КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-34179/2020 (№ 2а-2110/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.
судей Леганова А.В., Булата А.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при ведении протокола секретарем с/з Курской Ю.Д.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи Краснодарского края к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании незаконными действий (бездействия) при осуществлении контрольных полномочий в сфере торговой деятельности по апелляционным жалобам представителя администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности ФИО1, ФИО2 на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании незаконными действий (бездействия) при осуществлении контрольных полномочий в сфере торговой деятельности.
В обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи по обращению ФИО2 проведена проверка соблюдения администрацией Адлерского внутригородского района г. Сочи законодательства в торговой деятельности при осуществлении контрольных полномочий в сфере торговли и потребительских услуг, в результате которой выявлены нарушения закона.
В целях устранения выявленных нарушений, 24 января 2020 года в адрес главы администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи вынесено представление. Администрацией Адлерского внутригородского района г. Сочи в удовлетворении данного акта прокурорского реагирования отказано.
И.о. прокурора Адлерского района г. Сочи полагает, что отказ администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи в удовлетворении представления является незаконным, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 сентября 2020 года административное исковое заявление и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании незаконным действий (бездействия) при осуществлении контрольных полномочий в сфере торговой деятельности - удовлетворено частично.
Суд признал незаконным бездействие администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, изложенных в представлении прокуратуры Адлерского района г. Сочи от 24 января 2020 года № 7-01-2020/716, в части реализации мер, направленных на привлечение виновных лиц к административной ответственности по ст. 3.2 и ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласились представитель администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности ФИО1 и ФИО2 и подали апелляционные жалобы.
В обоснование доводов жалобы представитель администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности ФИО1 ссылается на то, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права.
Также ФИО1 указал, что в настоящее время по адресу: <...> (в районе дома № 219-ж) незаконно размещенные нестационарные торговые объекты на земельном участке из земель неразграниченной государственной собственности отсутствуют.
ФИО2 в обоснование доводов поданной ей апелляционной жалобы указала, что суд первой инстанции, признав бездействие административного ответчика незаконным, должен был возложить на нее обязанность устранить выявленные нарушения.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности ФИО1 помощник прокурора Адлерского района г. Сочи Фицкий А.А. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 24 июня 2019 года ФИО2 обратилась к главе администрации Адлерского района г. Сочи с заявлением, в котором просила принять меры к пресечению оказания населению туристических услуг ИП ФИО3 в незаконно размещенных торговых павильонах.
28 июня 2019 года ФИО2 дан ответ, согласно которому вопросы, указанные в обращении от 24 июня 2019 года, не входят в компетенцию администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи, обращение перенаправлено для рассмотрения в порядке час ти 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» начальнику отдела полиции (Адлерский район) УВД по г. Сочи для проверки фактов, указанных в обращении, и в случае выявления нарушений принятия необходимых мер.
18 декабря 2019 года ФИО2 обратилась в прокуратуру Адлерского района г. Сочи с аналогичным обращением.
23 декабря 2019 года прокуратурой Адлерского района г. Сочи в адрес администрации Адлерского района г. Сочи по вопросу незаконного размещения нестационарного торгового павильона направлен соответствующий запрос.
Администрацией Адлерского района г. Сочи 27 декабря 2019 года письмом «О предоставлении информации» сообщено, что заявление ФИО2 ввиду фактов, указанных в обращении, не входящих в компетенцию администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи было переадресовано на имя начальника отдела полиции (Адлерский район) УВД по г. Сочи. 09 августа 2019 года осуществлено совместное выездное мероприятие, в результате которого ИП ФИО3 привлечен к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ. Протокол составлен участковым уполномоченным полиции УВД по г. Сочи, нестационарный торговый объект был демонтирован ИП ФИО3
20 сентября 2019 года совместно с сотрудником ОИАЗ УВД по городу Сочи осуществлено выездное мероприятие, в ходе которого ИП ФИО3 привлечен к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ, нестационарный торговый объект был изъят сотрудником ОИАЗ УВД по городу Сочи.
26 декабря 2019 года сотрудниками отдела курортов и рекреационных ресурсов администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи осуществлен выезд по адресу: <...> в ходе которого был установлен факт размещения нестационарного торгового объекта (экскурсионного павильона) «СССР-тур» (ИП ФИО3), не включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов. Для проверки указанных фактов и принятия мер в соответствии с действующим законодательством, сотрудниками отдела курортов и рекреационных ресурсов администрации Адлерского городского района города Сочи направлено письмо на имя начальника отдела полиции (Адлерский район) УВД по г. Сочи, а также на имя начальника ОИАЗ по г. Сочи.
Прокуратурой Адлерского района г. Сочи в связи с поступившими жалобами ФИО2 и ФИО4 проведена проверка исполнения администрацией Адлерского внутригородского района г. Сочи законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и об административных правонарушениях в сфере общественного порядка, по результатам которой в адрес главы администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи внесено представление «Об устранении нарушений законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и об административных правонарушениях» от 24 января 2020 года с требованием принятия мер к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих им.
В ходе рассмотрения обращения ФИО2 о бездействии органов муниципальной власти района по пресечению незаконной нестационарной торговли по ул. Ленина д. 219-ж в Адлерском районе г. Сочи, осуществляемой в виде оказания населению туристических услуг в размещенных торговых киосках установлено, что отделом потребительского рынка не принимаются меры, исключающие размещение данных торговых объектов в местах, не предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов по указанному адресу.
На основании части 1 статьи 12.2 Закона Краснодарского края от 23 марта 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов местного самоуправления - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 2.2(1), 2.7,2.15, 2.17, 3.2 и 3.3, 3.8, 3.10, 3.11, 4.7, 4.8, 4.12, 5.2, 5.4, 6.2 - 6.5, 7.2, 7.15, 7.16, 9(1).1 - 9(1).4, 9(1).5 настоящего Закона.
Судом первой инстанции установлено, что 13 июля 2020 года между администрацией Адлерского внутригородского района г. Сочи и ИП ФИО3 заключен договор № 641 о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с условиями которого администрация на основании решения аукционной комиссии по осуществлению функций в сфере размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена (протокол о результатах аукциона № U34203-2 от 30 июня 2020 года) предоставляет Участнику право на размещение нестационарного торгового объекта, характеристики которого указаны в пункте 1.2 Договора (Объект), в соответствии с эскизом (дизайн-проектом), являющимся приложением № 1, и картой-схемой, являющейся приложением № 2 к Договору, а Участник обязуется разместить объект в соответствии с установленными действующим законодательством Российской Федерации требованиями и уплатить плату за его размещение в порядке и сроки, установленные договором. Объект имеет следующие характеристики: место размещения объекта: Краснодарский край, г. Сочи, <Адрес...>, площадь земельного участка/Объекта/количество рабочих мест: 6/6/1, период функционирования Объекта - с даты заключения договора по 12 июля 2025 года, специализация объекта непродовольственная группа товаров (театральные билеты), тип Объекта - киоск. Срок действия договора установлен с даты заключения Договора по 12 июля 2025 года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно частям 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что при наличии ранее установленного факта незаконной нестационарной торговли, о которой ФИО2 было доведено до сведения администрации района в обращениях в июне 2019 года, в соответствии с Положением об отделе потребительского рынка и услуг администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи должностными лицами администрации района не приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьями 3.2 и 3.8 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
В соответствии с п.п. 4.2, 4.3 Положения об отделе потребительского рынка и услуг администрации Адлерского внутригородского района города Сочи, утв. 31 октября 2018 года главой администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи отделу для осуществления возложенных на него функций предоставлено право проводить выездные мероприятия с фиксацией фактов возможных нарушений (с применением средств фото- и видеосъемки), в том числе осуществлять визуальный осмотр объектов сфер потребительского рынка и услуг и занимаемых ими земельных участков, составлять акт визуального осмотра; составить протокол об административном правонарушении при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что перенаправление обращения в органы полиции для привлечения виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.1 КоАП РФ, которые имеют право в рамках административного производства принимать меры обеспечительного характера, необоснованны, поскольку на органы полиции законом не возложены обязанности осуществления контроля в сфере торговой деятельности при нарушении правил торговли, связанной с размещением нестационарных торговых объектов.
При этом, администрацией Адлерского района г. Сочи не реализуются полномочия в рамках действующей комиссии Адлерского внутригородского района г. Сочи по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов, находящихся на территории Адлерского внутригородского района г. Сочи, созданной распоряжением администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи от 18 июля 2019 года № 181-р в соответствии со статьями 209 и 301 ГК РФ, статьей 11 и пп. 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ, ГрК РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 31.10.2017 года, постановлением администрации города Сочи от 16 апреля 2019 года № 555 «Об утверждении порядка выявления и демонтажа нестационарных объектов, незаконно размещенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи». Указанные факты свидетельствуют о нарушениях сотрудниками администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи требований статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», возлагающих на муниципального служащего обязанности по соблюдению требований законодательства, исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что должностными лицами администрации Адлерского района г. Сочи с июня 2019 года допущено бездействие при проверке сообщенных ФИО2 фактов незаконной нестационарной торговли по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <Адрес...>; при этом, меры, направленные на привлечение виновных лиц к административной ответственности по статьям 3.2 и 3.8 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» не приняты.
При этом, полномочия по пресечению незаконной торговой деятельности всеми лицами, в том числе с использованием нестационарных торговых объектов, выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов, по принятию мер по изъятию объектов незаконной нестационарной торговли закреплены в действующих актах органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи Краснодарского края к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании незаконным действий (бездействия) при осуществлении контрольных полномочий в сфере торговой деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда о частичном удовлетворении требований и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи Краснодарского края следует признать законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности ФИО1 по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ссылка в жалобе ФИО2 на то, что суд первой инстанции, признав бездействие административного ответчика незаконным, должен был возложить на него обязанность устранить выявленные нарушения в данном случае направлена на иное, неправильное толкование норм материального права.
Иные доводы жалоб не содержат обстоятельств, которым не была дана оценка судом первой инстанции и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий Н.А. Морозова
Судья А.В. Булат
Судья А.В. Леганов