ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2118/2021 от 19.05.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело№33а-1178/2022 (суд 2 инстанции) Докладчик Семёнов А.В.

Дело № 2а-2118/2021 (суд 1 инстанции) Судья Муравьева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Самылова Ю.В.,

судей Семёнова А.В. и Кутровской Е.В.,

при секретаре Яблоковой О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 мая 2022 г. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Муромского городского суда Владимирской области от 13.12.2021 по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ****, Григорян ****, ФИО3 ****, ФИО3 ****, к администрации округа Муром и МКУ «Управление жилищной политики администрации округа Муром» об оспаривании решений органа местного самоуправления,

Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 и ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ****, Григорян ****, ФИО3 ****, ФИО3 ****, обратились в суд с административным иском к администрации округа Муром и МКУ «Управление жилищной политики администрации округа Муром» и, уточнив заявленные требования, просили:

- признать незаконным протокол № 13 от 24.02.2021 и постановление администрации округа Муром № 148 от 25.03.2021 в части количества признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий членов их семьи;

- внести изменения в протокол № 13 от 24.02.2021 и постановление администрации округа Муром № 148 от 25.03.2021 в части количества признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с 5 человек на 6 человек;

- внести изменения количества признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с 5 человек на 6 человек в документы от Управления жилищной политики, которые поданы в КУМИ при постановке на очередь на получение земельного участка с сохранением очереди;

- признать незаконным протокол № 32 от 02.07.2021 и постановление № 328 от 02.07.2021;

- в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов обязать администрацию округа Муром выдать именное свидетельство о праве на получение социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в соответствии с Правилами предоставления многодетным семьям социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома и их использования, приложения № 2 подпрограммы 7 «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области» по постановлению № 1390 Губернатора Владимирской области;

- установить наличие или отсутствие полномочий Управления жилищной политики при администрации округа Муром на разделение семьи;

- установить наличие или отсутствие у должностного лица ФИО4 полномочий требовать свидетельство о рождении у заявителей и их супругов при подаче заявления на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указано, что 31.05.2021 ФИО2 обратилась с заявлением на участие в подпрограмме по предоставлению субсидии на строительство жилья многодетным семьям на основании постановления губернатора Владимирской области № 1390 от 17.12.2013, приложения № 2 к подпрограмме № 7 «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области». Однако в начале июля 2021 года она получила ответ, в соответствии с которым отказано во включении ее составом 6 человек (включая супруга – ФИО1, детей – ФИО3 ****, Григорян ****, ФИО3 ****, ФИО3 ****) в состав участников указанной подпрограммы в связи с тем, что супруг ФИО2 ФИО1 зарегистрирован и постоянно проживает на территории другого региона. Административные истцы полагают данное постановление незаконным и нарушающим права их семьи, поскольку они имеют право на участие в данной подпрограмме. Кроме того, Прокуратурой Владимирской области выявлен факт нарушения прав ФИО1 на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ. Поэтому считают, что сотрудником Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО4 превышены должностные полномочия. Основанием для вышеуказанных нарушений послужили постановление администрации округа Муром № 148 от 25.03.2021 и протокол заседания жилищной комиссии от 24.02.2021 № 13 о постановке на учет ФИО2 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях предоставления земельного участка многодетной семье. Указанные акты органа местного самоуправления также являются незаконными, поскольку ими состав семьи определен 5 человек без учета супруга ФИО1

Определением суда от 15 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и строительства Владимирской области и жилищная комиссия при администрации округа Муром.

Определением суда от 2 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен КУМИ администрации округа Муром.

Решением Муромского городского суда Владимирской области от 13 декабря 2021 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме. Ссылается на процессуальные нарушения суда первой инстанции, допущенные при рассмотрении дела, незаконность, необоснованность, немотивированность решения суда, в связи существенными нарушениями норм права, их неправильным применением и определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда фактам. Указывает на допущенные судом нарушения норм процессуального права при принятии доказательств.

На апелляционную жалобу административным ответчиком администрацией округа Муром принесены возражения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие административных истцов ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 ****, Григорян ****, ФИО3 ****, ФИО3 ****, административного ответчика МКУ Управление жилищной политики администрации округа Муром, заинтересованных лиц Жилищной комиссии при администрации округа Муром, Департамента архитектуры и строительства Владимирской области, КУМИ администрации округа Муром, извещенных надлежащим образом, явка которых не признана судом обязательной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав пояснения представителя административного ответчика администрации округа Мурома ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции предусмотрены статьей 310 КАС РФ. К таким основаниям относятся, в том числе неправильное применение норм материального или норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.

В данном случае судом первой инстанции были допущены такие нарушения, что влечет отмену его решения.

В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Наступление таких неблагоприятных последствий, если они вызваны нарушением действующего законодательства лицами и органами, наделенными публичными властными полномочиями, является основанием для судебной защиты в соответствии со статьями 1, 3, 4, 227 КАС РФ.

Пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

По общему правилу в силу пункта 2 статьи 39.19 ЗК РФ порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» (в ред. Закона Владимирской области от 10.04.2019 № 32-ОЗ) (далее - Закона № 10-ОЗ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно определен статьей 3 Закона № 10-ОЗ.

В том числе в соответствии с частью 13-2 статьи 3 Закона № 10-ОЗ, введенной Законом Владимирской области от 10.04.2019 № 32-ОЗ, право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно может быть реализовано одним из родителей (приемных родителей) при условии, что другой родитель (приемный родитель) не реализовал это право в соответствии со статьей 3 Закона № 10-ОЗ.

Кроме того Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 № 1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области». В состав государственной программы включена подпрограмма 7 «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области» (далее - Подпрограмма), которая является приложением № 10 к государственной программе.

Согласно паспорту Подпрограммы задачей Подпрограммы является предоставление многодетным семьям Владимирской области – участниками Подпрограммы социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома.

Участниками Подпрограммы могут являться только многодетные семьи Владимирской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Владимирской области и бюджетов муниципальных образований Владимирской области.

Порядок предоставления и использования социальных выплат многодетным семьям в рамках Подпрограммы установлен Правилами предоставления многодетным семьям социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома и их использования (далее - Правила), которые являются приложением № 2 к Подпрограмме.

Правилами установлены требования к многодетным семьям – участникам Подпрограммы.

Применительно к Подпрограмме под многодетными семьями понимаются семьи, имеющие в своем составе трех и более детей в возрасте, не превышающем 18 лет, в которых оба родителя или родитель в неполной семье являются гражданами Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Участником Подпрограммы может быть многодетная семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий (пункт 7 Правил).

Применительно к Подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются многодетные семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также многодетные семьи, признанные для цели участия в Подпрограмме органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 8 Правил).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил основанием для отказа в признании многодетной семьи участницей Подпрограммы является, в том числе, несоответствие многодетной семьи требованиям, предусмотренным пунктом 7 Правил.

Как следует из материалов дела Протоколом № 13 заседания жилищной комиссии от 24.02.2021, утвержденного постановлением администрации округа Муром от 25.03.2021 № 148, ФИО2 составом семьи 5 человек (включая несовершеннолетних детей ФИО3 ****, Григорян ****, ФИО3 ****, ФИО3 ****, без учета супруга ФИО1) признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в соответствии с Законом № 10-ОЗ.

31.05.2021 ФИО2 и ФИО1 обратились в Управление жилищной политики администрации округа Муром с заявлением о включении ее составом семьи 6 человек (включая супруга ФИО1 и несовершеннолетних детей ФИО3 ****., Григорян ****, ФИО3 ****, ФИО3 ****) в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (л.д.101).

Решением жилищной комиссии при администрации округа Муром, отраженным в протоколе от 02.06.2021 № 32, ФИО2 отказано во включении ее семьи составом 6 человек (включая супруга ФИО1 сына – ФИО3 ****, дочери – Григорян ****, сына – ФИО3 ****, сына – ФИО3 ****) в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» на территории муниципального образования округ Муром в связи с несоответствием многодетной семьи требованиям подпрограммы, предусмотренным пунктом 7 Правил предоставления многодетным семьям социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома и их использования.

Данный протокол утвержден постановлением администрации округа Муром от 02.07.2021 № 328.

Суд пришел к выводу, что при принятии оспариваемых решений (протокола № 13 от 24.02.2021 и постановления администрации округа Муром № 148 от 25.03.2021, протокола № 32 от 02.07.2021 и постановления № 328 от 02.07.2021) права, свободы и законные интересы административных истцов нарушены не были, поскольку данные решения были приняты в установленном порядке полномочными органами и основывались на положениях действующих в момент их принятия правовых актах – Постановления Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 № 1390 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» и Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Включение многодетных семей в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» на территории муниципального образования округ Муром», утвержденного постановлением администрации округа Муром от 02.08.2017 № 624, полностью соответствовали их требованиям.

Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, сделал вывод о том, что доказательств, достоверно подтверждающих постоянное место жительства ФИО1 на территории муниципального образования округ Муром, в уполномоченный орган представлено не было, а действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению фактов, имеющих юридического значение, таких как совместное проживание граждан, ведение общего хозяйства, наличие или отсутствие семейных отношений, установление фактического (конкретного) места жительства граждан.

Судебная коллегия согласиться с обоснованностью таких выводов суда первой инстанции не может, полагая, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Как следует из приведенных выше положений действующего законодательства, и для предоставления земельного участка бесплатно, и для получения многодетной семьей субсидии на строительство жилого дома такая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по правилам статьи 51 ЖК РФ.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с положениями частей 3, 4, 5, 7 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на данном учете кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных заявителем или полученных по межведомственным запросам. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Закона Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закона № 49-ОЗ) к документам, подтверждающим право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся:

- документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, свидетельство о расторжении брака, решение суда об объявлении одного из супругов умершим, свидетельство о смерти и т.п.);

- решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим;

- документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.), а также выписка из домовой книги (поквартирной карточки) или похозяйственной книги;

- выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

- справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

- документы, подтверждающие отношение гражданина к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Владимирской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом согласно абзацу 13 пункта 9 Закона № 49-ОЗ, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, запрашиваются органом, осуществляющим принятие на учет, или многофункциональным центром по межведомственным запросам, а в случае невозможности осуществления указанного запроса и получения документов в порядке межведомственного взаимодействия, они предоставляются заявителем самостоятельно.

Согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закона РФ № 5242-I) место жительства – это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона РФ № 5242-I, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона РФ № 5242-I следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона РФ № 5242-I и ГК РФ в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В данном случае, принимая решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2 как в целях предоставления земельного участка, так и в целях предоставления субсидии на строительство индивидуального жилого дома, органом местного самоуправления в нарушение требований абзаца 13 пункта 9 Закона № 49-ОЗ не проверен факт проживания административного истца ФИО1 на территории Муромского района, а вывод о его фактическом месте жительства сделан исключительно на основании сведений о его регистрации по месту жительства, что противоречит приведенным выше разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Исходя из заявленного состава семьи 6 человек (включая ФИО1), сведений о том, что 28.09.2011 между ФИО2 и ФИО1 заключен брак и на дату подачи заявления о включении семьи в состав участников Подпрограммы (31.05.2021) брак расторгнут не был, что указанные лица являются родителями четверых детей и их семья в установленном порядке признана многодетной и реализует свои права многодетной семьи на территории Муромского района, административным ответчикам надлежало установить фактическое место жительства всех членов семьи посредством межведомственного взаимодействия, а при невозможности получения необходимой информации, предложить заявителям представить соответствующие документы, чего сделано не было.

При этом оценка нуждаемости административного истца ФИО1 в улучшении жилищных условий сделана без проверки его жилищных прав в отношении жилого помещения по адресу: **** и соответствия ФИО1 требованиям статьи 51 ЖК РФ, а также без проверки наличия у него жилого помещения, которое он вправе использовать для проживания в соответствии с жилищным законодательством.

Из пояснений и доводов, изложенных административным ответчиком администрацией округа Мурома в дополнениях по административному делу, следует, что из совокупного анализа поступившей в адрес администрации округа Мурома информации установлено фактическое место жительства семьи административных истцов ФИО1, ФИО2 и их несовершеннолетних детей ФИО3 ****, Григорян ****., ФИО3 ****, ФИО3 **** расположено на территории муниципального образования Ковардицкое Муромского района по адресу: ****.

Суд первой инстанции также не проверил указанные обстоятельства и доводы административных истцов, что привело к неправильному разрешению спора.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований о признании незаконным протокола № 13 от 24.02.2021 и постановления администрации округа Муром № 148 от 25.03.2021 в части количества признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий членов семьи ФИО2; а также о признании незаконным протокола № 32 от 02.07.2021 и постановления № 328 от 02.07.2021 в части отказа в удовлетворении заявления ФИО2 и ФИО1

Требование административных истцов, относительно внесения изменений в обжалуемые документы жилищной комиссии и выдачи именного свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома при изложенных выше обстоятельствах не могут являться способом восстановления нарушенных прав административных истцов.

В соответствии со статьей 227 КАС РФ МКУ «Управление жилищной политики администрации округа Муром» надлежит в установленном административным регламентом порядке повторно рассмотреть заявления ФИО2 и ФИО1 с учетом выводов, изложенных в настоящем апелляционном определении.

При этом требования, касающиеся полномочий Управления жилищной политики при администрации округа Муром и полномочий должностного лица ФИО4 являются производными от первоначальных требований, самостоятельного значения для административных истцов не имеют и самостоятельным предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не являются.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Муромского городского суда Владимирской области от 13.12.2021 отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным протокол № 13 от 24.02.2021 и постановление администрации округа Муром № 148 от 25.03.2021 в части количества признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий членов семьи ФИО2; признать незаконным протокол № 32 от 02.07.2021 и постановление №328 от 02.07.2021 в части отказа в удовлетворении заявления ФИО2 и ФИО1.

Возложить на МКУ «Управление жилищной политики администрации округа Муром» обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 24.02.2021 и заявление ФИО2 и ФИО1 от 31.05.2021 на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Муромский городской суд Владимирской области.

Председательствующий: Ю.В. Самылов

Судьи: А.В. Семёнов

Е.В. Кутровская