34RS0026-01-2021-000373-33№ 2а-214/2021
Судья Сулохина Н.Н. № 33а-7983/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июля 2021 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Сергеева С.С., Тертышной В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, признании несостоявшимися публичных слушаний
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2021 года, которым постановлено:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства РФ о заблаговременной, относительно даты проведения публичных слушании по проекту местного бюджета, публикации в местном печатном органе газете «Знамя» постановления главы администрации г.Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 269 от 12.10.2020 года «О назначении публичных слушаний по проекту бюджета городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области» и проекта решения Совета Депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», а также в неисполнении требований федерального законодательства РФ о заблаговременной, относительно даты проведения публичный слушаний по проекту местного бюджета, публикации в местном печатном органе газете «Знамя» проекта решения Совета Депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», признании несостоявшимися публичных слушаний по проекту решения Совета Депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, назначенные на 12 ноября 2020 года по <адрес> в 17 часов 00 минут, вследствие нарушения процедуры назначения публичных слушаний и уведомления населения о проведении слушаний по проекту бюджета г.Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просил признать неправомерным бездействие администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства РФ о заблаговременной, относительно даты проведения публичных слушании по проекту местного бюджета, публикации в местном печатном органе газете «Знамя» постановления главы администрации г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 269 от 12.10.2020 года «О назначении публичных слушаний по проекту бюджета городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области» и проекта решения Совета Депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», а также в неисполнении требований федерального законодательства РФ о заблаговременной, относительно даты проведения публичный слушаний по проекту местного бюджета, публикации в местном печатном органе газете «Знамя» проекта решения Совета Депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», признать несостоявшимися публичные слушания по проекту решения Совета Депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, назначенные на 12 ноября 2020 года по <адрес>, в 17 часов 00 минут, вследствие нарушения процедуры назначения публичных слушаний и уведомления населения о проведении слушаний по проекту бюджета г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области.
В обоснование требований указал, что оспариваемое бездействие административного ответчика нарушает его право на участие в публичных слушаниях по бюджету муниципального образования вследствие ненадлежащего уведомления о времени месте проведения слушаний и право на участие в осуществлении местного самоуправления в связи с ненадлежащим информированием о содержании проекта бюджета муниципального образования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда на находит.
В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Советом депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области 17 декабря 2020 года принято решение № 13\28 «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на период 2022-2023 годы», которым утверждены его основные характеристики.
Указанное решение 24 декабря 2020 года было опубликовано в газете «Знамя», которая согласно Уставу городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области от 18 ноября 2016 года № 13\137 (далее – Устав), является печатным изданием, в котором подлежат официальному опубликованию муниципальные правовые акты.
Согласно материалам дела, проект решения Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на период 2022-2023 годы» был направлен в представительный орган администрацией городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области 13 ноября 2019 года.
Предварительно постановлением администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области от 12 октября 2020 года № 269 года назначены на 12 ноября 2020 года публичные слушания по проекту решения Совета Депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (далее - проект решения), на которых указанный проект был принят.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановление от 12 октября 2020 года № 269 о проведении публичных слушаний и проект решения «О бюджете городского поселения город Ленинск решение Совета депутатов городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годы были размещены (обнародованы) в установленных местах, на информационном стенде, расположенном на прилегающей к зданию администрации городского поселения г.Ленинск территории по <адрес>, и информационном стенде в здании администрации городского поселения г.Ленинск по <адрес> г.Ленинск, что подтверждается справкой администрации городского поселения г.Ленинск от 17 ноября 2020 года № 2978, актом обнародования муниципального правового акта городского поселения город Ленинск, Волгоградской области 13 ноября 2020 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области принимались меры для опубликования (обнародования) постановления администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 269 от 12 октября 2020 года «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» и проекта решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов». Неопубликование в официальном печатном издании постановления администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 269 от 12 октября 2020 года «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» и проект решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» в данном конкретном случае не является существенным процедурно-процессуальным нарушением, поскольку результаты фактически проведенных публичных слушаний были учтены, при этом решение Совета депутатов городского поселения город Ленинск № 13/78 от 17декабря 2020 года «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годы» принято во втором чтении и опубликовано в печатном издании – газета «Знамя».
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющие государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть3).
В соответствии со статьей 52 Закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) (часть1). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ( часть 2). Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования (часть 6).
Согласно статье 28 Закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (часть 1).
На публичные слушания должны выноситься, в числе прочих, проект местного бюджета и отчет о его исполнении (пункт 2 части 3).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4, в редакции на день принятия постановления о проведении публичных слушаний).
Как указано в части 1 статьи 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета городского поселения город Ленинск регулируются Положением о бюджетном процессе в городском поселении город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением Совета депутатов г.п.г Ленинск от 23 июля 2020 года № 8/61 ( далее – Положение о бюджетном процессе).
Данным положением предусмотрены основные этапы бюджетного процесса, в том числе составление проекта бюджета (глава 3), внесение проекта решения на рассмотрение (глава 4), рассмотрение и утверждение проекта решения о бюджете (глава 5).
Согласно статье 11 Положения о бюджетном процессе проведение публичных слушаний по проекту бюджета проводится в порядке, определенном уставом городского поселения и порядком организации и проведения публичных слушаний.
Решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск №10/65 от 24 сентября 2020 года утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний в городском поселении г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области.
Указанным нормативным правовым актом определена процедура организации и проведения публичных слушаний по вопросам местного значения в городском поселении г. Ленинск, а также особенности проведения публичных слушаний по проекту бюджета городского поселения.
Согласно подпункту 6.2 пункта 6 Порядка организации и проведения публичных слушаний в городском поселении г. Ленинск «проект бюджета городского поселения г. Ленинск на очередной финансовый год, отчет о его исполнении подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов».
В силу пункта 1.1 статьи 32 Устава официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в газете Ленинского муниципального района Волгоградской области «Знамя» в течение пяти дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 2.1 статьи 32 Устава официальному обнародованию подлежат Устав, решение Совета депутатов городского поселения город Ленинск о внесении изменений и дополнений в устав; муниципальные нормативные правовые акты городского поселения город Ленинск, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (пункт 2).
Официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется в течение пяти дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем доведения на территории городского поселения до всеобщего сведения граждан посредством размещения их в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к текстам муниципальных правовых акта в органах местного самоуправления.
Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение 30 календарных дней с момента их обнародования.
Специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются информационные стенды:
- на прилегающей к зданию администрации городского поселения г. Ленинск;
- информационные стенды в здании администрации городского поселения г.Ленинск.
В подтверждение соблюдения процедуры обнародования муниципального правового акта составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства в средствах массовой информации должен быть опубликован только проект местного бюджета на очередной финансовый год, а постановление органа местного самоуправления о назначении публичных слушаний относительно данного проекта не относится к числу нормативных правовых актов, которые подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Доводы административного истца об обратном являются не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
То обстоятельство, что административным ответчиком не был опубликован проект решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов», судебная коллегия не может принять в качестве основания для отмены решения суда, учитывая, что по смыслу статьи 227 КАС РФ, решение о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица незаконным своей целью преследует восстановление прав административного истца, и должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Однако, понуждение административного ответчика к официальному опубликованию проекта решения о бюджете не приведет к восстановлению прав административного истца, поскольку на день предъявления административного иска решение о бюджете утверждено и вступило в законную силу.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда об отказе в удовлетворении требований ФИО1 следует признать правильным, поскольку способа восстановления права административного истца рамках административного судопроизводства не имеется, а административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав.
Доводы жалобы повторяют позицию административного искового заявления, сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию закона, несогласию с выводами суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства, несогласие с выводами суда, не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены решения суда оснований, - оставлению без удовлетворения.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что административный истец не лишен возможности в порядке главы 21 КАС РФ оспорить утвержденное представительным органом решение о бюджете г.Ленинска, в рамках разрешения спора о котором подлежит выяснению соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта (пункт «в» части 8 статьи 213 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1-удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи