ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-216/2022 от 08.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Бейман О.Е.,

Дело № 33а-6305/2022 (2а-216/2022)

УИД 59RS0001-01-2021-003740-41

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Котельниковой Е.Р.

судей Шалагиновой Е.В., Овчинниковой Н.А.

при секретаре Елоховой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 сентября 2022 года административное дело по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 64», Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 60» на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 15 марта 2021 года, которым

ТТСЖ «Хабаровская, 64», ТСЖ «Хабаровская, 60» отказано в удовлетворении административного иска к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Администрации города Перми о признании незаконными постановления Администрации города Перми от 26.12.2016 № 1169 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Вагонная, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе г. Перми, возложении обязанности до истечения трех месяцев с момента вступления в силу решения суда разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории, на которой находятся многоквартирные дома по адресу: <...>, <...>, в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения представителя ТСЖ «Хабаровская, 60 – ФИО1, ТСЖ «Хабаровская, 64 – ФИО2, представителя административных истцов ФИО3, представителя административных ответчиков Администрации г.Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми – ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ТСЖ «Хабаровская, 64», ТСЖ «Хабаровская, 60» обратились с административным иском к Администрации г.Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании незаконным постановления администрации г.Перми от 26.12.2016 № 1169 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевании территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе г. Перми»; возложении обязанности до истечения трех месяцев с момента вступления в силу решения суда разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории, на которой находятся многоквартирные дома по адресу: <...>

Требования мотивированы тем, что под многоквартинными домами №60 и 64 по ул.Хабаровская г.Перми не сформированы и не поставлены на кадастровый учет земельные участки, необходимые для обслуживания многоквартирных домов.

Постановлением администрации города Перми от 26.12.2016 № 1169 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе г. Перми.

Утвержденные оспариваемым нормативным актом проекты межевания и планировки предусматривают перераспределение земель и нескольких земельных участков, что не соответствует требованиям ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

Проекты межевания и планировки территории не учитывают фактически сложившиеся отношения по землепользованию рассматриваемой территории.

Проектом межевания территории под многоквартирным домом по адресу: <...>, образован земельный участок площадью 3867 м2 (стр.30 проекта межевания). Указанная площадь земельного участка не соответствует требованиям законодательства, в соответствии со Сводом Правил по проектированию и строительству СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, в основу определения которого положен принцип выявления удельного показателя земельной доли для зданий разной этажности, рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений в данном кондоминиуме на удельный показатель земельной доли, соответственно, площадь земельного участка должна составлять 5970,064 м2.

Площадь земельного участка под многоквартиный дом по ул.Хабаровская, 64 по проекту межевания составляет 8287 м2, тогда как должна составлять 15117,72 м2.

При этом проектом межевания территории под многоквартирный дом по ул. Хабаровская, 64 должно быть образовано два не имеющих между собой общих границ земельных участка, между которыми проходит дорога общего пользования, расположенная перед жилыми подъездами.

В проекте межевания отсутствует информация о площади земельного участка, необходимого к образованию под многоквартирный дом по ул. Хабаровская, 62.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ТСЖ «Хабаровская, 60, и ТСЖ «Хабаровская, 64». Отсутствие замечаний во время публичных слушаний относительно площади формируемых земельных участков не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Истцы не согласны с выводом суда об отсутствии доказательств нарушения оспариваемым постановлением прав административных истцов. Не согласны с выводом суда об отсутствии доказательств использования земельных участков большей площади. Согласно разрешению на строительство дома по ул. Хабаровская, 60, должна была быть построена подземная автопарковка площадью 1815,51 кв м, которая построена не была. В связи с этим требуется участок большей площади. Истцы не согласны с расчетом суда площади земельных участков в части применения расчетной жилищной обеспеченности для расчета удельного показателя земельной доли – 30 м2/чел.

Прокуратурой г.Перми, администрацией г.Перми, Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.

Представители административных истцов ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» в судебном заседании доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней поддержали.

Представитель административных ответчиков против отмены решения суда возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Прокурором прокуратуры Пермского края дано заключение об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с ч.1 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Одним из видов документации по планировке территории является проект планировки территории (ч.4 ст. 41 ГрК РФ).

В соответствии с положениями п. 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Как определено ст.45 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (ч.1). Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи (ч.5). Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч.16).

Проверив порядок подготовки и принятия оспариваемого нормативного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о его соблюдении.

Как следует из материалов дела, 27.07.2015 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми издано распоряжение № СЭД-22-03-638 «О подготовке документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе г. Перми (л.д.117).

Указанное Распоряжение 07.08.2016 опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» №56.

На основании указанного Распоряжения ООО «Жилсоцинвест» выдано техническое задание на разработку документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе г.Перми.

Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми 30.12.2016 утверждено заключение по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым рекомендовано принять решение о проведении публичных слушаний.

Постановлением Главы города Перми - председателя Пермской городской Думы от 20.02.2016 № 33 «О назначении публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе города Перми» были назначены публичные слушания.

Указанное Постановление Главы города Перми от 20.02.2016 № 33 и сообщение о проведении публичных слушаний были опубликованы в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 13 от 26.02.2016, а также на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» 29.02.2016 (https://www.gorodperm.ru).

В соответствии с Постановлением Главы города Перми от 20.02.2016 № 33 размещение экспозиции, демонстрационных материалов и иных информационных документов по теме публичных слушаний для предварительного ознакомления в холле администрации Дзержинского района города Перми по адресу: <...> и на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 дней с даты опубликования настоящего постановления.

24.03.2016 в 18.30 час. состоялись публичные слушания по адресу: <...>, МАОУ «СОШ №55», актовый зал.

Предложения и замечания по теме публичных слушаний могли быть поданы в срок по 25.03.2016.

Представителями ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» направлены замечания на протокол публичных слушаний. Замечаний и возражений относительно площади формируемых земельных участков по ул.Хабаровская, 60, и ул.Хабаровская, 64 не поступало.

По результатам проведения публичных слушаний составлено заключение от 30.03.2016 № 93 о результатах публичных слушаний, которое опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 08.04.2016 № 24, и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» 04.04.2016 (https://www.gorodperm.ru).

Постановлением администрации г.Перми от 26.12.2016 №1169 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ул.Вагонной, ул.Хабаровской, ул.Красноводской в Дзержинском районе г. Перми (т.1 л.д.37).

Указанным проектом межевания сформированы земельные участки:

- **:ЗУ4 под многоквартирный дом по ул.Хабаровская, 64 площадью 8287 кв.м (стр.23 экспликации земельных участков по проекту межевания) (т.2 л.д.34);

- **:ЗУ37 под многоквартирный дом по ул.Хабаровская, 60 площадью 3867 кв.м (стр.30 экспликации земельных участков по проекту межевания) (т.2 л.д.41).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ, ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, ч. 1 ст. 41 ГрК РФ, ч. 34 ст. 1 ГрК РФ, ст.ст. 42, 43 ГрК РФ, ч. 1 ст. 45 ГрК РФ, ч. 12-14 ст.46 ГрК РФ, Уставом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150.

При этом суд пришел к выводу о том, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена. Отказывая в иске, суд исходил из того, что площадь формируемых под многоквартирные дома по ул.Хабаровская, 60 и ул.Хабаровская, 64 определена правильно. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске административными истцами срока для обращения в суд.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в части пропуска административными истцами срока для обращения в суд, поскольку в соответствии с ч.6 ст.208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования. Нарушений действующего законодательства при определении площади формируемых под многоквартирные дома по ул.Хабаровская, 60 и ул.Хабаровская, 64 г.Перми земельных участков не допущено.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к неправильному определению площади формируемых проектом межевания земельных участков под многоквартирные дома по ул.Хабаровская, 60 и ул.Хабаровская, 64.

Указанные доводы являются ошибочными.

Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 №59 утверждены «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминимумах».

Настоящие Методические указания являются основой для разработки методики расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления (раздел 1 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 3.1 в основу Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, положен принцип определения величины удельных показателей земельной доли для зданий разной этажности на основе градостроительных нормативов различных периодов массового жилищного строительства.

Исходя из положений пункта 3.4 Методических указаний, нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, в основу определения которого положен принцип выявления удельного показателя земельной доли для зданий разной этажности, рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений в данном кондоминиуме на удельный показатель земельной доли по формуле (1):

Sнорм.к = Sк x Уз.д., (1)

где Sнорм.к - нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, м2;

Sк - общая площадь жилых помещений в кондоминиуме, м2;

Уз.д. - удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности (таблица приложения А).

«Приложением А» к Методическим указаниям от 26.08.1998 №59 установлено, что удельный показатель 0,92 применяется при СНиП 2.07.01-89*.

Вместе с тем, оспариваемым проектом межевания территории установлено применение СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», установлен удельный показатель земельной доли при расчетной обеспеченности (Н) 30 кв.м/чел.

Согласно примечанию 2 к таблице «Приложения А», норма СНиП 2.07.01-89* (позволяющая применить удельный показатель 0,92) приведена для расчетной жилищной обеспеченности 18 кв.м/чел. При другой обеспеченности расчетную нормативную земельную долю следует определять по формуле:

Уз.д. = Уз.д.18 x 18/Н,

где Уз.д.18 - показатель земельной доли при 18 кв.м/чел.;

Н - расчетная жилищная обеспеченность, кв.м.

При таких обстоятельствах, вопреки позиции административных истцов, поскольку проектом межевания предусматривается применение СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», установлен удельный показатель земельной доли при расчетной обеспеченности (Н) 30 кв.м/чел. (массовый эконом-класс в соответствии с Таблицей 2 указанного СП), соответственно, расчет площади земельного участка должен определяться по формуле: Уз.д. = Уз.д.18 x 18/Н.

С учетом приведенных выше положений, расчет площади земельных участков под многоквартирные дома по ул.Хабаровская, 60 и ул.Хабаровская, 64, указанный в проекте межевания, является правильным.

Нормативная площадь земельного участка под дом по ул.Хабаровская, 60 составляет:

Уз.д. = Уз.д.18 х 18/Н = 0,92 х 18/30 = 0,552

Sнорм.к = Sк х Уз.д = 6 489,2 (площадь помещений в доме) х 0,552 = 3582,04 кв.м, тогда как проектом межевания участок сформирован в размере 3867 кв.м.

Нормативная площадь земельного участка под дом по ул.Хабаровская, 64 составляет:

Уз.д. = Уз.д.18 х 18/Н = 0,92 х 18/30 = 0,552

Sнорм.к = Sк х Уз.д = 16432,2 (площадь помещений в доме) х 0,552 = 9070,57 кв.м.

Проектом межевания участок сформирован в размере 8287 кв.м.

Формирование указанного земельного участка площадью на 770 кв.м менее нормативной не влечет признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта.

Из проекта межевания видно, что смежными земельными участками являются: земельный участок под многоквартирный дом ул.Хабаровская, 62 (границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством, земельный участок в проекте отображен как существующий) и земельные участки под многоквартирные дома по ул.Вагонная, 27 и ул.Вагонная, 29.

Согласно схеме, имеющиеся вокруг домов по ул.Хабаровская, 60 и ул.Хабаровская, 64 свободные земли, относятся к городским лесам, соответственно, за счет них не может быть увеличена площадь спорных земельных участков (т.2 л.д.78).

Поскольку доказательств несоответствия оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим более высокую юридическую силу, не установлено, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, влияющих на законность судебного акта, а потому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Хабаровская, 60 и ТСЖ «Хабаровская, 64» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подписи/