ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2130/2022 от 05.08.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0008-01-2022-002814-82 Административное дело 2а-2130/2022

Судья Полубоярова Е.Г. Дело № 33а-8497/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 5 августа 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Гоношиловой О.А., Еромасова С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаренко Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Арутюняна Г. А.

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 11 мая 2022г.

по делу по административному исковому заявлению Арутюняна Г. А. к И. Р. по Центральному району г. Волгограда, УФНС России по Волгоградской области о признании решений незаконными, обязании повторного рассмотрения, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Арутюнян Г.А. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, УФНС России по Волгоградской области о признании решений незаконными, обязании повторного рассмотрения. В обоснование административных исковых требований Арутюнян Г.А. указал, что в соответствии с решением ИФНС России по Центральному району г. Волгограда № 3136 от 22 декабря 2021г. Арутюнян Г.А. привлечен к налоговой ответственности по статье 101 НК РФ, так же ему начислен налог в размере <.......> рублей. Решением УФНС Р. по Волгоградской области №255 от 24 февраля 2022г. апелляционная жалоба Арутюняна Г.А. на решение ИФНС России по Центральному району г. Волгограда №3136 от 22 декабря 2021г. оставлена без удовлетворения. Названные решения налоговых органов административный истец считает незаконными, вынесенными с нарушением норм процессуального права, в связи с чем подлежащими отмене и направлению на новое рассмотрение в налоговый орган. Заявленное требование мотивирует тем, что 27 апреля 2021г. Арутюнян Г.А. заключен под стражу по приговору суда, отбывает наказание в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, начало срока 27 апреля 2021г., конец срока 26 апреля 2024г. В связи с нахождением с 27 апреля 2021г. в местах лишения свободы, Арутюнян Г.А. не имел возможности сдать налоговую декларацию в установленные законом сроки до 30 апреля 2021г. Кроме того, он лично не был извещен налоговым органом о проводимой в отношении него камеральной проверке, о вынесении оспариваемых решений, о которых ему стало известно от третьих лиц. Арутюнян Г.А. обращался в налоговый орган с заявлением о направлении ему уведомлений и писем, в том числе, по адресу места отбывания им наказания ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, чего сделано не было. Так же выразил несогласие с начислением налога на проданный им объект недвижимости с кадастровым номером <.......> расположенный по адресу <адрес>, пгт. Новый Рогачик, исходя из его кадастровой стоимости в размере <.......> руб., поскольку фактически указанной имущество им продано за <.......> руб., таким образом, ему начислен к уплате налог на доход, которого он фактически не получал.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд отменить решение ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 22 декабря 2021г. №3136, решение УФНС России по Волгоградской области от 24 февраля 2022 г. №255, направить на новое рассмотрение в налоговый орган.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Арутюнян Г.А. просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Представителем административного ответчика И. Р. по Центральному району г. Волгограда Барановым И.А. на апелляционную жалобу поданы возражения.

Административный истец Арутюнян Г.А., участвуя в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержал, представитель административных ответчиков Ханина А.В. полагала, что оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заинтересованные лица начальник ИФНС России по Центральному району г. Волгограда Проценко М.Г., заместитель руководителя УФНС России по Волгоградской области Ямцова Е.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), судебная коллегия не усматривает оснований к отменен решения суда первой инстанции.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемыми решениями налоговых органов права Арутюняна Г.А. не нарушены, оспариваемые решения приняты налоговыми органами в пределах их компетенции, с соблюдением требований правовых актов и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем совокупность условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями отсутствует.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении судом норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.

Положениями пункта 1.2 статьи 88 НК РФ установлено, что в случае, если налоговая декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Пунктом 1 статьи 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. налоговая декларация по НДФЛ за 2020 г. должна была быть представлена налогоплательщиком не позднее 30 апреля 2021г.

Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

На основании пункта 6 статьи 210 НК РФ налоговая база по НДФЛ в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, а также с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества, или на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), положения настоящего пункта не применяются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.

Учитывая изложенное, если реализованный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной проверки установлено непредставление Арутюняном Г.А. налоговой декларации по НДФЛ за 2020 г. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГг. В результате налогоплательщиком нарушены подпункт 4 пункта1 статьи 23, пункт1 статьи 229 НК РФ.

Согласно материалам камеральной налоговой проверки ИФНС России по Центральному району г. Волгограда расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости (первичная декларация) за 2020 г., проведенной в отношении Арутюняна Г.А. в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в ходе которой установлено получение Арутюняном Г.А. в 2020 г. дохода от продажи 11 объектов недвижимого имущества, а именно: комнаты кадастровый № <...>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг., дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг., место нахождение <.......>; квартиры кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес> квартиры кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес> жилого дома кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес> жилого дома кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес>; квартиры кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес>; нежилого помещения кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес> земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес> земельного участка для индивидуальной жилой застройки кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес>; квартиры кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес> земельного участка для ведения садоводства и огородничества кадастровый № <...> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГг. место нахождение <адрес>.

Доходы Арутюняна Г.А. от реализации объектов недвижимости принимаются по договорам купли – продажи объектов собственности, в отдельных случаях с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 Кодекса и составляют <.......> рублей.

Камеральной проверкой расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 г., в отношении Арутюняна Г.А.И.<.......> установлено: не отражение суммы дохода, облагаемого по ставке 13%, в размере <.......> рублей, предоставление суммы имущественного вычета (подпункт 1 пункт 2 статьи 220 НК РФ) в размере <.......> рублей; предоставление суммы имущественного вычета (подпункт 2 пункт 2 статьи 220 НК РФ) в размере <.......> рубля.

Налоговая база для исчисления НДФЛ составила <.......>.02 рубля (<.......>) в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%.

Таким образом, неисчисление суммы налога на доходы физических лиц за налоговый период 2020 г. составило <.......> рублей (<.......>%).

По договору купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГг. Арутюнян Г.А. продал Батаеву В.В. трехэтажное здание администрации с кадастровым номером <.......>, площадью <.......>.м., расположенное по адресу: <адрес>, за <.......> рублей.

Указанный объект недвижимого имущества принадлежал продавцу Арутюняну Г.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг., о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГг. сделана запись регистрации.

Согласно данным, полученным из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области посредством межведомственного электронного взаимодействия, кадастровая стоимость реализованного Арутюняном Г.А. нежилого помещения кадастровый № <...> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. составляет <.......> рублей, кадастровая стоимость х0,7 составляет <.......> рублей, цена имущества по договору купли-продажи <.......> рублей.

Поскольку недвижимое имущество кадастровый № <...> реализовано Арутюняном Г.А. в 2020 г. (дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГг.), то в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ, налоговая база в отношении дохода, полученного от продажи данного объекта, должна быть определена исходя из кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, применимой с ДД.ММ.ГГГГг.

В связи с тем, что договорная стоимость трехэтажного здания администрации, согласно договору купли – продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГг. меньше, чем кадастровая стоимость данного объекта, умноженная на понижающий коэффициент, то размер дохода, полученного Арутюняном Г.А. от продажи указанного объекта недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, правомерно учтен ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от кадастровой стоимости.

Положениями НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить анализ сопоставимости рыночной стоимости с данными о кадастровой стоимости. При этом налоговыми органами при определении налоговой базы по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, учитывается только кадастровая стоимость объектов недвижимости, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости органом кадастрового учета в установленном законом порядке. Иная кадастровая стоимость, в том числе на основании оценки эксперта о стоимости объектов недвижимого имущества, может быть использована исключительно в случаях оспаривания размера кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке.

Камеральной проверкой расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 г., в отношении Арутюняна Г.А.И.<.......> установлено: неотражение суммы дохода, облагаемого по ставке 13%, в размере <.......>.66 рублей, предоставление суммы имущественного вычета (подпункт 1 пункт 2 статьи 220 НК РФ) в размере <.......> рублей; предоставление суммы имущественного вычета (подпункт 2 пункт 2 статьи 220 НК РФ) в размере <.......> рубля.

На дату принятия решения ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГг., налоговая декларация за 2020 г. налогоплательщиком Арутюняном Г.А. не представлена.

По факту выявленных нарушений, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> о представлении пояснений по факту отчуждения объектов недвижимого имущества и получения дохода, что подтверждается списком отправки простых почтовых отправлений. При этом указанное требование содержало указание на возможность представления запрашиваемой информации н электронную почту налогового органа, через сервис «Личный кабинет налогоплательщика», почтовым отправлением. Факт направления указанного требования в адрес заявителя подтверждается списком отправки заказных почтовых отправлений, имеющим штамп почтового отделения АО «Почта России» о принятии корреспонденции к отправке (ШПИ <.......>).

Согласно сведениям официального сайта «Почта России» (www.pochta.ru) данное заказное письмо ДД.ММ.ГГГГг. принято почтовым отделением, вручено адресату ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком представлены пояснения по указанному требованию, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГг. по приговору суда он находится в местах лишения свободы и был лишен возможности предоставить налоговую декларацию своевременно, представлена копия справки ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области о том, что Арутюнян Г.А. отбывает наказание в данном учреждении по адресу: <адрес> и он просит направлять почтовую корреспонденцию по адресу регистрации по месту жительства и по адресу отбывания наказания.

ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком представлены дополнения к пояснениям по требованию от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> с приложением договоров купли-продажи, содержащие просьбу направлять почтовую корреспонденцию по адресу регистрации по месту жительства и по адресу отбывания наказания.

На основании пункта 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ, акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его принятия должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по факту выявленного нарушения в соответствии со статьями 88, 100 НК РФ составлен акт камеральной налоговой проверки № <...>, который направлен в адрес заявителя заказной почтовой корреспонденцией, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, имеющим штамп почтового отделения АО «Почта России» о принятии корреспонденции к отправке (ШПИ <.......>). Согласно сведениям официального сайта «Почта России» (www.pochta.ru) данное заказное письмо ДД.ММ.ГГГГг. принято почтовым отделением и вручено адресату ДД.ММ.ГГГГг.

Далее Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены извещение от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенное на ДД.ММ.ГГГГг. (ШПИ <.......>), и уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> о вызове налогоплательщика в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ для получения решения (ШПИ <.......>), что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, имеющим штамп почтового отделения АО «Почта России» о принятии корреспонденции к отправке (ШПИ <.......>). Согласно сведениям официального сайта «Почта России» (www.pochta.ru) данное заказное письмо ДД.ММ.ГГГГг. принято почтовым отделением и вручено адресату ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГАрутюняном Г.А. представлены возражения по акту налоговой проверки № <...>, а также ходатайство об учете обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя и до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 НК РФ. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 НК РФ.

На основании пункта 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика ИФНС России по Центральному району г. Волгограда принято решение от 22 декабря 2021г. № 3136 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 5 статьи 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

И. Р. по <адрес> акт налоговой проверки № <...> от ДД.ММ.ГГГГг., извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № <...> от ДД.ММ.ГГГГг., уведомление № <...> о вызове в налоговый орган налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГг. направлены налогоплательщику заказными почтовыми отправлениями посредством АО «Почта Р.» по адресу, который совпадает с данными Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> о его месте жительства:<адрес>, поскольку налогоплательщиком заявление о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов по установленной форме не представлено.

Как следует из представленных материалов, в своих пояснениях налогоплательщик сообщает, что с ДД.ММ.ГГГГг. по приговору суда находится в местах лишения свободы, а именно в ФКУ ИК-12 по адресу: <адрес>, в связи с чем, Арутюнян Г.А. указал на необходимость направлении ответов по обоим адресам, а именно по адресу <адрес> по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (возражения).

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Таким образом, в соответствии с законодательством безусловным основанием для отмены решения признается только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. К таким нарушениям относится необеспечение права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений.

Согласно сведений АО «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГг., почтовое отправление № <...> вручено ДД.ММ.ГГГГг., № <...> вручено ДД.ММ.ГГГГг., № <...> вручено ДД.ММ.ГГГГг. Арутюнян К.Р. по нотариально удостоверенной доверенности № <...> от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которой административный истец Арутюнян Г.А. уполномочил Арутюнян К.Р. на получение корреспонденции.

В соответствии со сведениями, представленными ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, административный истец Арутюнян Г.А. имел неоднократные свидания с действующей в его интересах на основании доверенности № <...> от ДД.ММ.ГГГГг. Арутюнян К.Р.

В ходе рассмотрения дела по существу Арутюнян Г.А. пояснил, что адресованные ему почтовые отправления налоговых органов получал его представитель, о чем сообщал ему, после чего Арутюнян Г.А. направлял свои пояснения, возражения относительно осуществляемых в отношении него проверочных мероприятий, с приложением документов, обосновывающих его позицию.

Основываясь на материалах дела, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что Арутюнян Г.А. был надлежащим образом осведомлен о проводимой в отношении него камеральной налоговой проверки, а также о ходе рассмотрения дела ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, УФНС России по Волгоградской области и при этом активно реализовывал защиту своих прав.

Материалами дела подтверждено, что оспариваемые решения налоговых органов направлены Арутюняну Г.А. по месту отбывания им наказания ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный истец Арутюнян Г.А. не был лишен права и возможности лично, либо через наделенного полномочиями нотариально удостоверенной доверенностью представителя исполнить обязанность по сдаче декларации по НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 г., однако данная обязанность не исполнена Арутюняном Г.А.

Довод административного истца Арутюняна Г.А. о неподаче налоговой декларации в установленные законом сроки в связи с его заключением под стражу обоснованного отвергнут судом первой инстанции, поскольку декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 г., Арутюняном Г.А. не была подана и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.

При этом как следует из доверенности № <...> от ДД.ММ.ГГГГг., Арутюнян Г.А. наделил Арутюнян К.Р. правом сдавать отчеты и декларации о результатах осуществления деятельности, вести от его имени дела во всех государственных органах.

В силу статьи 112 НК РФ к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

На основании пункта 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.

Налоговый орган дает самостоятельную оценку таким обстоятельствам с точки зрения их влияния на совершенное налогоплательщиком правонарушение и делает вывод о необходимости их принятия при наложении штрафных санкций за совершенное налогоплательщиком налоговое правонарушение.

В данном случае ИФНС России по Центральному району г. Волгограда в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения Арутюняном Г.А., учтены: тяжелое материальное положение; совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; иные обстоятельства, которые налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность (нахождение в местах лишения свободы), в результате чего размер штрафных санкций уменьшен в 8 раз, то есть снижен с <.......> рублей до <.......> рублей.

Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правовую оценку, они не опровергают приведенные выводы суда первой инстанции, а направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных районным судом, основаны на неправильном толковании норм материального права и не подтверждают нарушения судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Волгоградаот 11 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Арутюняна Г. А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи