Судья Пуляева О.В.
Докладчик Кошелева А.П.
№ 2а-2153/2020
№ 33а-868/2021 (№ 33а-12051/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 09 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Певиной Е.А., Тепляковой И.М.
при секретарях Париновой Е.Ю., Ведерниковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о возложении обязанности принять имущество, являющееся собственностью государства,
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области – Волиной Л.Г., представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области – Илларионовой В.В., Боброва К.К., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, в котором, после уточнения заявленных требований, просит обязать административного ответчика принять имущество, являющееся собственностью государства (огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр 12 № А36373 и марки «ИЖ-18», калибр 12, Н № 12958) для последующего распоряжения.
В обоснование требований указано, что 25.01.2014 у гражданина Клевакина Д.В. в связи с нарушением требований ст. 22 ФЗ «Об оружии», выразившемся в нарушении правил хранения гражданского оружия, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст. 20.8 КоАП РФ, изъято огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр 12, № А36373 (срок разрешения серии РОХа №5905746 истек 21.03.2013) и «ИЖ- 18», калибр 12, Н № 12958 (срок разрешения серии РОХа № 5 905745 истек 21.03.2013). Изъятое у Клевакина Д.В. оружие находится на складе хранения вооружения УМВД России по г. Новосибирску по адресу: г. Новосибирск, ул. Бородина, 60. Решением Железнодорожного суда от 17.12.2018 прекращено право собственности Клевакина Д.В. на указанное оружие.
С учетом Федерального закона «Об оружии», Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Положения об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041, Порядка учета, оценки и распоряжения обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованного имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311, Правил оборота оружия, а также результатов состоявшегося совещания по вопросу распоряжения конфискованным имуществом (протокол № 33 от 15 марта 2018 года), оружие следует передать в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области для принятия решений, связанных с его дальнейшей судьбой.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16.10.2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
С указанным решением суда не согласилось Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы указано на неверное применение судом пунктов 6, 9 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814. По мнению апеллянта, анализ законодательства свидетельствует о том, что у административного истца отсутствует полномочие на заключение договоров комиссии с целью реализации конфискованного имущества, а Росимущество, напротив, наделено таким полномочием.
В законе об оружии приведен исчерпывающий перечень гражданского и служебного оружия, оборот которого запрещен на территории РФ. Оружие, изъятое по указанному в иске решению суда, в этом перечне не приведено и не является изъятым из гражданского оборота, его оборот не запрещен при наличии лицензии.
Распоряжаться в силу закона гражданским оружием, являющимся собственностью Российской Федерации, имеет право только Росимущество. Административный ответчик уклоняется от выполнения возложенных на него от имени государства функциональных обязанностей.
Апеллянт не согласен с игнорированием судом в качестве доказательства протокола межведомственного совещания, который является распорядительным документом.
На апелляционную жалобу поданы письменные возражения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.
Осуществив проверку законности судебного акта в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении требований иска, суд исходил из того, что нормативных правовых актов, которые возлагают на административного ответчика обязанность принять от административного истца спорное имущество не имеется, решение межведомственного совещания таким актом не является.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 17.12.2018 прекращено право собственности ФИО1 на огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр 12 № А36373 и огнестрельное оружие марки «ИЖ-18», калибр 12 И № 12958. Постановлено обратить его в собственность Российской Федерации. Сторонами не оспаривалось, что изъятое оружие в настоящее время находится на складе хранения вооружения ГУ МВД России по Новосибирской области.
Оборот гражданского и служебного оружия регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Согласно статьям 1, 18 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) – это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с пунктами 12, 16, 27 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия (далее именуется - оружие) и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.
Как установлено пунктом 6 указанных Правил, торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9).
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации могут осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации); организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (далее именуются - юридические лица с особыми уставными задачами); поставщики (продавцы); юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел; образовательные организации; граждане Российской Федерации; подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (п. 54 Правил).
Изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством (п. 78 Правил).
Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
В силу прямого указания пункта 79 названных Правил, изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
Изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации (п. 82 Правил).
Согласно прямому указанию пункта 83 Правил, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238, оно определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
При этом, на основании пункта 2 названного Положения, оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
На основании п.3 Положения для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением: имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Реализацию движимого имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, осуществляет в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) (далее - продавец), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица (далее - организатор торгов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как установлено Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Таким образом, из вышеуказанных правовых норм в их совокупности следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению изъятого оружия на данный орган федеральным законодательством не возложена.
В связи с изложенным, нормативно-правовых актов, которые бы обязывали Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области спорное имущество –изъятое по решению суда огнестрельное оружие, не имеется.
Позиция апеллянта о том, что право собственности на изъятое оружие принадлежит государству в лице ответчика, а также о том, что Росимущество наделено полномочием по заключению договоров комиссии с целью реализации изъятого имущества, не опровергает выводы суда первой инстанции, поскольку основана на неверном понимании приведенных выше положений действующего законодательства в совокупности.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уклоняется от выполнения возложенных на него от имени государства функциональных обязанностей, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку законом на территориальное управление Росимущества не возложена обязанность принять от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области спорное имущество.
Войска национальной гвардии наделены полномочиями исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов; осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Отсутствие у административного истца полномочия по непосредственной реализации изъятого оружия, на что ссылается апеллянт, не свидетельствует само по себе о наличии такого полномочия у административного ответчика.
Ссылка апеллянта на п.5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 № 432 и иные нормативные акты, приведенные в жалобе, не может быть принята, поскольку она осуществлена без учета приведенных выше положений действующего законодательства, в том числе пунктов 2 и 3 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 1238.
Кроме того, сам апеллянт указывает, что оружие по настоящему делу является ограниченно оборотоспособным, поскольку его оборот возможен только при наличии лицензии, что, в связи с этим, и как следует из приведенных пунктов 2 и 3 названного Положения № 1238, прямо исключает возможность его передачи для реализации административному ответчику.
Доводы апеллянта о непринятии судом в качестве доказательства протокола межведомственного совещания подлежат отклонению, поскольку данному документу судом первой инстанции дана верная оценка, и оснований для иных выводов в данной части судом апелляционной инстанции не установлено. Распорядительный документ, как на то указано апеллянтом, не являясь нормативным правовым актом, не может возлагать на ответчика обязанность совершить определенные действия.
Остальные доводы апелляционной жалобы, в том числе о сложившейся практике в иных субъектах Российской Федерации, позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации по спорному вопросу, не содержат правовых оснований к отмене судебного решения.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании административным истцом норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон, потому приняты быть не могут, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи