ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-213/2022 от 12.05.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Ёлгина Ю.И. № 33А-4240/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№2а-213/2022)

(42RS0037-01-2021-003386-08)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» мая 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Бегуновича В.Н., Тройниной С.С.,

при секретаре: Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе Самохвалова А.В. на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 02 марта 2022 года по административному исковому заявлению Самохвалова Антона Викторовича к Межмуниципальному отделу МВД России «Юргинский» о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛА:

Самохвалов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение о перенаправлении заявлений административного истца о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников исправительного учреждения в ФКУ ИК-41 для принятия дальнейшего решения.

Требования мотивирует тем, что в МО МВД РФ «Юргинский», согласно ответу от 19.02.2021, принято решение, что обращения Самохвалова А.В. о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников ИК-41 были перенаправлены в ИК-41 для принятия дальнейшего решения. Считает, что оспариваемым решением нарушается право административного истца, предусмотренное ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 02 марта 2022 года в удовлетворении требований Самохвалова А.В. отказано.

Не согласившись с решением суда, Самохвалов А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. Доводы мотивирует тем, что судом неправильно истолкованы нормы материального права, очевидно, что ответчиком были нарушены требования ч. 3 ст. 8 № 59-ФЗ от 02.05.2006.

На апелляционную жалобу представителем МО МВД России «Юргинский», ГУ МВД России по Кемеровской области Газизовой О.Ю. принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав Самохвалова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя МО МВД России «Юргинский», ГУ МВД России по Кемеровской области Газизову О.Ю., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими решением, действиями (бездействием) прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав административного истца административным ответчиком допущено не было, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения настоящего иска в полном объеме.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела Самохвалов А.В. направил в Межмуниципальный отдел МВД России «Юргинский» восемь заявлений, датированных 29.01.2021, 27.11.2020, 27.11.2020, 29.01.2021, 29.01.2021, 27.11.2020, 27.11.2020, 29.01.2021 из содержания которых следует, что он просит провести проверку и возбудить уголовные дела в отношении должностных лиц ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.

Письмом от 19.02.2021 начальник межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» Гейдрович Д.А. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» направил указанные заявления Самохвалова А.В. начальнику ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбасса для рассмотрения в пределах компетенции, о чем сообщил административному истцу.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается, в том числе обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (часть 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (часть 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 4).

Порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел определен в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 707, в соответствии с которой сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (п. 8.1); принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (п. 8.3).

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736 (далее - Инструкция № 736).

Как установлено пунктами 63, 64 Инструкции №736, по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающим, принимается одно из следующих решений: о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности, о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности, о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП, о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу, о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

При направлении заявлений Самохвалова А.В. в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, административный ответчик исходил из того, что указанные в обращении вопросы не относятся к компетенции МО МВД России «Юргинский», поскольку Самохваловым А.В. оспариваются условия содержания, а кроме того, сотрудники МВД не уполномочены принимать решения о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников ГУФСИН, это подследственность следственного комитета.

В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуются.

Поскольку Самохвалов А.В. оспаривал действия/бездействия должностных лиц ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, в том числе и начальника, направление административным ответчиком данных заявлений для рассмотрения в орган, действие которого, в лице его должностных лиц, обжаловалось, противоречит положениям п.6 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ.

Таким образом, должностным лицом при рассмотрении заявлений Самохвалова А.В. нарушен запрет на направление обращения в тот орган, чье решение обжалуется – ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что имелась совокупность условий для удовлетворения административного искового заявления, поскольку установлены неправомерность направления заявлений в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу и нарушение права административного истца на рассмотрение его заявлений тем органом, в чьей компетенции находится рассмотрение данных заявлений.

Согласно пункту 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления Самохвалова А.В.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 02 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным действия Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» по направлению заявлений Самохвалова А.В. от 29.01.2021, 27.11.2020, 27.11.2020, 29.01.2021, 29.01.2021, 27.11.2020, 27.11.2020, 29.01.2021 в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу письмом от 19.02.2021 года.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: