариваемой части не установлено.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного истца участниками процесса не обжалуется, предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Заволжского районного суда г. Твери от 05 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: