ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-7370/2020
по делу № 2а-216/2020
27 мая 2020 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Каримовой Ф.М.
судей Масагутова Б.Ф.
Портновой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Дилявировой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бочарова А. З. к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан о признании решения №... от 25 октября 2019 года о невозможности отмены распоряжения «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним Бочаровым А.З.» незаконным
по апелляционной жалобе Бочарова А. З. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 20 февраля
2020 года.
Заслушав доклад судьи Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бочаров А.З. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан о признании решения №... от 25 октября 2019 года о невозможности отмены распоряжения «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним Бочаровым А.З.» незаконным, обосновывая тем, что он относится к категории детей-сирот.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 15 января 2010 года его мать – Бочарова О.А. лишена родительских прав в отношении него. С момента лишения ее родительских прав он находился в адрес Республики Башкортостан. дата над ним учреждена предварительная опека в лице временного попечителя Тураева Ф.Ф.,
дата ему назначен опекун ФИО1
дата он передан в приемную семью ФИО1, в которой находится до настоящего времени. В период нахождения в приемной семье, он был временно зарегистрирован по адресу: адрес.
Распоряжением Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата за ним закреплено жилое помещение, распложенное по адресу: адрес. До лишения родительских прав его матери, он с ней проживал в данной квартире. Сведений о предоставлении жилого помещения на имя его матери ФИО2 не обнаружено.
27 сентября 2019 года он обратился в администрацию с заявлением об отмене распоряжения №... от 11 марта 2012 года «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3».
25 октября 2019 года ему отказано в отмене указанного распоряжения на том основании, что в настоящее время право пользования и проживания в данном жилом помещении он не утратил, каких-либо обстоятельств, позволяющих признать невозможным проживание в ранее занимаемом жилом помещении, нет. С указанным решением не согласен, так как закреплению подлежат жилые помещения, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, проживали совместно со своими родителями, являющимися собственниками или нанимателями жилых помещений.
Однако на жилое помещение по адресу: адрес, договор социального найма не заключался.
Считает, что распоряжение нарушает его права на обеспечение жильем в соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В настоящее время он лишен возможности распоряжаться и пользоваться жилым помещением по адресу: адрес,
адрес.
Просил признать решение Администрации МР адрес Республики Башкортостан №... от дата о невозможности отмены распоряжения «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3дата г.р.» незаконным.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от
дата постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании решения №... от дата о невозможности отмены распоряжения «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3» незаконным, отказать».
В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку, материалами дела не подтверждается факт того, что мать административного истца, ФИО2 состояла в трудовых отношениях с каким-либо предприятием, в чьем ведении могло находиться данное общежитие до 2008 года, не состояла в трудовых отношениях с Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, являющимся исполнительным органом муниципального образования – собственника жилого помещения с 2008 года, соответственно, установленная статьей 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» совокупность обстоятельств, при которых за лицом, проживающим в общежитии, может быть признано право пользования им на условиях социального найма, отсутствует. В связи с чем, считает, что оснований для распространения положений указанной нормы права на спорные правоотношения не имеется.
Податель жалобы считает, что при данных обстоятельствах вывод суда о недоказанности факта нарушения его прав и законных интересов ответом Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан не соответствует обстоятельства дела и представленным доказательствам.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО3 – ФИО4, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации (ч.ч.1 и 2) решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Признание незаконным действия органа местного самоуправления возможно только при несоответствии обжалуемого действия нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, датаФИО3 обратился в администрацию муниципального района адрес РБ с заявлениями об отмене распоряжения №... от дата администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3дата г.р.».
Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан письмом №... от 25 октября 2019 года отказала в отмене распоряжения Администрации №... от 11 марта 2012 года «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3дата г.р.», указывая на то, что во исполнение статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации за ФИО3, как за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, было закреплено жилое помещение по адресу: адрес, которое являлось муниципальным, где ФИО3 проживал и был зарегистрированным вместе с матерью. В настоящее время право пользования и проживания в данном жилом помещении ФИО3 не утратил, каких-либо обстоятельств, позволяющих признать невозможным проживание в ранее занимаемом жилом помещении, нет.
Согласно решению Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от датаФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО3, дата года рождения.
ФИО2 умерла дата, согласно свидетельству о смерти III-АР №... от дата.
Из справки адрес следует, что ФИО3 находился в приюте с 03 сентября 2011 года по
дата.
Постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата установлена опека над несовершеннолетним ФИО3, опекуном над несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, назначен
ФИО1
На основании договора о приемной семье №... от дата орган опеки и попечительства передал приемному родителю ФИО1 на воспитание в приемную семью ФИО3 Данный договор заключен сроком до достижения ФИО3 совершеннолетия – 25 июля
2019 года.
Исходя из акта о проверке сохранности жилья за несовершеннолетним ФИО3 от дата, в жилом помещении по адресу: адрес, зарегистрированы 2 человека, фактически проживает 1 человек –
ФИО2 Квартира состоит из одной изолированной комнаты, общей площадью 33,6 кв.м.
Общее заключение о состоянии закрепленного жилья удовлетворительное.
Согласно справке МУП УКЖХ №... от дата,
ФИО3 проживает по адресу: адрес, зарегистрирован дата, имеет состав семьи ФИО2
Как следует из копии лицевого счета №..., квартиросъемщиком по адресу: адрес, пл. Лесокомбината, адрес, является ФИО2, тип собственности квартиры – муниципальная.
Из распоряжения администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата следует, что с целью защиты прав и интересов несовершеннолетнего ФИО3, дата года рождения, оставшегося без попечения родителей, учитывая, что квартира муниципальная, в соответствии с ФЗ от дата №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закреплено за несовершеннолетним ФИО3 жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, пл. Лесокомбината, адрес.
Согласно письму администрации городского поселения г.Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан №... от дата следует, что постановлением администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан от 05 августа.2008 года жилищный фонд принят в муниципальную собственность городского поселения адрес. на жилое помещение по адресу: адрес,
адрес, договор социального найма не заключался.
Согласно письму отдела приватизации при МУП «УКЖХ» №... от
дата, на основании списка ПЖРЭТ от дата№... жилая комната за номером №... (ранее до переадресации номер комнаты в общежитии №... был за номером №...) принадлежала ФИО2 и ее сыну ФИО3 Постановление об изменении статуса общежития №..., адрес, о переводе его в категорию жилых домов.
Как следует из архивной справки №.../юр от дата архивный отдел администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, в документах исполкома Мелеузовского горсовета, администрации адрес и адрес за 1986-2002 сведений о предоставлении жилого помещения по адресу: адрес, на имя ФИО2 не обнаружено.
Исходя из поквартирной карточки по адресадрес, ФИО3 зарегистрирован по данному адресу дата.
Постановлением администрации муниципального района адрес РБ №... от дата изменен статус муниципальных общежитий на статус жилых домов, в том числе, по адресу: площадь Лесокомбината, общежитие №....
Обращаясь в суд с административным иском, ФИО3 ссылался на то, что за ним незаконно было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: адрес, в связи с чем распоряжение о закреплении за ним жилого помещения нарушает его право на обеспечение жильем в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО3, суд первой инстанции указал, что при принятии оспариваемого решения о невозможности отмены распоряжения «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3» уполномоченным должностным лицом администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан не были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца ФИО3, поскольку данное решение основывалось на положениях законодательства (ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 69, 71 Жилищного кодекса Российской Федерации), так как ФИО3 сохранил все права, как нанимателя на закрепленное жилое помещение по договору социального найма, поскольку закрепление 11 марта 2012 года указанного жилого помещения за несовершеннолетним ФИО3 сохранило право пользования жилым помещением и при передаче его на воспитание в приемную семью; незаключение с ним и его матерью договора социального найма, не влечет нарушение его прав.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с учетом разъяснений, данных в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 г. № 4-П) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В связи с изложенным, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Как верно указал суд первой инстанции, вселение ФИО3 в комнату, как в общежитие, имело место до того, как здание было передано в муниципальную собственность, истец в силу закона приобрел все права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Довод ФИО3 о том, что он лишен возможности пользования жилым помещением по адресу: адрес,
адрес, которое за ним закреплено, также является несостоятельным, поскольку указанное материалами дела не подтверждено.
В силу разъяснений, указанных в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Проанализировав и оценив доказательства по делу, суд установил, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения о невозможности отмены распоряжения «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3» и обязании отменить указанное распоряжение, не установлено.
Кроме того, как следует из оспариваемого административным истцом ответа Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан № №... от 25 октября 2019 года, при назначении ФИО3 опекуна, последний обязан был предпринять меры к приватизации закрепленного за несовершеннолетним жилого помещения.
Также не установлено признание органом исполнительной власти невозможным проживание в жилом помещении по адресу: адрес.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил имеющие юридическое значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в частной жалобе не опровергнуты.
Судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от
20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий Каримова Ф.М.
Судьи Масагутов Б.Ф.
ФИО5
Справка: судья Насырова Л.И.