ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2112/2022 от 02.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-5699/2022

В суде первой инстанции дело № 2а-2112/2022

УИД 27RS0004-01-2021-009089-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Казариковой О.В.

судей: Хасановой Н.В., Зыковой М.В.,

при секретаре Пациора Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Индустриального района г. Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Хабаровского края о возложении обязанности,

по апелляционному представлению Прокурора Индустриального района г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 года,

Заслушав доклад судьи Зыковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнения требований) о возложении обязанности на Правительство Хабаровского края подобрать и передать федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, здания и (или) помещения, рассчитанное на содержание не менее 75 иностранных граждан и лиц без гражданства, соответствующие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2013 года № 310 «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации», в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии в срок до 31.12.2024г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства соблюдения условий содержания иностранных лиц и лиц без гражданства в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Репина, д. 3 установлен факт ненадлежащего исполнения Правительством Хабаровского края полномочий в сфере исполнения миграционного законодательства, поскольку здание ЦВСИГ рассчитано на пребывание 52 иностранных граждан, выделение нового здания для ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю необходимо, т.к. здание по ул. Репина, д. 3 в г. Хабаровске переданное Центру 01.04.2014 г. длительное время не соответствует предполагаемой расчетной наполняемости указанного учреждения, в связи с чем, руководители указанного учреждения неоднократно привлекались к административной ответственности, а также УМВД России по Хабаровскому краю вынуждено постоянно искать альтернативные варианты размещения иностранных граждан, выделяя на указанное мероприятие помещения специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г. Хабаровску. Средняя наполняемость ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю с 01.10.2021 г. составляет 42,4 чел. В 2019 г. Правительством края осуществлен подбор здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 62, реализовать проект не представилось возможным. КГБУ «Проектно-строительный институт Хабаровского края» предварительно проработано размещение указанного объекта на земельном участке в районе Чернореченского шоссе, а также министерством имущественных отношений края совместно с администрацией г. Хабаровска указанный земельный участок согласован для строительства Центра с вместимостью - 120 человек, земельный участок одобрен под размещение объекта на данной территории. Также начальником УМВД России по Хабаровскому краю 03.08.2021г. в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2013-2024 годы утверждено программное задание на проектирование объекта капитального строительства «Центр временного содержания иностранных граждан, Хабаровский край» на 120 мест для содержания иностранных граждан, источником финансирования указан бюджет Хабаровского края. Перечень КАИП на 2022-2024 г.г. сформирован в условиях дефицита краевого бюджета, возможность осуществления строительства учреждения за счет средств КАИП в настоящее время отсутствует. Уклонение административного ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции необходимых зданий в целях размещения специальных учреждений, по мнению прокурора, нарушает права неопределенного круга лиц, в лице иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации, реадмиссии, на пребывание в условиях, отвечающих установленным требованиям.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМВД России по г. Хабаровску, Министерство имущества Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Прокурора Индустриального района г. Хабаровска отказано.

В апелляционном представлении прокурор Индустриального района г. Хабаровска просит решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 г. отменить, принять по делу новое решение. В обоснование представления указано, что решение является незаконным и необоснованным вследствие нарушения норм материального и процессуального права, прокурор сослался на превышение средней наполняемости учреждения и, как следствие, перенаправление иностранных граждан в ЦВСИГ г. Биробиджана ЕАО для содержания, в дальнейшем, по существу изложив требования искового заявления и доводы, изложенные в судебном заседании суда первой инстанции, привел выводы о наличии бездействия Правительства Хабаровского края, выразившегося в отсутствии мер к устранению нарушения прав иностранных граждан.

В письменных возражениях Правительство Хабаровского края, не соглашаясь с доводами апелляционного представления, подтверждая свои доводы, обстоятельствами ранее изложенными в отзыве на исковое заявление, и выводами суда первой инстанции, просит решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 г. оставить без изменения, в удовлетворении апелляционного представления прокурору отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Коноватникова К.А. доводы, изложенные в представлении, поддержала, просила решение суда отменить, полагая, что судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства по делу.

Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Шостак И.М. доводы, изложенные в представлении прокурора Индустриального района г. Хабаровска не признала, поддержала позицию административного ответчика, изложенную в возражениях на апелляционное представление.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по г. Хабаровску Башкатова С.Ю. поддержала доводы административного истца.

Представители заинтересованных лиц: УМВД России по Хабаровскому краю, Министерства имущества Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, судебная коллегия с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации установлено положением части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Действуя в пределах указанных полномочий, административный истец обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнения требований) о возложении обязанности на Правительство Хабаровского края подобрать и передать федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, здания и (или) помещения, рассчитанное на содержание не менее 75 иностранных граждан и лиц без гражданства, соответствующие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2013 г. № 310 в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии в срок до 31.12.2024г.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 № 388-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации», Требованиями, предъявляемыми к зданиям с прилегающими земельными участками, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2013 N 310 (ред. от 07.05.2014), оценив предоставленные доказательства с учетом требований ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу об отсутствии бездействия Правительства Хабаровского края, которым предприняты все зависящие от него реальные действия по исполнению федерального законодательства, и, как следствие, отсутствие правовых оснований для возложения обязанностей подобрать и передать федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, здания и (или) помещения, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении права.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Пунктом 9 ст. 31, п. 2 ст. 32.2 и п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, реадмиссии либо административному выдворению за пределы Российской Федерации в специальные учреждения.

Условия и порядок содержания иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальных учреждениях определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 № 310 утверждены требования, предъявляемые к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

В силу пп. 76 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ решение вопроса по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за исключением субвенций из федерального бюджета.

Согласно п.1 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013г. № 388-ФЗ указанные выше полномочия должны быть осуществлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации до 01.04.2014 года.

Из материалов дела следует, что здание ЦВСИГ, расположенное по адресу: ул.Репина, д. 3 в г. Хабаровске рассчитано на пребывание 52 иностранных граждан, средняя наполняемость ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю с 01.10.2021г. составляет 42,4 человека. 18.08.2016 г. за указанным зданием зарегистрировано право оперативного управления УМВД по Хабаровскому краю, 30.12.2016 г. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за УМВД по Хабаровскому краю на указанный земельный участок. На основании распоряжения Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 03.09.2015 г. № 343 объект недвижимости - административное здание с кадастровым номером 27:23:0050818:21 и земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050818:8 исключены из государственной собственности края.

Таким образом, с 30.12.2016 г. на праве оперативного управления функционирует специальное учреждение содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмисии.

Вместе с тем, многократный подбор и передача органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, предъявляемым к специальным учреждениям, действующим законодательством не предусмотрен. При этом, из материалов дела также следует, и не отрицается сторонами, что в 2019 г., 2021 г. осуществлен подбор вариантов новых мест для размещения зданий для помещения иностранных граждан, по объективным причинам реализовать проекты не представляется возможным.

Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом первой инстанции не установлено, что судебная коллегия находит обоснованным.

Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции, повторяют доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционного представления в полном объеме.

Апелляционное представление не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Индустриального района г. Хабаровска - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи: