ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2154/2023 от 04.10.2023 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Покричук О.Г. Дело № 33а-6015/2023

№ 2а-2154/2023

55RS0007-01-2023-001696-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Карева Е.П., Харламовой О.А.,

при секретаре Щевровской Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 4 октября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к публично-правовой «Роскадастр», филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Омской области о возложении обязанности внести сведения в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости

по апелляционной жалобе представителя публично-правовой компании «Роскадастр» Юшкевич Е. В. на решение Центрального районного суда города Омска от 1 июня 2023 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Карева Е.П., судебная коллегия

установила:

Омский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к публично-правовой «Роскадастр», филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Омской области о возложении обязанности внести сведения в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В обоснование заявленных требований указано, что Омской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения филиалом ППК «Роскадастр» по Омской области требований законодательства, регламентирующего порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в ходе которого выявлены нарушения закона, требующие безотлагательного устранения.

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29 марта 2019 года № 235-П утверждена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Омск (Центральный), в который приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 19 августа 2022 года№ 596-П внесены изменения.

Установлено, в нарушение требований статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральный закон № 218-ФЗ) сведения о зонах с особыми условиями использования приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) в ЕГРН в течение пятнадцати рабочих дней не внесены в полном объеме.

В связи с допущенными нарушениями 31 января 2023 года руководителю филиала ППК «Роскадастр» по Омской области внесено представление.

По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий в 3, 4, 5, 6 подзонах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости не внесены. Тем самым ограничения в использовании земельных участков, входящих в границы подзон и приаэродромной территории не сформированы.

Необеспечение внесения необходимых сведений в ЕГРН может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о правовом режиме земель, установленных зонах с особыми условиями использования территорий.

На основании изложенноо, административный истец с учетом уточнения требований просил суд возложить на филиал публично-правовой «Роскадастр» по Омской области обязанность внести сведения о границах выделенных подзон приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) в соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29 марта 2019 года № 235-П (с изменениями от 19 августа 2022 года № 596-П) в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено ООО «Омский аэропорт».

В судебном заседании старший помощник Омского транспортного прокурора Солдатова Н. Ф. заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика публично-правовой компании «Роскадастр» Юшкевич Е. В., возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «Омский аэропорт» Ермаченок Ю. С., в судебном заседании заявленные требования полагала подлежащими удовлетворению. Поддержала позицию представителя административного истца.

Судом постановлено решение об удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель публично-правовой компании «Роскадастр» Юшкевич Е. В. просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований.

Обращает внимание, что филиал публично-правовой компании «Роскадастр» не является юридическим лицом, соответственно, не может быть надлежащим административным ответчиком по данному делу.

Указывает, что отсутствуют основания считать, что административным ответчиком допущено бездействие, поскольку поступившие документы были рассмотрены в пределах установленного срока.

Ограничения в использовании земельных участков, в связи с их полным или частичным вхождением в границы указанных подзон и приаэродромнорй территории до настоящего времени в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости окончательно не сформированы. Однако ППК «Роскадастр» принимаются все необходимые меры для завершения обозначенного процесса.

Полагает, что возложение обязанности на лицо, которое не уклоняется от её исполнения, лишено правового смысла.

Относительно доводов апелляционной жалобы транспортным прокурором поданы возражения, в которых просит решение Центрального районного суда города Омска от 1 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В судебном заседании на основании пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной коллегий приобщены: письмо ППК «Роскадастр» от 16 августа 2023 года № 13-8155-АП/23.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Омской области Сосковец И.В., выразившую согласие с постановленным решением, представителя ППК «Роскадастр» Верзакова А.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ООО «Омский аэропорт» Ермаченок Ю.С., полагавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29.03.2019 года № 235-П установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Омск (Центральный), в который приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 19.08.2022 года № 596-П внесены изменения(том 1 л.д. 27-63).

22.11.2022 года в филиал ФГБУ «ФКП Росрестра» по Омской области (правопреемник – ППК «Роскадастр») поступило письмо Росавиации от 22.11.2022 № ИСХ-50703/04 с целью внесения сведений о приаэродромной территории в Единый государственный реестр недвижимости.

Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения филиалом ППК «Роскадастр» по Омской области требований законодательства, регламентирующего порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В ходе проверки, 19 января 2023 года по запросу Омского транспортного прокурора филиалом ППК «Роскадастр» по Омской области направлена информация о результатах рассмотрения документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия письмом Росавиации от 22 ноября 2022 года ИСХ-50735/04 в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Омск (Центральный) и ее подзонах по состоянию на 19 января 2023 года, с приложенными документами, в соответствии с которыми: в отношении 1 подзоны МСК-55 (зона 2) с реестровым номером <...> и 2 подзоны МСК-55 (зона 2) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 6 декабря 2022 года по результатам заявка в ФГИС ЕГРН завершена, границы подзон внесены в ЕГРН, отображаются на кадастровой карте, в отношении земельных участков, входящих в состав указанных подзон, сформированы ограничения в их использовании; в отношении 3 подзоны МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 06.12.2022 по результатам присвоен реестровый номер, границы подзоны отображаются на кадастровой карте, сформирован перечень земельных участков, ограничения в использовании которых подлежат установлению в связи с установлением границ подзоны, в записи кадастра недвижимости ограничения в использовании данных земельных участков не внесены. Заявка заблокирована заявкой Other-2022-08-15-087767, по которой создан инцидент № NCCA0002553381, подана эскалация № 80097; в отношении 3 подзоны МСК-55 (зона 2) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 30.12.2022 по результатам в ЕГРН присвоен реестровый номер, сведения о данной подзоне не отображаются в сведениях ЕГРН (отсутствуют в семантической и графических частях ФИС ЕГРН). В целях завершения обработки данного обращения создан инцидент № NCCA0002550508 и подана эскалация № 79725; в отношении 4 подзоны МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 12.12.2022 по результатам присвоен реестровый номер, границы подзоны отображаются на кадастровой карте, сформирован перечень земельных участков, ограничения в использовании которых подлежат установлению в связи с установлением границ подзоны, в записи кадастра недвижимости ограничения в использовании данных земельных участков не внесены. Заявка заблокирована заявкой по 6 подзоне в системе координат МСК-55 (зона 1). В отношении 6 подзоны создан инцидент; в отношении 4 подзоны МСК-55 (зона 2) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 15.12.2022 по результатам в ЕГРН присвоен реестровый номер, сведения о данной подзоне не отображаются в сведениях ЕГРН (отсутствуют в семантической и графических частях ФИС ЕГРН). В целях завершения обработки данного обращения создан инцидент № NCCA0002555397 и подана эскалация № 80096; в отношении 5 подзоны МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 12.12.2022 по результатам присвоен реестровый номер, границы подзоны отображаются на кадастровой карте, сформирован перечень земельных участков, ограничения в использовании которых подлежат установлению в связи с установлением границ подзоны, в записи кадастра недвижимости ограничения в использовании данных земельных участков не внесены. Заявка заблокирована заявкой по 6 подзоне в системе координат МСК-55 (зона 1). В отношении 6 подзоны создан инцидент; в отношении 5 подзоны (зона 2) сведения по состоянию на указанный период в ЕГРН не внесены. Электронные документы загружены в Федеральную информационную систему ЕГРН и по настоящее врем находится на стадии «Проведение ручных проверок». Создан инцидент № NCCA0002475946 и подана эскалация № 73818; в отношении 6 подзоны МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 07.12.2022 по результатам присвоен реестровый номер, границы подзоны отображаются на кадастровой карте, сформирован перечень земельных участков, ограничения в использовании которых подлежат установлению в связи с установлением границ подзоны. Создан инцидент № NCCA0002472790 и подана эскалация № 74126; в отношении 6 подзоны МСК-55 (зона 2) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 12.12.2022 по результатам присвоен реестровый номер, границы подзоны отображаются на кадастровой карте, сформирован перечень земельных участков, ограничения в использовании которых подлежат установлению в связи с установлением границ подзоны. Создан инцидент № NCCA0002553178 и подана эскалация № 80048; в отношении ПТ МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...> внесены сведения в ЕГРН 12.12.2022 по результатам присвоен реестровый номер, границы подзоны отображаются на кадастровой карте, сформирован перечень земельных участков, ограничения в использовании которых подлежат установлению в связи с установлением границ Приаэродромной территории, в записи кадастра недвижимости ограничения в использовании данных земельных участков не внесены. Заявка заблокирована заявкой по 6 подзоне в системе координат МСК-55 (зона 1). В отношении 6 подзоны создан инцидент; в отношении ПТ МСК-55 (зона 2) сведения по состоянию на указанный период в ЕГРН не внесены. Электронные документы загружены в Федеральную информационную систему ЕГРН и по настоящее время находится на стадии «Проведение ручных проверок». Создан инцидент № NCCA0002550895 и подана эскалация № 79799 (том 1 л.д. 16-17).

По результатам анализа представленных документов Омским транспортным прокурором в филиал ППК «Роскадастр» по Омской области 31 января 2023 года внесено представление № <...>, в соответствии с которым указано, что 22 ноября 2022 года в филиал ППК «Роскадастр» по Омской области в порядке межведомственного взаимодействия поступило письмо Росавиации за № ИСХ-50735/04 в целях внесения в ЕГРН сведений о границах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Омск (Центральный) и ее подзонах.

Вместе с тем в нарушение требований ст. 34 Федерального закона№ 218-ФЗ сведения о зонах с особыми условиями использования территорий в 3, 4, 5, 6 подзонах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) в ЕГРН в течение пятнадцати рабочих дней (не позднее 12 декабря 2022 года) не внесены. Не обеспечение внесения необходимых сведений в ЕГРН может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о правовом режиме земель, установленных зонах с особыми условиями использования территорий. Указанные в представлении нарушения закона стали возможными в результате ненадлежащей эксплуатации информационного ресурса при выполнении служебных обязанностей работниками филиала ППК «Роскадастр» по Омской области, требуют принятия оперативных мер к устранению.

В связи с чем изложено требование безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя Омской транспортной прокуратуры, принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности за нарушения требований закона виновных должностных лиц, о дате рассмотрения представления заблаговременно уведомить Омскую транспортную прокуратуру, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Омскую транспортную прокуратуру в письменной форме в течение месяца со дня его внесения (том 1 л.д. 18-19).

20 февраля 2023 года филиал ППК «Роскадастр» по Омской области, рассмотрев с участием старшего помощника Омского транспортного прокурора Солдатовой Н.Ф. представление Омской транспортной прокуратуры от 31 января 2023 года № 23/15-03-2023 «Об устранении нарушений закона» по проведенной проверке соблюдения требований законодательства в деятельности Филиала, направил в адрес Омского транспортного прокурора письмо № <...>-ВИ/23, в котором указано, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, к которым в том числе относится приаэродромная территория подлежит внесению в реестр границ ЕГРН.

Статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ и Правилами предоставления документов, направляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года№ 218-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532, установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также иных лиц, указанных в ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в случае принятия ими решений (актов) направлять в органы регистрации прав документы (содержащие в них сведения) для внесения в ЕГРН. Согласноп. 33 Правил при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате ХМL с использованием единой системы межведомственного взаимодействия. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» требованиями вышеуказанных Правил установлено, что соответствующие документы должны предоставляться на электронных носителях. 22 ноября 2022 года в филиал ФГБУ «ФКП Росрестра» по Омской области на адрес электронной почты поступило письмо Росавиации от 22 ноября 2022 года № ИСХ-50703/04 с целью внесения сведений о Приаэродромной территории в ЕГРН. При этом необходимые документы были доступны для скачивания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке https://disk.yandex.ru/d/LnlzRL3hbDHQCQ. Поскольку передача документов в электронном виде на электронных носителях не является тождественным (аналогичным) передаче документации посредством электронной почты и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 25 ноября 2022 года письмом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области № <...>-АП в адрес Росавиации была направлена информация о выявленном нарушении порядка направления документов при информационном взаимодействии и необходимости их представления в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно - с использованием единой системы межведомственного взаимодействия либо на электронных носителях (диске или флэш-накопителе с сопроводительным письмом). Таким образом, материалы, поступившие от Росавиации 22 ноября 2022 года, в связи с выявленным нарушением порядка информационного взаимодействия не рассматривались Филиалом на предмет возможного внесения сведений в ЕГРН. 29 ноября 2022 года посредством почтового отправления в филиал ФГБУ «ФКП Росрестра» по Омской области поступило письмо Росавиации от 22.11.2022 № ИСХ-50735/04 с приложением CD-диска, содержащего материалы о Приаэродромной территории. Всего, для внесения сведений поступило 12 пакетов документов, два из которых подготовлены в отношении Приаэродромной территории в системе координат МСК-55 (зона 1 и зона 2), а также 10 пакетов документов, подготовленных на выделенные в границах Приаэродромной территории подзоны в системе координат МСК-55 (зона 1 и зона 2). Статьей 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав вносит сведения или направляет уведомление о невозможности внес сведений в ЕГРН в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для вне сведений в ЕГРН. Поступившие 29 ноября 2022 года документы были рассмотрены в рамках установленного Законом о регистрации срока на предмет соблюдения действующего законодательства и возможного внесения сведений в EГPH. Основания для направления уведомлений о невозможности внесения сведений в ЕГРН, предусмотренные ст. 34 Закона о регистрации, по результатам проверки документов не были выявлены. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о регистрации ведение ЕГРН осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, который ведется в электронной форме. Частью 9 указанной статьи Закона о регистрации предусмотрено, что в целях ведения ЕГРН создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости. Сотрудниками филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области в рамках установленного Законом о регистрации срока в ЕГРН внесены сведения о 9 объектах: 06.12.2022 (на шестой день) внесены сведения о границах: первой подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный), с реестровым номером <...>; второй подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный) с реестровым номером <...>; третьей подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный) в системе координат МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...>; 07.12.2022 (на седьмой день) внесены сведения о границах: шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный) в системе координат МСК-55 (зона I) с реестровым номером <...>;12.12.2022 (на десятый день) внесены сведения о границах: четвертой подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный) в системе координат МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...>; пятой подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный) в системе координат МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...>; шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный) в системе координат МСК-55 (зона 2) с реестровым номером <...>; приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Омск (Центральный) в системе координат МСК-55 (зона 1) с реестровым номером <...>;15.12.2022 (на тринадцатый день) внесены сведения о границах: четвертой подзоны приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный) в системе координат МСК-55 (зона 2) с реестровым номером <...>. Ограничения в использовании земельных участков, в связи с их полным или частичным вхождением в границы указанных подзон и приаэродромной территории (кроме первой и второй подзоны) до настоящего времени в ФГИС ЕГРН не сформированы. Процедура внесения сведений о третьей и пятой подзонах, а также Приаэродромной территории в системе координат МСК-55 (зона 2) в рамках установленного Законом о регистрации срока завершена не была по независящим от Филиала причинам, а именно - по причине технических проблем в работе ФГИС ЕГРН. Филиалом были предприняты все необходимые меры для обеспечения внесения в ЕГРН сведений об указанных объектах реестра границ. Так, в отношении третьей, пятой подзонах, а также Приаэродромной территории в системе координат МСК-55 (зона 2) в связи с зависанием в ФГИС ЕГРН процесса внесения сведений, до дня истечения установленного для рассмотрения документов срока (на одиннадцатый день), в Единой системе регистрации и обработки обращений Росреестра уже были созданы инциденты от 13 декабря 2022 года №№ № <...> соответственно, а также в целях их оперативного решения 14 декабря 2022 года созданы эскалации к указанным инцидентам - 73820, 73818 и 73819. 1. По результатам рассмотрения инцидента № <...>, созданного 13 декабря 2022 года в отношении третьей подзоны Приаэродромной территории в системе кординат МСК-55 (зона 2), и его решения, 30 декабря 2022 года в ЕГРН указанной подзоне присвоен реестровый номер 55:00-6.620.2. По результатам рассмотрения инцидента № <...>, созданного 13 декабря 2022 года в отношении пятой подзоны Приаэродромной территории в системе координат МСК-55 (зона 2), 24 января 2023 года службой поддержки предложено решение устранения зависания (рекомендовано выполнить переформирование сведений в ФГИС ЕГРН). В результате переформирования сведений возникла ошибка пространственного анализа (перестала загружаться карта), о чем 26 января 2023 года было сообщено специалистам технической поддержки. 27 января 2023 года инцидент по обращению был решен, осуществлена загрузка карты, после чего, 30 января 2023 года специалистами Филиала запущен обязательный для прохождения обращения пространственный анализ, по результатам которого данное обращение зависло на процессе формирования результата на процессе анализа пространственных данных, в связи с чем, 01 февраля 2023 года создан инцидент INCCA0002586813, а также подана эскалация № 82425. По состоянию на 20 февраля 2023 года данный инцидент находится на рассмотрении у службы поддержки оператора ФГИС ЕГРН.3. По результатам рассмотрения инцидента № <...>, созданного 13 декабря 2022 года в отношении Приаэродромной территории в системе координат МСК-55 (зона 2), 16 января 2023 года обращение с процесса формирования первичных проверок перешло на процесс проведения вторичных проверок. 17 января 2023 года в связи с зависанием обращения на формировании вторичных проверок Филиалом создан новый инцидент № <...>, а 18 января 2023 года в отношении указанного инцидента подана эскалация № 79799.

По результатам рассмотрения данного инцидента службой поддержки 24 января 2023 года рекомендовано выполнить переформирование сведений в ФГИС ЕГРН. В результате переформирования сведений возникла ошибка пространственного анализа (перестала загружаться карта), о чем 26 января 2023 года было сообщено специалистам технической поддержки. 30 января 2023 года инцидент по обращению был решен, осуществлена загрузка карты, после чего, в тот же день (30 января 2023 года) специалистами Филиала запущен обязательный для прохождения обращения пространственный анализ, по результатам которого данное обращение зависло на процессе проведения вторичных проверок, в связи с чем, 1 февраля 2023 года создан инцидент INCCА0002586725, а также подана эскалация № 82380.По состоянию на 20 февраля 2023 года данный инцидент находится на рассмотрении у службы поддержки оператора ФГИС ЕГРН. В соответствии с приказом Росреестра от 29 марта 2018 года № П/0113 «Об утверждении Положения об операторе федеральной государственной формационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости» полномочиями оператора ФГИС ЕГРН до 1 января 2023 года было наделено ФГБУ «ФКП Росреестра», после 1 января 2023 года в соответствии с нормами части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр» - ППК «Роскадастр».

Таким образом, Филиалом предпринимаются все возможные меры для совершения процесса внесения сведений в ЕГРН, данный вопрос находится на особом контроле у руководства Филиала, сотрудниками ежедневно проводится мониторинг стадий прохождения заявок в ФГИС ЕГРН в отношении приаэродромной территории, а также ежедневно отслеживаются в Единой системе регистрации и обработки обращений Росреестра решения по созданным инцидентам (том 1 л.д. 20-24).

Кроме того, 20 марта 2023 года проведено совещание по вопросу внесения сведений в ФГИС ЕГРН о приаэродромной территории, с участием, в том числе представителей Омской транспортной прокуратуры, Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, филиала ППК «Роскадастр» по Омской области, ОАО «Омский аэропорт» (том 1 л.д. 25-26).

Полагая, что в результате бездействия, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о приаэродромной территории в полном объеме в установленные действующим законодательством сроки нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, районный суд пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку сведения о подзонах приаэродромной территории в Единый государственный реестр недвижимости в установленные сроки не внесены в полном объеме, что свидетельствует о не исполнении возложенной законом обязанности по внесению сведений в срок, установленный в части 1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласить ввиду следующего.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предусмотрено частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются положениями этого федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН) осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; ведение ЕГРН, если иное не установлено настоящим законом (пункты 4, 6 части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из, в том числе, реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов…

Орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ).

Как следует из части 9 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ, в целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Положение о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, регламентируется Приказом Росреестра от 1 июня 2021 года № П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее – Порядок ведения ЕГРН).

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения ЕГРН ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (далее – ФГИС ЕГРН).

Пунктом 80 Порядка ведения ЕГРН установлено, что реестр границ состоит из записей, содержащих сведения о каждом объекте реестра границ. ФГИС ЕГРН обеспечивает взаимосвязь реестра границ и кадастра недвижимости информационная система обеспечивает взаимосвязь реестра границ и кадастра недвижимости.

Данная взаимосвязь обеспечивается в форме внесения в сведения об объектах недвижимости информации об установленных зонах с особыми условиями использования территории ограничениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2023 года № 683, утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости и о внесении изменения в пункт 3 Правил информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с иными государственными или муниципальными информационными системами.

В соответствии с положениями статьи 3.1. Федерального закона№ 218-ФЗ ППК «Роскадастр» наделена полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно Приказу Росреестра от 29 марта 2018 года № П/0113 «Об утверждении Положения об операторе федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости» полномочиями оператора ФГИС ЕГРН до 1 января 2023 года было наделено ФГБУ «ФКП Росреестра», после 1 января 2023 года в соответствии с нормами части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2021 № 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр» - ППК «Роскадастр».

Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр», закрепляет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании «Роскадастр».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 года № 1359 «О публично-правовой компании «Роскадастр» утвержден Устав ППК «Роскадастр» и Положение о наблюдательном совете компании.

Учитывая изложенное, обязанность по организации выполнения мероприятий по внесению сведений о границах территорий в Единый государственный реестр недвижимости является обязанностью ППК «Роскадастр», а на территории Омской области данные полномочия отнесены к филиалу ППК «Роскадастр» по Омской области.

В указанной связи довод жалобы о том, что филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Омской области не является надлежащим административным ответчиком по данному делу, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку по настоящему делу ответчиком является ППК «Роскадастр», решением суда на филиал ППК «Роскадастр» по Омской области возложена обязанность по внесению соответствующих сведений в ЕГРН, что, учитывая действующее правовое регулирование, является обоснованным.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны ППК «Роскадастр» заслуживают внимания.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.

К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (пункт 5).

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, органом регистрации прав в целях исполнения требований Федерального закона № 218-ФЗ принимались в установленный 15-тидневный срок меры по внесению соответствующих сведений в ЕГРН, при этом не внесение указанных сведений в установленный законом срок было обусловлено не бездействием органа регистрации прав, а техническими проблемами в ФГИС ЕГРН.

Согласно представленному в суд апелляционной инстанции письму ППК «Роскадастр» от 16 августа 2023 года № 13-8155-АП/23 и пояснениям представителя ППК «Роскадастр», в целях исполнения требований Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав неоднократно обращался в Центр информационных технологий для решения возникших технических проблем по внесению сведений в ФГИС ЕГРН, в настоящее время сведения о зонах внесены.

Оценив установленные по административному делу обстоятельства и представленные в материалы доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что филиалом ППК «Роскадастр» по Омской области не допущено незаконного бездействия, на которое указывает административный истец, а действия административного ответчика, совершенные после поступления письма Росавиации от 22 ноября 2022 года № ИСХ-50703/04, являлись последовательными и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Таким образом, основания для признания незаконным оспариваемого бездействия в объеме заявленных Омским транспортным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требований отсутствуют, с учетом приведенных выше обстоятельств.

Кроме того, с учетом уточненных административных исковых требований суд возложил обязанность на филиал ППК «Роскадастр» по Омской области внести сведения в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В указанной связи, требования прокурора о возложении обязанности на орган регистрации прав внести соответствующие сведения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не соответствуют действующему правовому регулированию, кроме того, установление иного срока, существенно превышающего предусмотренный Федеральным законом № 218-ФЗ, не направлено на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление прокурором. При установленных по делу обстоятельствах, отсутствуют цели правовой защиты и лица, чьи интересы подлежат защите путем признания оспариваемого бездействия незаконным, в объеме заявленных прокурором требований.

Формальное указание на право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не отвечает требованиям статьи 4 КАС РФ.

Право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, предполагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена необходимость, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (неопределенного круга лиц), обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (неопределенного круга лиц).

При отсутствии указанной в статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, заявленные требования Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворению не подлежали.

Несогласие административного истца с совершенными административным ответчиком действиями, с учетом установленных по делу обстоятельств, само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия ППК «Роскадастр» и его филиала и возложения обязанностей по внесению соответствующих сведений в ЕГРН.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что является в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены постановленного решения.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от 1 июня 2023 года отменить, принять новое.

В удовлетворении административного искового заявления Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к публично-правовой компании «Роскадастр» о возложении обязанности на филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Омской области внести сведения о границах выделенных подзон приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) в соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29 марта 2019 года № 235-П (с изменениями от 19 августа 2022 года № 596-П) в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силе отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное определение изготовлено 18 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи