Судья 1 инстанции: ФИО2
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-2103/2020 Дело №33а-30/2021
(33а-10667/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 февраля 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, председателю Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО8, консультанту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения,
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным и отменить решения государственного регистратора об изменении сведений в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным видом использования «малоэтажная жилая застройка» на вид использования «объект гаражного назначения»; обязать государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым восстановить сведения в ЕГРН о земельном участке с указанием разрешенного вида земельного участка «малоэтажная жилая застройка»; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за ФИО2 право собственности на малоэтажный жилой дом по <адрес>
<адрес> с кадастровым номером № и выдать истцу свидетельство о праве собственности на данный жилой дом.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования «строительство и обслуживание индивидуального гаража», расположенный по адресу: <адрес> на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. В <данные изъяты> году ФИО2 построил на указанном участке жилой дом.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером № с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка».
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом поставлен на кадастровый учет с номером №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление о приостановлении регистрационных действий со ссылкой на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка. По мнению истца, орган регистрации незаконно изменил вид принадлежащего ему земельного участка с «малоэтажная жилая застройка» на «объект гаражного назначения», что повлекло приостановление регистрации его права собственности на жилой дом. По мнению истца, орган регистрации незаконно изменил вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с «малоэтажная жилая застройка» на «объект гаражного назначения», лишив его возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом в упрощенном порядке, в связи с чем он обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен консультант Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, административный истец <данные изъяты> П.Ю. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, рассмотреть административное исковое заявление по нормам суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на то, что судом первой инстанции не установлено каким должностным лицом и на основании чего было принято решение о внесении изменений в ЕГРН, а также не истребованы документы, о которых истец ходатайствовал в заявлении об увеличении исковых требований.
Кроме того, <данные изъяты>.Ю. в своей апелляционной жалобе указывает, что малоэтажная жилая застройка на дату вынесения решения Массандровского поселкового совета и исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответствовала пункту 2.1 классификатора, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, изменения в указанный пункт не вносились. В соответствии с приказом Министерства экономики Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков, вид разрешенного использования «объект гаражного назначения» - отсутствует. Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта регламент для вида разрешенного использования «объект гаражного назначения» не предусмотрен. Также судом первой инстанции не учтено, что малоэтажная жилая застройка предусматривает, в том числе строительство индивидуального жилого дома не выше трех надземных этажей.
В судебном заседании административный истец ФИО3 просил апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, <данные изъяты> П.Ю. передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с целевым назначением «строительство и обслуживание индивидуального гаража», расположенный по адресу: <адрес>, на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии КМ №.
Решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 разрешено проведение проектно-изыскательских работ по строительству гаража надстройкой.
В <данные изъяты> году по заказу ФИО2 ЧП «ФИО10» разработало проект строительства двух индивидуальных гаражей с надстройками <адрес>.
В <данные изъяты> году административный истец построил на земельном трехэтажный жилой дом, что следует из содержания его уточненного иска.
ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий истцу земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером №, как ранее учтенный объект недвижимости. Вид разрешенного использования земельного участка определен как «малоэтажная жилая застройка», в соответствии с Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (в первоначальной редакции).
ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на указанном земельном участке под кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером № в упрощенном порядке.
Уведомлением органа регистрации от ДД.ММ.ГГГГ осуществление регистрации права было приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ. В качестве фактического основания приостановления указано, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка», тогда как пункт 2 статьи 8.1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предусматривает регистрацию в упрощенном порядке права собственности на объекты строительства, расположенные на земельных участках с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», «Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)», «Ведение садоводства (код 13.2)». Также указано, что земельный участок с кадастровым номером №, согласно государственному акта о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии КМ №, имеет вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания индивидуального гаража».
В этот же день начальником Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направлена служебная записка в адрес председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о выявленном несоответствие вида разрешенного использования, предусмотренного правоустанавливающим документом на земельный участок с кадастровым номером №, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Оспариваемым решением консультанта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ вид разрешенного использования земельного участка приведен в соответствие с правоустанавливающим документом, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования «объекты гаражного назначения».
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемым решением консультанта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вид разрешенного использования земельного участка истца приведен в соответствие с правоустанавливающим документом, путем внесения в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка «Объекты гаражного назначения». Данное решение не является решением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, оно лишь уточняет вид разрешенного использования, установленный правоустанавливающим документом на земельный участок. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка ФИО2 первоначально внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии КМ №, в котором указано целевое назначение земельного участка «строительство и обслуживание индивидуального гаража».
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№-р, переданы уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована на момент возникновения спорных правоотношений нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Порядок и основания проведения кадастрового учета, регистрации прав на объекты недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального Закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункта 2 названной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Положением статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ определено, что орган регистрации прав вправе проверять сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о государственной регистрации недвижимости оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.
В соответствии с частью 2 статьи 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц. В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона №218-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах такой территории, не допускается. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ – ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №38-ЗРК) разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 8 Федерального №218-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым. В срок до 1 января 2019 года исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, включает в соответствующие разделы ЕГРН сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом: внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков; открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Закона (статья 9 Закона №-ЗРК).
Согласно пункта 3 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определении вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378 (далее – Положение), установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами. Изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов. До принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», с учетом требований Закона Республики Крым № 38-ЗРК и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (далее – Таблица) (пункты 4-6 Положения в ред. от 15 октября 2014 года).
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 года с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.
Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при регистрации прав на недвижимое имущество на основании документов, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» или при переносе сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года №301. Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, осуществляется органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6-10 настоящего Положения - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка (пункты 10, 11 Положения).
В силу пункта 14 Положения Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществляет внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования или о категории земель, к которой отнесен земельный участок: при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, в отношении которых приняты документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, а также образованных из земельных участков, в отношении которых установлено разрешенное использование или категория земель; при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках в порядке переноса сведений (постановление о переносе), если в отношении земельного участка установлено разрешенное использование или категория земель; при внесении в государственный кадастр недвижимости изменений вида разрешенного использования земельного участка в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения; при обращении заинтересованного лица за учетом изменений земельного участка на основании акта Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым или органа местного самоуправления соответствующего сельского, городского поселения, городского округа об отнесении к определенной категории земель; в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости на основании актов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и органов местного самоуправления соответствующих сельских, городских поселений, городских округов об отнесении к определенной категории земель.
Судом первой инстанции верно указано, что действующее законодательство разграничивает процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка и процедуру соотнесения видов разрешенного использования земельных участков с классификатором (Таблицей, утвержденной Положением № 378). При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору сам вид его разрешенного использования не меняется. Уполномоченный орган только дополнительно подтверждает прежний вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренный в классификаторе, путем приведения его в соответствие с классификатором.
Как следует из материалов дела, сведения о виде разрешенного использования земельного участка административного истца первоначально внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного акта о праве собственности, в котором указано целевое назначение земельного участка «строительство и обслуживание индивидуального гаража».
В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденной Положением (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, далее – Таблица), виду функционального использования земельных участков «для строительства индивидуальных гаражей» соответствует вид разрешенного использования земельного участка «малоэтажная жилая застройка» (код 2.1), что и было внесено в ЕГРН.
Согласно Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (по состоянию на дату вынесения решения об исправлении ошибок в кадастровом свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ) виду функционального использования земельных участков «для строительства индивидуальных гаражей» соответствует вид разрешенного использования земельного участка «объекты гаражного назначения» (код 2.7.1).
Как верно указал суд первой инстанции, оспариваемым решением консультанта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 вид разрешенного использования земельного участка истца приведен в соответствие с правоустанавливающим документом, путем внесения в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка. Указанное решение не является решением об изменении вида разрешенного использования, а только лишь уточняет вид разрешенного использования, установленный правоустанавливающим документом.
Довод административного истца относительно того, что в соответствии с приказом Министерства экономики Российской Федерации №540 от 1 сентября 2014 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее – Классификатор), вид разрешенного использования «объект гаражного назначения» - отсутствует, отклоняется в силу следующего.
Пунктом 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусмотрено, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
В данном случае, приведение в соответствие вида разрешенного использования ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378, не может являться препятствием в реализации собственником его прав на земельный участок и на использование земельного участка в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством. В таких случаях правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта уполномоченного органа и этот вид подлежит отражению в сведениях ЕГРН.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, заявителем не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья: А.А. Тимофеева
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко