ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2170/2021 от 11.08.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Ежов Д.С.

(Дело № 2а-2170/2021) Дело №33а-9277/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Нижний Новгород 11 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В., в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Галиничева Андрея Васильевича на решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 14 апреля 2021 года по административному делу по административному иску Галиничева Андрея Васильевича к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области» о признании незаконным бездействие филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области по не предоставлению сведений из единого государственного реестра недвижимости по запросам № MFC-032S/2020-93258-1, № MFC-0328/2020-93249-1 и обязании предоставить сведения из ЕГРН в виде выписок на бумажном носителе в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу,

установила:

административный истец Галиничев А.В. обратился в Советский районный суд г.Н.Новгорода с вышеуказанным административным иском, в котором просил:

- признать незаконным бездействие филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области по непредоставлению сведений из единого государственного реестра недвижимости по запросам № MFC-032S/2020-93258-1, № MFC-032S/2020-93249-1;

- обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области предоставить сведения из ЕГРН в виде выписок по указанным запросам на бумажном носителе в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что 28.11.2020 г. административный истец обратился в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода в Советском районе с запросом о предоставлении выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами № 52:34:1000010:66 и № 52:34:1000010:38.

Сотрудником МФЦ 28.11.2020 в 13 ч. 42 мин, 13 ч. 47 мин. были сформированы и напечатаны Запросы о предоставлении сведений из ЕГРН № FC-0328/2020-93258-1, № MFC-0328/2020-93249-1, а также сформированы, распечатаны и выданы административному истцу квитанции, содержащие уникальный идентификатор начисления (УИН), для внесения платы за предоставления сведений из ЕГРН.

Оплата запросов о предоставлении сведений из ЕГРН по выданным квитанциям с УИН была произведена административным истцом 29.11.2020 г., что подтверждается приложенными к иску чеками по операции безналичной оплаты услуг Сбербанк-онлайн на 2 листах.

Обратившись 05.12.2020 г. в МФЦ административному истцу выписки из ЕГРН сотрудники МФЦ выдать не смогли и предложили обратиться в ФГБУ Федеральная кадастровая палата за возвратом денежных средств или с обращением об исполнении данных запросов.

На претензию административного истца о не предоставлении информации из ЕГРН, административный ответчик письмом № 37-523/21 от 18.01.2021 г. (прилагается) сообщил, что по запросам административного истца не была получена информация о платеже в государственной системе государственных и муниципальных платежей. Также в указанном письме административному истцу рекомендовано сделать новый запрос, заново внести плату за предоставление сведений, а уже оплаченные денежные средства вернуть посредством обращения с заявлением к административному ответчику.

Административный истец указал, что не предоставление сведений из ЕГРН является бездействием, нарушающим право заявителя на получение сведений об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости из ЕГРН, предоставление которых, в соответствии с действующим законодательством, оплачено административным истцом должным образом.

Решением Советского районного суда г.Н.Новгорода от 14 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Галиничеву А.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Советского районного суда г.Н.Новгорода от 14 апреля 2021 года, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в частности сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 этой статьи, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и Порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 5 статьи 62).

Порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов о предоставлении сведений в орган регистрации прав и порядок передачи органом регистрации прав подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным многофункциональным центром и органом регистрации прав соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 62).

Согласно части 9 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен данным Федеральным законом.

Согласно пункту 48 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968 (далее - Порядок N 968) при представлении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в бумажном виде при личном обращении (в том числе при личном обращении в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг) заявителю в момент подачи запроса выдается уникальный идентификатор начисления для осуществления оплаты.

В соответствии с пунктом 51 Порядка N 968 в случае, если оплата вносится после представления запроса, днем получения органом регистрации прав запроса считается день, следующий за днем получения этим органом в установленном порядке сведений об оплате за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.

В силу пункта 2 Порядка N 967 внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитической и иной информации осуществляется после представления запроса в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы либо в подведомственное ему учреждение и получения уникального идентификатора начисления, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 7 Порядка N 967, а именно представления запроса в орган регистрации прав посредством почтового отправления.

В соответствии с п. 5. Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 № П/0144 при представлении запроса в бумажном виде при личном обращении уникальный идентификатор начисления (УИН) выдается заявителю в момент подачи запроса.

В соответствии с п. 4 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 № П/0144 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» внесение платы должно быть осуществлено не позднее семи календарных дней с даты получения уникального идентификатора начисления (УИН).

Из материалов дела следует и судом установлено, что 28.11.2020 административный истец обратился в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода в Советском районе с двумя запросами о предоставлении выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, которым присвоены номера № MFC-0328/2020-93258-1 (PKPVDMFC-2020-11-28-082159), № MFC-0328/2020-93249-1 (PKPVDMFC-2020-11-28-081711).

С 28.11.2020 в программном продукте федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН вышеуказанные запросы от ФИО1 находились со статусом «Ожидание оплаты» и не могли быть переданы конкретному исполнителю до тех пор, пока сведения об оплате из государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (далее -ГИС ГМП) не поступят к соответствующему запросу во ФГИС ЕГРН.

«Об установлении порядка предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН», в случае если оплата вносится после представления запроса, днем получения органом регистрации прав запроса считается день, следующий за днем получения этим органом в установленном порядке сведений об оплате за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.

Методическим письмом Росреестра от 22.08.2017 N 14-10188-ГЕ/17 "О направлении позиции" разъясняется следующее, что положениями Закона N 218-ФЗ определен период времени для предоставления сведений из ЕГРН, а также момент начала исчисления срока (со дня, следующего за днем получения органом регистрации прав в установленном порядке сведений об оплате за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН), течение которого, как предусмотрено ГК РФ, начинается на следующий день после этой даты (получения запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, либо в случае, указанном в пункте 51 Порядка, - сведений об оплате).

Истец подал запросы в МФЦ 28.11.2020, оплатил их 29.11.2020, но орган регистрации прав в установленном порядке не получил сведений об оплате за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, поскольку информация о совершенных платежах по запросам из программного продукта ГИС ГМП в программный продукт ФГИС ЕГРН не поступила в течение срока, установленного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 № П/0144, по причине технического сбоя со стороны программного продукта ГИС ГМП, который не находится в ведении Учреждения в лице Филиала.

Впоследствии, 10.12.2020 в адрес Филиала поступило письмо 14-10751-МС/20 от 09.12.2020 (вх. 24-3931/20 от 10.12.2020) от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), оповещающее о возникших технических проблемах в работе программного продукта ГИС ГМП, а именно о техническом сбое в направлении УИН в ГИС ГМП, а также неполучении федеральной государственной информационной системой ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН) информации из ГИС ГМП о совершенных плательщиками платежах.

Запросы административного истца с номерами № MFC-0328/2020-93258-1, № MFC-0328/2020-93249-1 с момента их создания обладали статусом «Ожидание оплаты», а 06.12.2020 в 01:50, по истечении срока, установленного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 № П/0144, автоматически завершились программным продуктом ФГИС ЕГРН, без участия работников Филиала, со статусом: «Возврат документов без рассмотрения», по причине непоступления информации о совершенных платежах по запросам в ГИС ГМП.

На указанное обращение Филиалом был дан ответ 37-523/21 от 18.01.2021 с разъяснением порядка возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН по запросам MFC-0328/2020-93258-1, № MFC-0328/2020-93249-1. К ответу также был приложен образец заявления о возврате платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации.

Разрешая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконным бездействия филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области по непредоставлению сведений из единого государственного реестра недвижимости по запросам № MFC-032S/2020-93258-1, № MFC-032S/2020-93249-1, не имеется, поскольку установил, что информация о совершенных платежах по запросам из программного продукта ГИС ГМП в программный продукт ФГИС ЕГРН не поступила в течение срока, установленного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 № П/0144, по причине технического сбоя со стороны программного продукта ГИС ГМП, оператором которого выступает Федеральное казначейство. По истечении срока, установленного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 № П/0144, запросы автоматически завершились программным продуктом ФГИС ЕГРН, без участия работников Филиала, со статусом: «Возврат документов без рассмотрения», по причине непоступления информации о совершенных платежах по запросам в ГИС ГМП. В связи с чем, обстоятельства, для возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушение прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод) административного истца, отсутствуют.

С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться.

Так, согласно ч. 1 ст. 21.3 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Частями 2, 3 ст. 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство. Порядок ведения ГИС ГМП устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Получателем денежных средств, дохода от платы за предоставление ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений, содержащихся в ЕГРН, являются территориальные органы Росреестра в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ, как полномочный администратор дохода федерального бюджета. (Территориальный орган Росреестра выступает получателем денежных средств и по документам, имеющимся в деле - Протоколам взаимодействия с ГИС ГМП, Квитанциям).

Из вышеуказанного следует, что программный продукт ГИС ГМП не находится в ведении Учреждения в лице Филиала.

Кроме того, факт некорректной работы программного продукта ГИС ГМП подтверждается:

- письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 14-10751-МС/20 от 09.12.2020 (вх. 24-3931/20 от 10.12.2020), оповещающее территориальные органы Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам РФ о возникших технических проблемах в работе программного продукта ГИС ГМП, а именно о техническом сбое в направлении УИН в ГИС ГМП, а также неполучении федеральной государственной информационной системой ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН) информации из ГИС ГМП о совершенных плательщиками платежах;

- письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 14-10840-МС/20 от 11.12.2020 (вх. 24-3956/20 от 14.12.2020), оповещающее территориальные органы Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам РФ, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру республики Крым, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, об организации взаимодействия с МФЦ с учетом восстановления работоспособности ГИС ГМП;

- материалом инцидента INCCA0001621820 от 31.03.2021 от оператора ФГИС ЕГРН, созданного Филиалом для индивидуального случая по поданным запросам административного истца, ответ на который подтверждает, что начисления по обращениям истца не были импортированы в ГИС ГМП в течении 7 суток с момента создания и были завершены со статусом "возврат без рассмотрения", а согласно информации с технологического портала СМЭВ (единой системы межведомственного электронного взаимодействия (https://smev.gosuslugi.m/portal/serviceshistory.jsp#!/SID0003998/p00smev) на дату создания начислений фиксировались сбои в работе сервиса ГИС ГМП.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правильными выводы суда об отсутствии бездействия филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области по непредоставлению сведений из единого государственного реестра недвижимости по запросам № MFC-032S/2020-93258-1, № MFC-032S/2020-93249-1.

При этом, согласно п. 11 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968 полученная органом регистрации прав плата подлежит возврату полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН.

Согласно п.п. 12, 13 Порядка № 986 возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника либо на основании решения суда. Заявление о возврате платежа представляется в орган регистрации прав, в который подавался запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, одним из способов, предусмотренных для подачи запроса. В случае подачи заявления о возврате платежа в электронном виде такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявление о возврате платежа может быть подано в течение трех лет со дня внесения платы.

Из ответа Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» 37-523/21 от 18.01.2021 на претензию ФИО1 усматривается, что заявителю разъяснено, что возврат завершенного обращения в работу не предусмотрен. Учреждение в лице Филиала может обработать лишь вновь созданный запрос, с новыми сроками исчисления, к которому во ФГИС ЕГРН поступят сведения об оплате из ГИС ГМП в надлежащем порядке и которому будет присвоен статус «В работе». Одновременно разъяснен порядок возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН по запросам MFC-0328/2020-93258-1, № MFC-0328/2020-93249-1. К ответу также был приложен образец заявления о возврате платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации.

Таким образом, истец не лишен возможности повторного обращения с соответствующими запросами о предоставлении сведений из ЕГРН, а также осуществить возврат ранее оплаченных денежных средств по запросам № MFC-032S/2020-93258-1, № MFC-0328/2020-93249-1.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под бездействием понимается уклонение органа, организация, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, от принятия решений либо действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.

Такие обстоятельства по настоящему административному делу не установлены, в связи с чем, отказ в удовлетворении административного иска судом первой инстанции принят обоснованно.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного истца с выводами суда первой инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены оспариваемого судебного акта.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 14 апреля 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 августа 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: