ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2143/2022 от 06.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Саматова Д.И.

УИД 16RS0050-01-2022-003313-10

в суде первой инстанции дело № 2а-2143/2022

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-12767/2022

Учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 сентября 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Шарифуллина В.Р., Давлетшиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 26 мая 2022 года, которым постановлено:

административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», заместителю главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставления без проведения торгов земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным отказ заместителя главы муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО4, выраженный в письме от 7 декабря 2021 № 4080/03-04-01-16/2021, в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани принять решение о предварительном согласовании предоставления ФИО1, ФИО2, ФИО3 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Сообщить об исполнении решения в адрес Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан и в адрес ФИО1, ФИО2, ФИО3 в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО3, ФИО1 и ФИО2 - ФИО5, полагавшей решение суда законным и обоснованным и высказавшейся против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности с долей в праве по 1/3 за каждым на жилой дом общей площадью 61,3 кв.м с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>

Решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года признан незаконным отказ в предварительном согласовании административным истцам предоставления в собственность земельного участка по указанному адресу в запрашиваемых границах, выраженный в письме заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО4 от 22 января 2020 года № 192/03-04-01-16/2020; на исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить нарушение прав административных истцов путем повторного рассмотрения их заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2021 года решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» - без удовлетворения.

Административные истцы повторно обратились с заявлением к административному ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом по адресу: <адрес>

Решением заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО4 от 7 декабря 2021 года № 4080/03-04-01-16/2021 отказано по тем же основаниям.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 просили признать незаконным решение от 7 декабря 2021 года № 4080/03-04-01-16/2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов.

Судом к участию в деле привлечены административный ответчик заместитель главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО4, заинтересованные лица МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и специалист МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО6.

26 мая 2022 года по делу принято решение в вышеприведенной формулировке.

Определением Приволжского районного суда г.Казани от 20 июня 2022 года в резолютивной части решения суда от 26 мая 2022 года исправлена описка.

В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования города Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ставится вопрос об отмене решения суда от 26 мая 2022 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Административные ответчики считают, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права, а его выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, настаивают на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий, утвержденных постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 26 мая 2021 года №376, в составе проекта планировки территории линейного объекта регионального значения «Участок дороги от ул. Техническая до Кировской дамбы в рамках развития Большого Казанского кольца на территории муниципального образования г.Казани Республики Татарстан. Улица Меховщиков на участке от ул.Магистральная до ул.Девятаева».

В суд апелляционной инстанции представлены письменные возражения административного истца ФИО3, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3, административный ответчик заместитель главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО4, заинтересованное лицо специалист МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ФИО6 в суд не явились.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обеспечили участие в судебном заседании своего представителя ФИО5

Административные ответчики исполнительный комитет муниципального образования города Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заинтересованные лица МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», МКУ «Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» своих представителей в суд не направили.

В соответствии частью 1 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями статьи 39.14 ЗК РФ.

Так, согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»). В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (подпункты 1-3).

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

Согласно части 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

В силу пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Из материалов дела видно, что 17 ноября 2014 года в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) внесены сведения об объекте недвижимости в виде жилого дома площадью 61,3 кв.м с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером .... (том 1 л.д.59-63).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером .... внесены в ЕГРН 1 сентября 1999 года. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (том 1 л.д.51-58).

По сведениям из открытых общедоступных источников земельный участок относится к категории земель: земли поселений (земли населенных пунктов) и имеет вид разрешенного использования: индивидуальный дом.

Административные истцы являются участниками в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, с долей в праве по 1\3 за каждым (л.д.41).

Право общей долевой собственности ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на жилой дом в порядке наследования после ФИО7, умершего 29 января 2010 года, признано за ними решением Приволжского районного суда г.Казани от 15 апреля 2014 года (л.д.29).

2 июля 2018 года по заказу административных истцов кадастровым инженером Казанского отделения Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан ФИО8 подготовлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером .... (том 1 л.д.197-198).

Сопроводительным письмом кадастрового инженера от 2 июля 2018 года к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории заказчику работ рекомендовано обратиться за решением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором будет указана фактическая площадь земельного участка (л.д.192).

10 июля 2018 года административные истцы обратились в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного площадью 2 047 кв.м.

Письмом МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 22 января 2020 года №192/03-04-01-16/2020 в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка площадью 2047 кв.м отказано. Отказ мотивирован тем, что по материалам инвентарного дела площадь земельного участка по <адрес> г.Казани составляет 683 кв.м.

Вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года по административному делу № 2а-2952/2020 названный отказ от 22 января 2020 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка признан незаконным; на исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить нарушение прав административных истцов путем повторного рассмотрения их заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в запрашиваемых границах.

Во исполнение решения Приволжского районного суда г.Казани от 14 сентября 2020 года письмом МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» от 7 декабря 2021 года №4080/03-04-01-16/2021 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на основании пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ со ссылкой на пункт 16 статьи 11.10, пункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

Отказ мотивирован тем, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий, утвержденных постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 26 мая 2021 года № 376 в составе проекта планировки территории линейного объекта регионального значения «Участок дороги от улицы Техническая до Кировской дамбы в рамках развития Большого Казанского кольца на территории муниципального образования г.Казани Республики Татарстан. Улица Меховщиков на участке от улицы Магистральная до ул. Девятаева» (далее - постановление исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 26 мая 2021 года №376). Также часть участка расположена в границах проектных красных линий внутриквартального проезда, тогда как территория общего пользования приватизации не подлежит (л.д.20-23).

Оспариваемый отказ составлен в соответствии с заключением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 2 августа 2021 года № 94476-Закл (том 1 л.д. 46-50).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия надлежащих доказательств того, что утвержденным проектом планировки территории предусмотрено расположение земельного участка административного истца в красных линиях дороги, в границах территории общего пользования. Суд указал, что отнесение находящихся в частной собственности земельных участков к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и соответственно градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных или иных нужд и прекращения права частной собственности на земельные участки. С учетом данных обстоятельств суд сослался на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ, пришел к выводу о неправомерности оспариваемого отказа от 7 декабря 2021 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка и принял решение об удовлетворении административного иска.

При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС РФ, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 ЗК РФ, в силу которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований.

В частности, пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

По смыслу приведенной нормы ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Так, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Статьей 2 ГрК РФ определены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в том числе: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).

Пункт 11 статьи 1 ГрК РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).

Случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, предусмотрены частью 3 статьи 41 ГрК РФ. Так, в частности, подготовка документации по планировке территории является обязательной в случае, если необходимы установление, изменение и отмена красных линий.

Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 названного кодекса).

Подготовка проектов планировки территории, состоящих из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию, осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.

Статья 43 указанного кодекса регулирует вопрос подготовки проекта межевания территории, которая осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1).

В силу данной статьи подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2).

На чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 (пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основные требования к подготовке документации по планировке территории содержатся в части 10 статьи 45 ГрК РФ. Она осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 статьи 45 ГрК РФ.

Таким образом, из содержания приведенных норм градостроительного и земельного законодательства следует, что не могут быть переданы в частную собственность земельные участки, которые находятся в красных линиях.

Из заключения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 2 августа 2021 года № 94476-Закл с проекту постановления исполнительного комитета г.Казани «О предварительном согласовании предоставления гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО3 земельного участка по <адрес>» следует, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий, утвержденных постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 26 мая 2021 года №376 в составе проекта планировки территории линейного объекта регионального значения «Участок дороги от улицы Техническая до Кировской дамбы в рамках развития Большого Казанского кольца на территории муниципального образования г. Казани Республики Татарстан. Улица Меховщиков на участке от улицы Магистральная до улицы Девятаева»; часть земельного участка расположена в границах проектных красных линий внутриквартального проезда (том 1 л.д.46-48).

Проект межевания на запрашиваемую территорию не разработан.

Соответственно имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждаются доводы административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах утвержденных красных линий в составе проекта планировки территории линейного объекта регионального значения, что в силу положений пункта 12 статьи 85 ЗК РФ исключает возможность его приватизации.

При таких обстоятельствах с учетом положений части 9 статьи 226 КАС РФ суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о неправомерности оспариваемого отказа административного ответчика от 7 декабря 2021 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий по предусмотренным законом, в частности пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ, основаниям для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Указание суда на отсутствие надлежащих доказательств подтверждения расположения земельного участка административного истца в красных линиях дороги и в границах территории общего пользования не соответствует обстоятельствам дела и основанием для удовлетворения административного иска также быть не может.

При этом ссылка суда на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ обусловлена неправильным применением норм материального права, поскольку вопрос правомерности отнесения земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе и испрашиваемого земельного участка, к территории общего пользования в предмет настоящего судебного разбирательства не входит.

Довод возражений административного истца ФИО3 на апелляционную жалобу о том, что административным ответчиком проигнорированы выводы о недопустимости произвольного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенные в решении суда от 14 сентября 2020 года по административному делу №2а-2952/2020 отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку постановление исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 26 мая 2021 года №376 принято после принятия указанного решения суда от 14 сентября 2020 года, а отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивирован иными, нежели чем в предыдущем решении административного ответчика от 22 января 2020 года, причинами.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Пунктом 2 статьи 309 КАС предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Тем самым обжалуемое решение подлежит отмене путем принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 26 мая 2022 года по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.

Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в письме МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 7 декабря 2021 года № 4080/03-04-01-16/2021, возложении на исполнительный комитет муниципального образования г.Казани обязанности предварительно согласовать предоставление ФИО1, ФИО2, ФИО3 в собственность без проведения торгов земельный участок площадью 2047 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: индивидуальный дом в соответствии со схемой расположения земельного участка оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия; кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 года

Определение29.09.2022