ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2140/2021 от 04.08.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Курилов М.К. № 33А-7177/2021

Докладчик: Пронченко И.Е. (№2а-2140/2021

УИД 42RS0009-01-2021-003010-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«04» августа 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Быковой С.В., Тройниной С.С.,

при секретаре: Климове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 мая 20201 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Кемерово об оспаривании отказа в выдаче решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки от 20.01.2021 г.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в выдаче решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки №11-01/209 от 20.01.2021, вынесенный Управлением архитектуры и градостроительства г. Кемерово; обязать Управление архитектуры и градостроительства г. Кемерово выдать решение о согласовании перепланировки жилого помещения № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, согласно заявления №18159 от 16.12.2020 г.

Требования мотивированы тем, что16.12.2020 г. ФИО1 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства г. Кемерово с заявлением о перепланировке жилого помещения № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, которому был присвоен вх. №18159, а именно: демонтаж шкафа и устройство не несущих перегородок (устройство душевой на площади шкафа и коридора) помещение № согласно техническому паспорту, представив пакет документов, в том числе проектную документацию, составленную проектным бюро «Архитектор» в 2020 году.

17.03.2021 г. электронным письмом Управление архитектуры и градостроительства г. Кемерово сообщило ФИО1, что поскольку к заявлению не приложено заключение по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (п. 6 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), которое выдает Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово, принято решение об отказе в выдаче согласования переустройства и (или) перепланировки №11-01/209 от 20.01.2021 на №18159 от 16.12.2020.

Административный ответчик мотивировал свой отказ тем, что в декабре 2019 года Комитетом по охране объектов культурного наследия Администрации Кемеровской области в адрес управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово был направлен список объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Кемерово, в котором указано, что многоквартирный дом <адрес> входит в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Ансамбль застройки театральной площади» и имеет адрес: <адрес>».

Согласно действующему ГК РФ, письма органов исполнительной власти субъектов РФ не имеют силу нормативных правовых актов.

Законодательством РФ предусмотрен специальный порядок утверждения многоквартирных домов объектами культурного наследия.

Отказ является не законным в силу противоречия действующим законодательным нормам.

Жилой дом <адрес> к объектам культурного наследия не отнесен, следовательно, нормы Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на этот дом не распространяются. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует, в «Перечне объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Кемеровской области». Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует в «Списке утвержденных объектов культурного наследия, находящихся на территории г. Кемерово».

К объектам культурного наследия города Кемерово отнесены только жилые дома с краеведческим музеем <...> и <...> (пункты 69-70).

Пунктом 10 Приложения Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2011 №399 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Кемерово» к памятникам архитектуры и градостроительства г. Кемерово отнесен «Ансамбль застройки театральной площади: Театральная площадь г. Кемерово площадь перед драматическим театром им. А.В.Луначарского; Жилой дом с краеведческим музеем <...>; Жилой дом с краеведческим музеем <...>. Краеведческие музеи в жилых домах города Кемерово: <адрес> и ул. Весенняя,14 не расположены.

Факт различия домов подтверждается индивидуальными собственными кадастровыми номерами объектов недвижимости: <адрес> имеет кад. №; <...> имеет кад. №.

К заявлению о перепланировке от 16.03.2021 было приложено Уведомление об отсутствии необходимости согласования проекта перепланировки помещения в многоквартирном доме с Управлением культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Кемерово на 1 л (№6 в списке приложений заявления от 16.03.2021).

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 18 мая 2021 года требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и дополнению к ней представитель административного истца ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации г. Кемерово просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Администрации г. Кемерово ФИО3, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

16.12.2020 г. ФИО1 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово с заявлением о перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены следующие документы: копия выписки из ЕГРН от 23.03.2020 г. (о праве собственности); проектная документация: перепланировка помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (включая согласование ООО «Кузбассоблгаз», план помещения после перепланировки); копия технического паспорта перепланируемого жилого помещения; копия паспорта ФИО1; уведомление об отсутствии необходимости согласования проекта перепланировки помещения в многоквартирном доме с Управлением культуры, спорта и молодёжной политики администрации г.Кемерово; согласие на перепланировку ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» от 29.07.2020 г.

17.03.2021 г. ФИО1 получен ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово от 20.01.2021 г. №11-01/209 об отказе в выдаче решения о согласовании перепланировки.

Из указанного ответа следует, что в декабре 2019 года Комитетом по охране объектов культурного наследия администрации Кемеровской области в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово был направлен список объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Кемерово, в котором указано, что многоквартирный <адрес> входит в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Ансамбль застройки театральной площади» и имеет адрес: <...>, <адрес> Поскольку ФИО1 не было представлено заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимом проведении перепланировки помещения в многоквартирном доме, было принято решение об отказе в выдаче согласования перепланировки жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что административным истцом не были представлены документы, необходимые для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Оспаривая данный отказ, административный истец указывает, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> к объектам культурного наследия не отнесен. К объектам культурного наследия отнесен жилой дом, по адресу: <...>, а не вышеуказанный жилой дом.

В силу ч.1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Частью 2 ст. 26 ЖК РФ предусмотрен перечень необходимых документов, которые необходимо представить для проведения перепланировки жилого помещения.

Согласно ч. 4 ст. 26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.

Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 5 статьи 3.1).

Принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр в соответствии с пунктом 12 статьи 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.09.2011 г. №399 « О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Кемерово» определен перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Кемерово.

Пунктом 10 Приложения к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровское области от 05.09.2011 №399 к памятникам архитектуры и градостроительства г. Кемерово отнесен «Ансамбль застройки театральной площади, который включает в себя: театральную площадь, жилой дом с краеведческим музеем <...> и жилой дом с краеведческим музеем <...>.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2013 № 13 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Кемерово, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Кемерово.

Согласно данному постановлению, охранная зона 1-25 назначена на территорию, на которой расположены объекты культурного наследия в непосредственной близости друг от друга, формирующие объемно-пространственную структуру площади перед драматическим театром им. А.В.Луначарского, и включающую историческую планировку. Охранная зона 1-25 распространяется на территорию, примыкающую к территориям следующих объектов культурного наследия регионального и местного значения: «Драматический театр» (пр. Советский, д. 53); «Ансамбль застройки театральной площади» (пр. Советский).

Из текстового описания границ охранной зоны объектов культурного наследия ОЗ 1-25 следует: внешняя граница проходит от точки пересечения условной линии, проходящей по северному краю проезжей части ул. Ноградской, с условной линией, проходящей вдоль торцевой части юго-восточного фасада жилого дома по ул. Ноградской, д. 20, по этой линии в северо-восточном направлении, далее по краю дворового проезда вдоль указанного дома в северо-западном, затем в северо-восточном направлении до пересечения с условной линией, проходящей по оси пр. Советского, далее по оси в юго-восточном направлении, затем в юго-западном направлении по условной линии, проходящей вдоль северо-западной границы территории объекта культурного наследия «Ансамбль застройки пр. Советского: дом жилой» (пр. Советский, д. 57), до пересечения с условной линией, проходящей на расстоянии 30 м от юго-западных фасадов зданий по пр. Советскому, д. 57 и д. 59, далее по этой линии в северо-западном направлении до пересечения с условной линией, проходящей по юго-восточному краю проезда между домами по ул. Ноградской, д. 28 и пр. Советскому, д. 55, далее по этой линии в юго-западном направлении, затем по северо-восточному краю проезжей части ул. Ноградской в северо-западном направлении до исходной точки.

Таким образом, в границы территории объекта культурного наследия входит, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что также подтверждается сведениями из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в границы территории объекта культурного наследия.

Следовательно, учитывая вышеприведенные обстоятельства, административным истцом к заявлению о перепланировке необходимо было представить заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки.

С учетом изложенного, у администрации г. Кемерово отсутствовали основания для согласования проекта переустройства и перепланировки жилого помещения № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: