ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2110/2022 от 21.07.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Копия

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

89RS0005-01-2022-001711-41

Апелл. дело №33а-1706/2022

I инст. №2а-2110/2022

Судья Клышникова О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Мочаловой Н.В.,

судей Зотиной Е.Г. и Ощепкова Н.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Мусаевой М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика департамента социальной защиты населения ЯНАО на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения представителя департамента социальной защиты населения ЯНАО Сорочинского А.О. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Павлович Э.Н. обратился в суд с административным иском к департаменту социальной защиты населения ЯНАО (далее по тексту Департамент) о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что в декабре 2021 года он обратился в Департамент через МФЦ г. Ноябрьска с заявлением о присвоении звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», на которое получил отказ ввиду отсутствия необходимого стажа работы на территории ЯНАО. Полагал данный отказ незаконным, поскольку на территории ЯНАО работает более 30 лет. Тем самым, просил разрешить сложившиеся правоотношения заявленным в иске способом.

В судебном заседании Павлович Э.Н. административный иск поддержал по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовал, в возражениях на административный иск просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку основанием к принятию оспариваемого решения послужил факт не предоставления Павловичем Э.Н. сведений об уплате страховых взносов.

Решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 22 апреля 2022 года иск Павлович Э.Н. удовлетворен, решение департамента социальной защиты населения ЯНАО об отказе в присвоении звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» Павловичу Э.Н признано незаконным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Павловича Э.Н. путем принятия решения о присвоении ему звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

С решением суда не согласен административный ответчик. В апелляционной жалобе представитель департамента социальной защиты населения ЯНАО просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт, которым административный иск оставить без удовлетворения. Приводит доводы о том, что судом первой инстанции сделан неверный вывод относительно полномочий административного ответчика на истребование сведений о стаже работы истца в округе, а также о факте уплаты страховых взносов.

В возражениях на апелляционную жалобу Павлович Э.Н. просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.

Административный истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением от 15 ноября 2011 года №841-П утверждено Положение о порядке присвоения уполномоченным органом званий «Ветеран труда», «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее по тексту Положение).

Звание "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" присваивается в частности мужчинам, проработавшим 30 и более календарных лет на территории автономного округа (подп. «г» п.2.1 Положения).

Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" и проживающие на территории автономного округа, подают заявление о присвоении звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - заявление о присвоении звания) в орган социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания через многофункциональный центр путем личного обращения (п.2.4 Положения).

К заявлению о присвоении звания прилагаются следующие документы: документы, подтверждающие стаж работы на территории автономного округа. Стаж работы (службы) на территории автономного округа подтверждается документами о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 01 января 2020 года) и (или) сведениями о трудовой деятельности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и (или) документами, указанными в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 (подп. «б» п. 2.4 Положения).

В целях присвоения звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы социальной защиты населения, многофункциональный центр (при наличии технической возможности) запрашивают сведения, необходимые для присвоения звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" (п.2.4 Положения).

Орган социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления о присвоении звания, принимает решение о присвоении звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" либо об отказе в присвоении звания "Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа" (п.2.7 Положения).

Как следует из материалов дела, Павлович Э.Н. обратился в Департамент с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

Решением Департамента от 22 декабря 2021 года №18 Павловичу Э.Н. отказано в присвоении звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» ввиду отсутствия необходимого стажа работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в частности не учтен стаж с 17 июня 2003 года по 26 апреля 2021 года, о чем направлено уведомление от 28 декабря 2021 года №89-07/01-20-01/3686-МБ.

Павлович Э.Н. с 31 мая 2002 года по настоящее время является адвокатом, членом Адвокатской палаты ЯНАО, осуществляет адвокатскую деятельность в форме адвокатского кабинета, расположенного на территории Ямало-ненецкого автономного округа, что явствует из справки Президента Адвокатской палаты ЯНАО от 26 апреля 2021 года №116.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту Правила).

Согласно подп. «а» п.2 Правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).

Периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п.24 Правил).

Факт уплаты страховых взносов Павловичем Э.Н. в период с 17 июня 2003 года по 26 апреля 2021 года подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела. По сведениям пенсионного и налогового органов Павловичем Э.Н. в период осуществления адвокатской деятельности самостоятельно исчислялись и уплачивались страховые взносы за 2013-2021 годы, задолженности не имеется.

Тем самым, принимая во внимание заявленный субъектный состав сложившихся правоотношений, а также полномочия административного ответчика в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе, реализуемые в том числе путем межведомственного информационного взаимодействия, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции верно применил заявленные административным истцом последствия.

Учитывая установленные обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия находит выводы суда инстанции об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения Департамента об отказе в присвоении звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» основанными на положениях действующего законодательства.

Результаты судебного контроля в контексте примененных средств правовой квалификации, предусмотренных действующим законодательством, не демонстрируют об обратном.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию административного ответчика по административному делу, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

В тоже время с выводом суда первой инстанции о способе восстановления нарушенного права административного истца судебная коллегия по административным делам согласиться не может.

Согласно п.1 ч.3 ст.277 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность уполномоченных органов, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности компетентных органов. Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

В связи с чем, на Департамент должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Павловича Э.Н. о присвоении ему звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

Поскольку при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не были приняты во внимание приведенные обстоятельства, судебная коллегия в силу п.2 ч.1 ст.309 КАС РФ приходит к выводу о его отмене в части удовлетворенных требований административного иска о возложении на административного ответчика обязанности по принятию решения о присвоении Павловичу Э.Н. звания «Ветеран Ямало-ненецкого автономного округа» и вынесении по делу нового судебного акта об отказе в иске в указанной части.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 310 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 22 апреля 2022 года отменить в части возложения обязанности принятия решения о присвоении Павловичу Э.Н. звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», принять в указанной части новое решение, которым обязать департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа повторно рассмотреть заявление Павловича Э.Н. о присвоении ему звания «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

В остальной части решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 22 апреля 2022 года ЯНАО оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Судья (подпись) Е.Г. Зотина