Дело № 11а-7138/2020 Судья: Стяжкина О.В.
Дело № 2а-211/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Ишимова И.А., Абдрахмановой Э.Г.,
при секретаре Окладниковой М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе <данные изъяты> сектора надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ по Карталинскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 20 марта 2020 года по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» к <данные изъяты> сектора надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ по Карталинскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1, Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписаний,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
Установила:
ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в суд с административным иском к <данные изъяты> сектора надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ по Карталинскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1, Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене Предписаний от 17 января 2020 года № 74/7-5808-19-ОБ/141, № 74/7-5782-19-ОБ/141.
В обоснование заявленных требований указано на то, что 17 января 2020 года была завершена внеплановая документарная проверка в Эксплуатационном локомотивном депо Карталы - структурном подразделении Южно-Уральской дирекции тяги - структурном подразделении Дирекции тяги – филиале ОАО «РЖД» по обращению машиниста Ч.Е.С. Согласно актам проверки Инспекцией выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности Эксплуатационного локомотивного депо Карталы. Согласно Предписанию № 74/7-5782-19-ОБ/141 <данные изъяты> возложил на ОАО «РЖД» обязанность в срок до 17.04.2020 года восстановить на приписном парке локомотивов Эксплуатационного локомотивного депо Карталы санитарно-технические узлы; в срок до 30.01.2019 года обеспечить работникам, эксплуатирующим локомотивы приписного парка Эксплуатационного локомотивного депо Карталы, на котором отсутствуют санитарно-технические узлы, необходимые санитарно-бытовые условия - обеспечить биотуалетами; представить документы, подтверждающие наличие запаса термосов и документы, подтверждающие ознакомление работников с возможностью сделать заявку на использование термосов; в срок до 17.02.2020 года лиц, допустивших нарушение трудового законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ. По Предписанию 74/7-5808-19-ОБ/141 <данные изъяты> возложил на ОАО «РЖД» обязанность в срок до 17.02.2020 года во исполнение ст. 212 Трудового кодекса РФ, п.8.1.1. Распоряжения ОАО «РЖД» от 29.12.2012г. № «Об утверждении правил по охране труда, при эксплуатации локомотивов» (в редакции распоряжения ОАО «РЖД» от 23.05.2013 года №) обустроить освещение тракционных путей №№ 4,5,31 производственного участка Эксплуатационного локомотивного депо Карталы на ст. Магнитогорск; в срок до 17.02.2020 года лиц, допустивших нарушение трудового законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ. Указанные предписания получены ОАО «РЖД» 17.01.2020 года. С результатами и выводами проведенной проверки, а также выданными предписаниями истец не согласен. Полагает, что при проведении проверки нарушены основополагающие принципы деятельности федеральной инспекции труда, а именно законность, объективность, полнота и всесторонность исследования обстоятельств.
Представитель административного истца ОАО «РЖД» ФИО2 в судебном заседании иск поддержала.
Административный ответчик <данные изъяты> Государственной инспекции труда сектора надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ по Карталинскому округу Государственной инспекции труда по Челябинской области ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований. Признаны незаконными и отменены Предписания <данные изъяты> сектора надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ по Карталинскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 от 17 января 2020 года № 74/7-5808-19-ОБ/141, № 74/7-5782-19-ОБ/141.
Не согласившись с решением суда, <данные изъяты> ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает на то, что суд не учел, что оспариваемые Предписания были направлены в адрес Центра документальной связи ОАО «РЖД», им были присвоены входящие номера, в связи с чем, Акты проверки и предписания, оформленные по результатам проверки юридического лица, были направлены в адрес подразделения, осуществляющего связь в ОАО «РЖД», были им зарегистрированы, и, согласно инструкции, должны были быть направлены адресату. Суд не учел, что Предписание было выдано не в адрес начальника депо А.В.В., а в адрес генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Б.О.В., и сведений о том, что Б.О.В. уполномочивает А.В.В. выполнять те или иные пункты Предписания, в материалах проверки просто не может быть. Суд принял позицию истца в части толкования смысла выданного Предписания № 74/7-5782-19-ОБ/141, не учитывая установленных Актом проверки нарушений. Исходя из установленных фактов имеющихся неисправностей оборудования санитарных узлов, в Предписание внесен пункт о восстановлении санитарно-технических узлов на приписном парке локомотивов. Работа должна быть проведена там, где санитарно-технические узлы находятся в нерабочем состоянии, а не на всех локомотивах. Пункт Предписания об обеспечении биотуалетами, также был внесен лишь для тех локомотивов приписного парка эксплуатационного депо, на которых отсутствуют санитарно-технические узлы. По мнению заявителя, выполнить данные пункты депо может, организовав должным образом приемку локомотивов из ремонтного депо. Пунктом 3 Предписания не устанавливается обязанность работодателя обеспечить каждый электровоз двумя термосами, от работодателя требовались документы, подтверждающие ознакомление работников с документами, устанавливающими порядок обеспечения работников термосами в случае необходимости, то есть с порядком, который уже установлен самим работодателем. Утверждения, что на тракционных путях № 4,5,31 полностью отсутствует освещение, в Акте проверки и представлении нет. Суд в данной части допустил произвольное толкование фактов, изложенных в Акте проверки и требований Предписания. Суд не взял во внимание, что Предписание было выдано на имя генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Б.О.В. – должностного лица, которое утверждает инвестиционные программы, и может внести в них изменения. Суд не учел, что в соответствии с представленными копиями переписки, на уровне Южно-Уральской дирекции тяги – структурного подразделения Центральной дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» и Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению Трансэнерго ОАО «РЖД» вопрос не решается с 2018 года. Вопрос о сроках выполнения Предписания и его продлении может быть решен ОАО «РЖД» в установленном порядке, однако с вопросом о продлении сроков ОАО «РЖД» в Инспекцию не обращалось. По требованию, изложенному в Предписаниях о привлечении лиц, допустивших нарушения требований трудового законодательства к дисциплинарной ответственности считает, что требование от работодателя привлечения к дисциплинарной ответственности конкретных должностных лиц будет являться нарушением прав как самого работодателя, так и нарушением прав работника.
Представитель административного истца ОАО «РЖД» ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения.
Административный ответчик <данные изъяты> Государственной инспекции труда сектора надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ по Карталинскому округу Государственной инспекции труда по Челябинской области ФИО1, представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не приняли, при надлежащем извещении о дате, месте и времени рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с требованиями статьи 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно статье 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда.
Статья 360 ТК РФ гласит, что государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 356 ТК РФ, в соответствии с возложенными на федеральную инспекцию труда задачами ее территориальные органы - государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, последнему выдается предписание об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
Статья 357 ТК РФ предусматривает возможность обжалования предписания работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18 декабря 2019 года в Государственную инспекцию труда в Челябинской области поступило два обращения работника ОАО «РЖД» Ч.Е.С., работающего <данные изъяты> Эксплуатационного локомотивного депо Карталы о нарушении трудовых прав (л.д.69, 70)
На основании распоряжений <данные изъяты> Государственной инспекции труда заместителя Главного государственного инспектора труда в Челябинской области Ж.И.В. от 23 декабря 2019 года № 74/7-5782-19-ОБ/141, № 74/7-5808-19-ОБ/141, <данные изъяты> Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО1, <данные изъяты> Государственной инспекции труда в Челябинской области П.А.В. проведена внеплановая документарная проверка в отношении Эксплуатационного локомотивного депо Карталы – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги – структурного подразделения Центральной дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» с целью защиты прав и интересов работников по обращению о нарушении трудовых прав, обеспечения соблюдения работодателем трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д. 40-45, 71-76).
По результатам данной проверки, <данные изъяты> ФИО1 17 января 2020 составлены Акты проверки и выданы Предписания № 74/7-5782-19-ОБ/141, № 74/7-5808-19-ОБ/141 от 17 января 2020 года (л.д. 46-49, 50-52, 77-81, 82-84), которыми на генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Б.О.В. возложены обязанности устранить выявленные нарушения. По предписанию № 74/7-5782-19-ОБ/141 от 17 января 2020 года на ОАО «РЖД» возложена обязанность:
1. В срок до 17.04.2020 года во исполнение требований ст. 223 ТК РФ в соответствии с Руководством по эксплуатации электровозов ВЛ 80с, ВЛ 80 ск - восстановить на приписном парке локомотивов эксплуатационного локомотивного депо Карталы санитарно-технические узлы;
2. В срок до 30.01.2019 года во исполнение требований ст. 223 ТК РФ обеспечить работникам, эксплуатирующим локомотивы приписного парка эксплуатационного локомотивного депо Карталы, на которых отсутствуют санитарно-технические узлы, необходимые санитарно-бытовые условия – обеспечить биотуалетами;
3. Предоставить документы, наличие запаса термосов и подтверждающие ознакомление работников с возможностью сделать заявку на использование термоса, во исполнение требований ст.223 ТК РФ;
4. В срок до 17.02.2020 года лиц, допустивших нарушения требований трудового законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности ст. 357 ТК РФ. Указанное предписание подлежит исполнению в срок до 27 марта 2020 года.
По предписанию № 74/7-5808-19-ОБ/141 от 17 января 2020 года на ОАО «РЖД» возложена обязанность:
1. В срок до 17.02.2020 года во исполнение требований ст.212 ТК РФ, ст.22 ТК РФ, пункта 8.1.1 Распоряжения ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 № «Об утверждении правил по охране при эксплуатации локомотивов» (в редакции Распоряжения ОАО «РЖД» от 23.05.2012г. №) обустроить освещение тракционных путей №№ 4,5,31 производственного участка эксплуатационного локомотивного депо Карталы на станции Магнитогорск;
2. В срок до 17.02.2020 года лиц, допустивших нарушения требований трудового законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности, ст.357 ТК РФ. Указанное предписание подлежит исполнению в срок до 17 февраля 2020 года. Настоящие Предписания были вручены начальнику Эксплуатационного локомотивного депо Карталы А.В.В. 17 января 2020 года.
Рассматривая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенные предписания нарушают права административного истца, создавая ему угрозу привлечения к административной ответственности, возлагая на него не предусмотренную законом обязанность. Так суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные доказательства фактически свидетельствуют о неполноте проведенной проверки, и неопределенности требований Предписания о восстановлении на приписном парке локомотивов Эксплуатационного локомотивного депо Карталы санитарно-технических узлов, обеспечении локомотивов, на которых отсутствуют такие узлы, биотуалетами, поскольку в требовании отсутствует указание на каких конкретно локомотивах (серия, номер) отсутствуют санитарно-технические узлы. Доказательств того, что на всем приписном парке эксплуатационного локомотивного депо Карталы отсутствуют санитарно-технические узлы, представлено не было, а положения ст. 223 ТК РФ не содержит требования обеспечить санитарно-бытовые условия путем обеспечения биотуалетами, в связи с чем, указание в предписании на ст. 223 ТК РФ является неправомерным. Также суд первой инстанции указал, что административным ответчиком не было указано, какие именно нормы трудового права были нарушены истцом, каким именно нормативным правовым актом установлена обязанность ОАО «РЖД» в лице Эксплуатационного локомотивного депо Карталы по подготовке документов на наличие запаса термосов и ознакомление работников с возможностью сделать заявку на использование термоса. Поскольку правовая обоснованность пункта 3 оспариваемого предписания не подтверждается материалами дела, в этой части предписание было признано судом незаконным. Также судом первой инстанции было установлено, что на тракционных путях № 4,5,31 производственного участка Эксплуатационного локомотивного депо Карталы на станции Магнитогорск, установлено искусственное освещение, работникам выданы фонари, что подтверждается журналом выдачи фонарей, доказательств того, что на тракционных путях № 4,5,31 полностью отсутствует освещение, материалы дела не содержат. Суд согласился и с доводами о незаконности требований должностного лица в части возложения на работодателя обязанности привлечь виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства к дисциплинарной ответственности, указав, что возложение обязанности на работодателя привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит требованиям трудового законодательства, поскольку применение мер дисциплинарного воздействия к работникам является правом работодателя, а не безусловной обязанностью.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку в решении приведен анализ представленных доказательств, которые оценены в соответствии с требованиями закона, верно указаны обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения, итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Несогласие административного ответчика с выводами суда о незаконности требований оспариваемых предписаний, является необоснованным.
По смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 356 и абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Таким образом, по месту работы работодателем должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения (в т.ч. туалет и раковина).
Согласно п. 1 и 2 Предписания № 74/7-5782-19-ОБ/141 от 17 января 2020 года на генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Б.О.В. возложена обязанность восстановить на приписном парке локомотивов эксплуатационного локомотивного депо Карталы санитарно-технические узлы, обеспечить работников, эксплуатирующих локомотивы приписного парка эксплуатационного локомотивного депо Карталы, на которых отсутствуют санитарно-технические узлы, биотуалетами. В ходе проверки из пояснений главного инженера эксплуатационного локомотивного депо Карталы государственным инспектором было установлено, что на приписном парке локомотивов не на всех локомотивах имеются умывальники и санузлы, что обусловлено датой изготовления электровозов, а также проводимыми модернизациями, ремонтами, передачей электровозов между локомотивными депо, в результате чего на некоторых локомотивах умывальники и санузлы были демонтированы, количество таких локомотивов не превышает 10 % от их общего количества.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу неопределенности требований Предписания в данной части, поскольку выводы должностного лица об отсутствии на приписном парке локомотивов эксплуатационного локомотивного депо Карталы санитарно-технических узлов (на некоторых локомотивах), основаны только на пояснениях главного инженера эксплуатационного локомотивного депо Карталы, без указания конкретного количества и наименования локомотивов, на которых такие санитарно-технические узлы отсутствуют, без предоставления подтверждающих документов, и без проведения осмотра таких локомотивов.
Положения ст. 223 ТК РФ предусматривают обязанность работодателя оборудовать санитарно-бытовые помещения, при этом, не устанавливают конкретные требования, каким образом эта обязанность должна быть выполнена, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о неправомерности требования должностного лица об обеспечении санитарно-технических условий, путем обеспечения локомотивов биотуалетами и термосами, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, они были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 306, 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 20 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> сектора надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ по Карталинскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: