ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2100/2021 от 17.11.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Кравченко Е.Ю. Дело № 33а-13491/2021

(дело №2а-2100/2021)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 17 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей Есыревой Е.В. и Сильновой Н.Г.

при секретаре судебного заседания – Мельниковой К.И.

при участии адвоката ФИО1 ФИО13., представляющего интересы ФИО2 ФИО14., ФИО2 ФИО15

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Самарцевой В.В. в порядке апелляционного производства административное дело

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2 ФИО16. – ФИО1 ФИО17

на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО18, ФИО2 ФИО19 к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным постановления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 703 от 01.04.2021 г. об отказе в признании садового дома по адресу: [адрес], возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о признании садового дома с [адрес], - в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу,

установила:

Административные истцы ФИО2 ФИО20 и ФИО2 ФИО21 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным постановления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 703 от 01.04.2021 г. об отказе в признании садового дома по адресу: [адрес], возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о признании садового дома с [адрес], - в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу.

С учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ, в обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 21.01.2021 они обратились к ответчику с заявлением о признании садового дома, расположенного по адресу: [адрес]. Данный дом является единственным местом для проживания административных истцов. Ответчику были предоставлены следующие документы: заявление о признании садового дома жилым домом, выписка из ЕГРН на садовый дом и земельный участок, заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным ч.2 ст.5, ст.ст. 7, 8 и 10 ФЗ «Технический регламент о безопасности здания и сооружений», выданное юридическим лицом, которое является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, доверенность на имя представителя.

01.04.2021 постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 703 заявителю было отказано в признании садового дома по указанному выше адресу, жилым домом, в соответствии с подп. «д» п. 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения.

С постановлением администрации М-ны не согласны, поскольку оно не основано на нормах действующего законодательства. Все необходимые в силу закона документы, были представлены ими ответчику. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом содержится в п. 61 указанного выше Постановления № 47. В частности, к ним относится: д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения. Однако, в соответствии с Выпиской из ЕГРН, дом заявителя расположен на земельном участке с КН 52:26:0020033:61 и имеет вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства и расположен в территориальной зоне Ж-4 - зона садоводческих товариществ.

В обоснование своих требований административные истцы ссылались на положения ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 35, ст. 37 ГрК РФ, ФЗ от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ, ст. 15 и ст. 16 ЖК РФ, и указывают, что земельный участок, принадлежащий заявителю, относится к категории земель с видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» и расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона садоводческих товариществ). Согласно Правилам землепользования и застройки с.п. «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», основным видом разрешенного использования является ведение дачного хозяйства с размещением жилого дачного дома, осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных или иных культур, размещение хозяйственных строений и сооружений. Из положений ч. 7 ст. 514 Федерального закона №217-ФЗ следует, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Садовым земельным участком в силу положений п. 1 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, на земельных участках с видом разрешенного использования – ведение садоводства, разрешается осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей (п.13.2). Пунктом 2.1 Классификатора указаны следующие описания: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекта недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. Также согласно заключению по обследованию технического состояния объекта, предоставленного административному ответчику, указанный выше принадлежащий истцу жилой дом, расположенный на указанном выше земельном участке, отвечает требованиям строительных норм и правил, а также требованиям части 2 статьи 5, статьям 7,8, и 10 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, и пригоден для круглогодичного проживания.

На основании изложенного административные истца считают, что Правила землепользования и застройки с.п. Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области допускают строительство жилого дома на земельном участке. Также указывают на то, что данными Правилами предусмотрено не только строительство жилого дома, но и строительство садового дома, не являющегося жилым. Также вид разрешенного использования строительство дачного жилого дома в соответствии с ПЗЗ предусматривает проживание в данных домах. В связи с чем, ПЗЗ предусматривает возможность проживания в жилом доме, размещенном на земельном участке истца, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Данный жилой дом является местом для постоянного проживания истца.

Согласно ст. 38 Правил землепользования и застройки с.п. «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» определен состав жилых зон, включающая территории, в том числе и зону Ж-4, в которой расположен земельный участок истца. Согласно карте градостроительного зонирования территории земельный участок истца расположен в жилой зоне. В силу закона в состав жилых зон включаются зоны застройки различными жилыми домами, что не исключает размещения жилого дома на земельном участке истца. Постановление правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом запретов на расположение жилых домов на садовых (дачных) земельных участках данное Постановление не содержит. Кроме того, в зоне Ж-4 зарегистрированы в установленном законом порядке в 2019-2020 г.г. объекты недвижимого имущества с назначением жилой дом с кадастровыми номерами, приведенными в иске.

Административные истцы, с учетом измененных требований, в порядке ст.46 КАС РФ, просили суд признать незаконным постановление администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 703 от 01.04.2021 г. об отказе в признании садового дома по адресу: [адрес], возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия решения о признании садового дома с [адрес], - в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 ФИО22, ФИО2 ФИО23 к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным постановления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 703 от 01.04.2021 г. об отказе в признании садового дома по адресу: [адрес], возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о признании садового дома с [адрес], жилым домом, - в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу - отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 ФИО24 – ФИО1 ФИО25. просит об отмене решения Кстовского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2021 года, указывая на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании судебной коллегии представитель М-ных – адвокат ФИО1 ФИО26. поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении требований административных истцов.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, рассмотрев заявление, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может по следующим мотивам и основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований и целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Статьей 77 Земельного кодекса установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее - Закона N217-ФЗ) правообладатель садового земельного участка также имеет право размещения садовых домов, жилых домов на таких земельных участках.

Положениями ч.2 ст.54 ЗаконаN 217-ФЗ предусмотрено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

В соответствии с частью 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения указанной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Действовавшее до 01 января 2019 года законодательство подразделяло земельные участки, в том числе на садовые и дачные земельные участки, на которых было возможно осуществлять возведение жилых строений (статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона N 217-ФЗ правообладатель садового земельного участка также имеет право размещения садовых домов, жилых домов на таких земельных участках.

В соответствии с ч.2 ст. 23 Закона №217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаются органами местного самоуправления в правилах землепользования и застройки (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрирован в Минюсте России 8 сентября 2014 г., регистрационный N 33995) признан утратившим силу Приказом Минэкономразвития России от 12.02.2021 №68 "О признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, от 30 сентября 2015 г. N 709, от 6 октября 2017 г. N 547, от 4 февраля 2019 г. N 44 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования правового регулирования в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. N 418".

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 16.09.2021) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Как следует из указанного Классификатора, при описании вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» указано размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек (код 2.1)

При описании вида разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства» указано осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд (код 13.2).

Таким образом, Классификатор содержит описание видов разрешенного использования земельных участков.

Между тем, вопрос о размещении жилого дома на садовом участке регулируется нормами федеральных законов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 23 Закона №217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, то есть в порядке, определенном разделом VI Положения.

Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом определяется главой VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение).

Пунктом 55 Положения установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом – садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

В силу пункта 56 Положения для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг:

а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (пункт 56 Положения).

В соответствии с пунктом 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях: непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 Положения (подпункт "а" пункта 61); поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем (подпункт "б" пункта 61); поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа (подпункт "в" пункта 61); непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц (подпункт "г" пункта 61); размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения (подпункт "д" пункта 61); использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом) (подпункт "е" пункта 61).

Из материалов настоящего дела следует и судом первой инстанции установлено, что строение 13, принадлежащее истцам на праве общей совместной собственности, расположенное по [адрес], площадью 132,4 кв.м., является нежилым зданием, садовым домом с кадастровым номером [номер].

Садовый дом истцов расположен на земельном участке площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером [номер], статус - учтенный, разрешенное использование - для дачного строительства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, который также принадлежит истцам на праве общей совместной собственности.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является то, что садовый дом истцов расположен на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – дачное хозяйство, для ведения дачного хозяйства (л.д.24).

Садовый дом М-ных расположен в территориальной зоне Ж-4 – зона садоводческих товариществ, градостроительные регламенты которой установлены статьей 38 Правил землепользования и застройки сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденных Решением сельского Совета Ройкинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 18.11.2013 г. №145 (утв. Приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28.03.2018 г. № 07-01-06/21).

Согласно заключению №415 от 26.12.2020, выполненному ООО «Виза-С», нежилое здание дачного дома, расположенное по адресу: [адрес] по функциональному назначению, фактическому использованию и согласно конструктивной характеристике, относится к категории: «дом жилой одноквартирный отдельностоящий» по СП 55.13330.2016. «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные» и пригодно для эксплуатации в качестве жилого помещения.

Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23.03.2021 года в соответствии с генеральным планом сельского поселения «Ройкинский сельсовет», утвержденным решением сельского Совета Ройкинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 18.10.2013 №152 (с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2020 г. №1025), земельный участок, принадлежащий ФИО2 расположен в функциональной зоне «Садоводческие объединения».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», утвержденным Решением Сельского Совета Ройкинского сельсовета Кствоского района Нижегородской области от 26.09.2017 г. № 26 (в редакции приказа Департамента градостроительного развития Нижегородской области от 17.01.2020 г. №07-01-06/05) (далее –ПЗЗ), земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 – зона садоводческих товариществ.

Для территориальной зоны Ж-4 установлен градостроительный регламент, которым определен правовой режим использования территорий.

Кроме того, земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – в границах III зоны округа (зоне наблюдения), совпадающей с границами округа санитарной охраны курорта «Зеленый город», утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 21.12.1990 № 592.

Это обстоятельство административными истцами не оспаривается.

В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в границах округа санитарной охраны курорта Зеленый город действуют ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

01.04.2021 постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 703 заявителям было отказано в признании садового дома по указанному выше адресу, жилым домом, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения.

Сведений о том, что Правила землепользования и застройки сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденные Решением сельского Совета Ройкинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 18.11.2013 г. №145 (утв. Приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28.03.2018 г. № 07-01-06/21) оспорены в суде или в них внесены изменения, в материалах дела не имеется.

Оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку действия административных ответчиков соответствуют действующему законодательству, регулирующих спорные правоотношения, права и законные интересы административного истца не нарушают.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил и истолковал нормы права, приведенные выше.

Так же городской суд правильно учел и то, что согласно требованиям п. 62 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 Положения.

Таким образом, в соответствии с п. «д» п. 61 Положения, решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае, в том числе, размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Порядок установления видов разрешенного использования земельного участка определен Градостроительным кодексом РФ, согласно которому виды разрешенного использования указываются в градостроительном регламенте, являющемся одной из составляющих Правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 6 ст. 30 ГрК РФ).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 30 ГРК РФ).

В ч. 2,3 ст. 37 ГрК РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника (пользователя) земельного участка по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции, размещения находящихся на таком земельном участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента, а конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством Правилами землепользования и застройки.

Согласно частям 2 и 3 ст. 23 Закона № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Правила землепользования и застройки, как уже было изложено выше, являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органом местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» утверждены решением сельского Совета Ройкинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 18.10.2013 г. № 145.

В соответствии со ст. 8.2 ГрК РФ, ст. 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. № 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» 28.03.2018 г. был издан приказ Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций нижегородской области № 07-01-06/21 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденные решением сельского Совета Ройкинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 18.10.2013 г. № 145.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Правил землепользования и застройки, Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, также должностными лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность на территории сельского поселения Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области.

Земельный участок административных истцов расположен в территориальной зоне Ж-4 – зона садоводческих товариществ.

Для данной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки установлен градостроительный регламент, согласно которому такой вид разрешенного использования как «ведение дачного хозяйства» предусматривает размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей), осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, размещение хозяйственных строений и сооружений.

Таким образом, из градостроительного регламента не следует, что на земельном участке с разрешенным видом использование – ведение дачного хозяйства, предусмотрена возможность строительства индивидуального жилого дома.

При этом доводы административных истцов о том, что разрешение на размещение жилого дачного дома равнозначно разрешению на размещение жилого дома, основано на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, согласно строительному регламенту:

- жилой дачный дом не предназначен для раздела на квартиры, пригодный для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей;

-индивидуальный жилой дом – дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей.

Соответственно, ключевым различием является возможность постоянного проживания.

Следовательно, жилой дачный дом, не предусмотренный для постоянного проживания, не является индивидуальным жилым домом.

Таким образом, применительно к спорным правоотношениям в рамках настоящего дела и учетом Правил землепользования, наличие такого вида разрешенного использования земельного участка как ведение дачного хозяйства с размещением жилого дачного дома не свидетельствует о возможности размещения на нем жилого дома.

Судом первой инстанции установлено, что в данном случае земельный участок заявителей площадью 1000 кв.м. с КН [номер], расположенный по [адрес], находится в территориальной зоне Ж-4 – зона садоводческих товариществ, вид разрешенного использования земельного участка не изменен. Градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-4 установлены статьей 28 Правил землепользования и застройки сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области».

Индивидуальной жилищное строительство не входит в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка в данной территориальной зоне.

При таких обстоятельствах, нарушение прав административных истцов путем издания постановления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 01.04.2021 № 704 об отказе в признании садового дома жилым домом, не допущено.

Доводы административных истцов, основанные на п.2.1 и п. 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 г. № П/0412) не могут быть приняты судом о внимание, поскольку в силу ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Правила землепользования и застройки сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» утверждены решением сельского Совета Ройкинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 18.10.2013 г. № 145, утверждены в 2013 году, то есть до утверждения Классификатора, на который ссылается представитель административных истцов.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что виды разрешенного использования земельного участка административных истцов установлены в соответствии с нормами действующего законодательства, закреплены в Правилах землепользования и застройки, обязательных для применения как администрацией Кстовского муниципального района, так и административным истцом, и не предусматривают размещения жилого дома.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Разрешая спор, городской суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют доводы административного иска и не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, основаны на неправильном понимании норм права, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 303, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО2 ФИО27 – ФИО1 ФИО28. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать состоявшиеся по делу судебные акты в течение шести месяцев со дня принятия настоящего определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 ноября 2021 года

Председательствующий:

Судьи: