ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-215/2021 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2022 года по делу №33а-799/2022

Судья Байсангурова Л.К. Дело №2а-215/2021

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Хадонова С.З.,

судей Моргоева Э.Т., Гатеева С.Г.,

при секретаре Гурциевой З.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания на решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 июня 2021 года, которым постановлено: в удовлетворении административного искового заявления прокурора Пригородного района РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к АМС МО Пригородный район РСО-Алания о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на АМС МО Пригородный район РСО-Алания в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу по результатам открытого конкурса передать по концессионным соглашениям объекты жилищно-коммунального хозяйства, отказать.

Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г., объяснения представителя прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания – прокурора Нартиковой М.Б., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с административным исковым заявлением к АМС МО Пригородный район РСО-Алания о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям и возложении на АМС МО Пригородный район обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по результатам открытого конкурса передать по концессионным соглашениям объекты жилищно-коммунального хозяйства: скважину на воду, кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...: скважина на воду, кадастровый номер ... расположенную по адресу: ...; водозаборную скважину ..., кадастровый помер ..., расположенную по адресу: ...; водозаборную скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; водозаборную скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; водозаборную скважина ..., кадастровый номер ... расположенную по адресу: ...; водозаборную скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; водозаборную скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; водозаборную скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; водозаборную скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; скважина ..., кадастровый номер ..., расположенная по адресу: ... от существующей скважины ...; водозаборная скважина ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ... от действующей скважины; скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; скважину питьевой воды ..., кадастровый номер ... расположенную по адресу: ...; буровую скважину ..., кадастровый номер ... расположенную по адресу: ...; скважину на воду ..., кадастровый номер ... расположенную по адресу: ...; буровую скважину ..., кадастровый ... расположенную по адресу: ...; разведочно-эксплуатационную на воду скважину ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ... скважину на воду ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ... скважину на воду ..., кадастровый номер ... расположенную по адресу: ...; разведочно-эксплуатационная на воду скважина ..., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; скважину на воду….., кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ..., сооружение и, буровую скважину ..., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ...; канализационно - насосную станцию, кадастровый не ..., расположенную по адресу: ...; хозяйственно - питьевое водоснабжение (скважину на воду ... кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ... хозяйственно - питьевой водой (скважину ...), кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ... хозяйственно - питьевой водой (скважину ...) кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ...; хозяйственно - питьевое водоснабжение (скважину на воду) кадастровый номер ..., расположенную по адресу: ....

Исковые требования мотивировали тем, что прокуратурой Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородного района РСО-Алания (далее АМС МО Пригородный район), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, выразившиеся в нижеследующем. В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе централизованные системы холодного водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем. В настоящее время в правобережной части Пригородного района РСО - Алания функционирует одна централизованная система холодного водоснабжения, которая включает вышеперечисленные объекты. Ввод в эксплуатацию вышеуказанных объектов холодного водоснабжения не определен. В соответствии с Приложением №1 к Закону РСО-Алания от 16 октябрь 2009 № 37-P3 «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Пригородный район РСО-Алания и поселениями, входящими в его состав», указанные водоснабжающие скважины значатся в муниципальной собственности АМС МО Пригородный район. В соответствии с п. 4.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местной самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Так, ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации водоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) отдельным объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственность, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) одной системы из числа таких систем одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения проведении конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может бы осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. 115-ФЗ года «О концессионных соглашениях» установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество. Таким образом, передача объектов коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям позволяет гарантировать надлежащее содержание и реконструкцию коммунальной инфраструктуры, в свою очередь передача объектов коммунальной инфраструктуры вне концессионных соглашений не возлагает на лицо, которому передано во владение и (или) пользование имущество, обязанность реконструировать его, что может привести к аварийным ситуациям, нарушению прав неопределенного круга лиц, более того, концессионные соглашения заключаются по результатам открытых конкурсов, в случае нарушения данных требований будут также нарушены права неопределенного круга хозяйственных субъектов на право заключения аналогичных соглашений. В нарушение требований действующего законодательства о водоснабжении АМС МО Пригородный район объекты коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям во владение или пользования не переданы. Бездействие АМС МО Пригородный район РСО- Алания является грубым нарушением прав граждан, закрепленных и гарантированных ст. Конституции Российской Федерации, поскольку ущемляются права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, то есть такого круга лиц, который нельзя персонифицировать, привлечь к участию в деле.

Административный ответчик в своих возражениях просил отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в Постановлении от 05.07.2017 г. №008-3253/17 по делу №А32-19167/2016 в целях недопущения недобросовестного ограничения конкуренции законодатель в Законе №135-Ф3 (статья 17.1) регламентировал особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в то время как наделение унитарных предприятий правом хозяйственного ведения осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Указанное действие (наделение имуществом унитарного предприятия) не рассматривается законодателем как нарушение конкуренции, поскольку не относится к сфере предоставления обязательственных прав сторонним организациям. Таким образом, установленные ограничения передачи права владения и пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, не распространяются на случаи передачи этих прав при наделении имуществом муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. Ограничения, установленные для обязательственных правоотношений, не могут распространяться на вещно-правовые отношения, поскольку имеют различные предметы и цели правового урегулирования. Согласно правовой позиции Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в Постановлении от 29 сентября 2017 г. № Ф06-24088/17 по делу № А06-7133/2016 установленные ограничения передачи права владения и пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, не распространяются на случаи передачи этих прав при наделении имуществом муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. Ограничения, установленные для обязательственных правоотношений, не могут распространяться на вещно-правовые отношения, поскольку имеют различные предметы и цели правового регулирования. В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Как указано в статье 114 ГК РФ, унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статье 125 ГК РФ) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161- ФЗ) государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Пунктом 1 статьи 11 Закона № 161-ФЗ предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294 и 296 ГК РФ). Исходя из положений статьей 295 и 299 ГК РФ предоставление муниципального имущества в хозяйственное ведение допустимо - исключительно в отношении муниципальных унитарных предприятий. Иным субъектам предпринимательской деятельности муниципальное имущество может быть передано в соответствии с требованиями части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ. Согласно указанной норме заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и других сделок, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или торгов на право заключения этих договоров. Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-Ф3 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона. Понятие, условия и цели предоставления преференций уполномоченными на это органами и организациями определены в статьях 4 и 19 Закона № 135-Ф3, из которых следует, что закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией. С момента официального опубликования (08.05.2013 г.) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении. Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, как и статья 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Наряду с указанными правилами, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона. Статья 41.1 Закона № 416-ФЗ предусматривает, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Целями таких ограничений являются эффективное распоряжение государственной и муниципальной собственностью; получение публичным образованием равноценного, экономически обоснованного, рыночного вознаграждения за передачу прав владения и пользования государственным (муниципальным) имуществом; недопущение ограничения конкуренции и коррупционных злоупотреблений. Вместе с тем при создании муниципального предприятия и наделении его муниципальным имуществом преследуются иные цели, в том числе - социальные (пункт 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ). Закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией (подпункт 3 пункта 4 статьи 19 Закона № 135- ФЗ). В целях недопущения недобросовестного ограничения конкуренции законодатель в Законе № 135-Ф3 (статья 17.1) регламентировал особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в то время как наделение унитарных предприятий правом хозяйственного ведения осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Указанное действие (наделение имуществом унитарного предприятия) не рассматривается законодателем как нарушение конкуренции, поскольку не относится к сфере предоставления обязательственных прав сторонним организациям.

Также, согласно позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в Постановлении от 2 августа 2018 г. № Ф04-2925/18 по делу № А46-16157/2017 положения статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ и статьи 17.1 Закона № 135-Ф3 регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, при этом правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом не затрагивают. Действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Данный вывод также согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 № 303-КГ17- 4054. С учетом изложенного, АМС МО Пригородный район правомерно передала объекты водоснабжения в хозяйственное ведение МУП «Комунресурсы» Пригородного района согласно Постановлениям АМС МО Пригородный район №327 от 06.06.2019г. и №584 от 05.09.2018 г.

Представитель заинтересованного лица МУП «Коммунрессурсы», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил.

По делу постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился прокурор Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания. В апелляционном представлении просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.

В соответствии с п.2 ст.113, ст.294 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Согласно п.1 ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51). Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2). К вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 4.1 ст. 14). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п.34.1 ст. 17).

В соответствии со ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как указано в ст.114 Гражданского кодекса Российской Федерации, унитарное предприятие создается от имени публичноправового образования (статье 125 ГК РФ) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161- ФЗ) государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).

То есть, при создании муниципального унитарного предприятия его собственник обязан закрепить за данным предприятием муниципальное имущество, предназначенное для реализации как полномочий собственника (в той сфере, с целью реализации полномочий в которой, собственник создал предприятие), так реализации уставных целей самого унитарного предприятия.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно Приложения №1 к Закону РСО-Алания «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Пригородный район РСО-Алания и поселениями, входящим в его состав» объекты водоснабжения, указанные в административном исковом заявлении отнесены к АМС МО Пригородный район РСО-Алания.

Пунктом 1 ст. 11 Закона № 161-ФЗ предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

В силу ст.ст. 113, 216, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения - это ограниченное вещное право, которым наделяется унитарное предприятие, созданное по решению собственника имущества.

С учетом нормы п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации передача имущества в хозяйственное ведение предприятия является распорядительным актом собственника, который осуществляет свои правомочия своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению.

Как установлено судом первой инстанции и из материалов дела следует, постановлением АМС Пригородного района РСО-Алания от 31.10.2007 г. №555, ранее созданное унитарное муниципальное предприятие «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» Пригородного района РСО-Алания преобразовано в муниципальное унитарное предприятие «Коммунресурсы» Пригородного района РСО-Алания и утвержден Устав МУП Коммунресурсы».

В соответствии с Уставом МУП «Коммунресурсы», утвержденном постановлением главы АМС МО Пригородный район от 10.01.2015 г. № 469 предприятие является коммерческой организацией, созданной для осуществления функций теплоснабжения, водоснабжения, водоотделения, выполнения работ по санитарной очистке, озеленению и благоустройству райцентра и т.д.

На основании постановлении АМС МО Пригородный район РСО-Алания от 05.09.2018 г. №584 и от 06.06.2019 г. №327 объекты холодного водоснабжения, указанные в административном исковом заявлении переданы из муниципальной собственности Пригородного района в хозяйственное ведение МУП «Коммунресурсы» Пригородного района. Переход право зарегистрирован в установленном порядке, что также подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, АМС МО Пригородный район РСО-Алания закрепила муниципальное имущество (объекты водоснабжения) на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунресурсы» Пригородного района.

Закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией (подпункт 3 пункта 4 статьи 19 Закона №135-ФЗ). В целях недопущения недобросовестного ограничения конкуренции законодатель в Законе №135-Ф3 (статья 17.1) регламентировал особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в то время как наделение унитарных предприятий правом хозяйственного ведения осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Указанное действие (наделение имуществом унитарного предприятия) не рассматривается законодателем как нарушение конкуренции, поскольку не относится к сфере предоставления обязательственных прав сторонним организациям.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 41.1 Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (ч.1). Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (ч.2). 3. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч.3).

Указанная норма закона, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом.

Наряду с указанными правилами, статей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры (в том числе и водоснабжение).

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, как следствие, передача имущества на праве хозяйственного ведения предприятию не противоречит закону и не нарушает законные права неопределенного круга лиц.

Как следует из приведенных норм Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Однако нормы Федеральных законов №190-ФЗ и № 115-ФЗ в их нормативном единстве со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть истолкованы как ограничивающие распорядительные полномочия муниципального образования как собственника имущества.

Таким образом, предметом правового регулирования Федеральных законов №-190-ФЗ и №115-ФЗ не являются правоотношения по передаче имущества муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения. К тому же, отношения по передаче прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры по договору аренды или концессионному соглашению регулируются главой 34 ГК РФ, Законом № 190-ФЗ и Законом № 115-ФЗ, тогда как право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом устанавливаются в соответствии с главой 19 ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка. Они сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного постановления.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

Предусмотренных ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 23 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Пригородного района РСО-Алания – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции в пятый кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд РФ в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Председательствующий С.З. Хадонов

Судьи Э.Т. Моргоев

С.Г. Гатеев

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 мая 2022 года.

Определение19.05.2022